Холдингу пятое колесо…

Оценить
Саратовские поставщики не ждут больших перемен от объединения АвтоВАЗа и КамАЗа

Саратовские поставщики не ждут больших перемен от объединения АвтоВАЗа и КамАЗа

На днях госкорпорация «Ростехнологии» официально объявила о создании нового холдинга под рабочим названием «Росавто». В него войдут все автомобилестроительные активы госкорпорации, включая основные – АвтоВАЗ и КамАЗ.

В новый автохолдинг будут переданы принадлежащие Ростехнологиям акции АвтоВАЗа (25 %), КамАЗа (37,8 %), а также входящего в «Группу ГАЗ» ярославского завода «Автодизель» (30 %) и контрольные пакеты некоторых производителей автокомпонентов.

Совет директоров нового холдинга возглавит руководитель госкорпорации Сергей Чемезов, а генеральным директором станет Сергей Когогин, который совместит руководство Роставто и КамАЗом. Президенту АвтоВАЗа Борису Алёшину в новой структуре места не нашлось – он займётся проектами в авиастроении.

Предполагается, что новой структуре будет проще лоббировать свои интересы в правительстве и при необходимости – легче получить средства из госбюджета.

Планы по созданию автохолдинга ГК «Ростехнологии» вынашивала не один месяц. В декабре прошлого года она учредила компанию «Автоинвест-холдинг», главная задача которой заключалась в реализации масштабных инвестиционных проектов для привлечения новых стратегических партнёров отечественным автопредприятиям.

В мае этого года глава Ростехнологий Сергей Чемезов говорил о планах по созданию на основе активов госкорпорации четырёх гражданских холдингов – автомобилестроительного, авиационного, биотехнологического и строительного. Сейчас эти планы начинают обретать конкретные черты.

Без радужных перспектив

Корпорация «Росавто» станет стопроцентной дочерней компанией Ростехнологий. В структуру холдинга предполагается включить четыре субхолдинга: легковой – на базе АвтоВАЗа; грузовой – на базе КамАЗа; производящий автокомплектующие – на базе «Автокомпонентов» и субхолдинг «Силовые агрегаты», который будет базироваться на активах «Автодизеля» и Тутаевского моторного завода.

Как считают аналитики, перспективы новой корпорации нельзя назвать радужными. По мнению экспертов, слияние не даст ожидаемого экономического эффекта в обозримом будущем, поскольку каждое из предприятий холдинга «Росавто» обременено долгами.

Кроме того, у отечественных автокомпаний сейчас наблюдается затоваривание складов и, следовательно, снижение объёмов производства.

«КамАЗ и АвтоВАЗ летом частично были на каникулах, а осенью перейдут на сокращённую рабочую неделю, на обоих предприятиях наблюдается перепроизводство продукции, ожидается сокращение персонала, – отмечают аналитики. – В общем, проблемы есть у каждого предприятия, и нельзя утверждать, что их объединение приведёт к решению этих проблем».

Участники рынка сходятся во мнении, что новый холдинг может рассчитывать на дополнительное финансирование государства уже в новом качестве. Прогнозировать эффективность деятельности объединённой компании эксперты пока не берутся.

«На первых порах ничего не изменится»

На экономику Саратовской области состояние отечественного автопрома влияет весьма существенно, а некоторые наши предприятия целиком и полностью зависят от благосостояния КамАЗа и АвтоВАЗа. На автомобильную отрасль в регионе работает 16 предприятий. В их числе ОАО «СПЗ», ОАО «СЭПО», ОАО «Энгельсский завод фильтров», ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Электроисточник» и другие. Объёмы производства автокомпонентов на этих предприятиях, по данным министерства промышленности и энергетики области, составляют около 9 миллиардов рублей в год.

Как выяснила «Газета недели», саратовские партнёры на создание корпорации «Росавто» смотрят без особого энтузиазма.

«Нам-то по большому счёту всё равно, что они там наверху делают. Пусть хоть объединяются, хоть разъединяются, – говорит руководитель ОАО «Электроисточник» Валерий Багаев. – Для нас главное – чтобы они стабильно и устойчиво работали». По словам Валерия Анатольевича, сейчас сложно понять, во что по-настоящему выльется объединение автозаводов: «всё ещё слишком свежо и сыро». Но для его предприятия важно, чтобы с новой корпорацией работалось так же надёжно, как и с отдельно взятой компанией «КамАЗ». Однако присутствие в концерне АвтоВАЗа вызывает у Багаева определённые и вполне обоснованные опасения относительно будущей стабильности.

«Цены на нашу продукцию по АвтоВАЗу очень низкие и нам совершенно не выгодны, – говорит он. – Понятно, что в нынешних условиях все хотят сэкономить. Но нам хотелось бы получать от своей работы прибыль и иметь возможность развиваться. Так что, если, объединившись, наши заказчики увеличат объёмы производства и будут больше потреблять нашей продукции, мы будем только рады».

Представители ОАО «Энгельсский завод фильтров» заявили, что такое предприятие, как АвтоВАЗ, им «не интересно в принципе». Основным потребителем продукции энгельсского ОАО является КамАЗ. «От того, что сегодня состояние его дел ухудшилось, ухудшились и наши дела», – поясняет нам заместитель коммерческого директора Андрей Глазатов.

По его словам, единственное, на что может рассчитывать завод фильтров от слияния КамАЗа и АвтоВАЗа, так это на то, что «из бюджета будут выделять какие-то субсидии на развитие этих предприятий», вследствие чего часть финансовых вливаний может перепасть и на долю поставщиков комплектующих.

«И всё же боюсь, что слияние этих двух производителей не сильно отразится на объёмах производства, – продолжает наш собеседник. – Речь, скорее всего, можно вести не об увеличении сбыта их продукции, а о сокращении издержек».

Помощник генерального директора ОАО «Балаковорезинотехника» Александр Журавлёв сначала отметил, что его предприятие активно работает и с КамАЗом, и с АвтоВАЗом и что его предприятию хорошо знакомы и новое руководство Волжского автозавода, и будущее начальство нового концерна. А потом заявил, что больших перемен от слияния двух крупных компаний не будет.

«По крайней мере на первых порах ничего не изменится, – уточняет Александр Васильевич. – Но нам, конечно, хотелось бы надеяться, что в дальнейшем объёмы заказов нашему предприятию увеличатся, а его финансовое состояние улучшится».

«Эти процессы способны поднять отрасль»

Самым оптимистичным взглядом на создание корпорации из КамАЗа и АвтоВАЗа с «Газетой недели» поделился министр промышленности и энергетики области Александр Никонов. Он заявил, что речь об объединении предприятий шла давно и что сегодня можно надеяться на улучшение дел в автомобилестроительной отрасли.

– Сейчас мы являемся свидетелями создания холдинга под руководством опытного топ-менеджера, способного создать эффективную, дееспособную команду. Сергей Когогин, по мнению многих экспертов, является одним из лучших топ-менеджеров в автопроме.

В целом глобализация автомобильного рынка ведёт к снижению издержек, оптимизации процессов производства. На мой взгляд, эти процессы – при жёстком и грамотном подходе руководства – способны реально поднять автомобильную отрасль. Имеются и положительные примеры в мировой практике: например, альянс Chrysler («Крайслер») и Fiat («Фиат») под руководством Серджио Маркионне, объединение Renault («Рено») и Nissan («Нисан»), которое возглавил Карлос Гон.

Сергей Когогин, возглавив холдинг, скорее всего, выстроит такую модель, в которой и саратовские заводы, производящие автокомпоненты при конструктивном подходе и мобилизации управленческих ресурсов, смогут занять своё место.