«Очень знаменитая» пропажа

Оценить
Сорокаметровое живописное полотно с центральной улицы исчезло бесследно

Сорокаметровое живописное полотно с центральной улицы исчезло бесследно

– Кроме диорамы «Саратов вчера, сегодня, завтра», которая возле Липок, мы выполняли ещё одну подобную работу, – говорит художник Леонид Нечкин. – Вы давно живёте в Саратове? Тогда должны помнить.

К стыду своему, я не помнил. И стал вспоминать только после того, как Леонид Михайлович показал мне сохранившиеся у него в мастерской эскизы этой работы (фотографии этих эскизов вы видите в газете).

– На проспекте Кирова между улицами Горького и Вольской по правой стороне, как идти от Чапаева, было издательство «Полиграфист», – рассказывает Леонид Михайлович. – На проспект выходила большая витрина. Город объявил конкурс, чем заполнить эту витрину. Я предложил сделать живописное панно на тему истории Саратова.

Это было большое живописное произведение, вспоминает Нечкин: 43 метра длиной, 3,5 метра высотой. На нём были изображены все значительные исторические персонажи, связанные с Саратовом, от основателей города Засекина и Турова до Гагарина. Прямо на холсте были размещены текстовые аннотации. Пояснения, как называлось то или иное здание, другие исторические справки.

– Но провисело оно в витрине недолго, – говорит художник. – Потом его сняли якобы потому, что витрины протекли и надо было реставрировать. С тех пор эта картина пропала. Наверно, кому-то понадобилась. Она была сделана на очень прочной авиационной фанере, обтянутой холстом. Рассказывали, будто передали в цирк – просто на хранение. Но в цирке ничего об этом не знают. Мы обращались и во Фрунзенскую районную администрацию, но тоже безрезультатно.

– Странно, что такая большая работа могла бесследно исчезнуть, – недоумеваю я.

– Вот ваша газета и попробовала бы провести расследование, – отвечает Леонид Михайлович.

– Когда, напомните, это было?

– В 1994 году.

Почему бы и не попробовать! Но где искать людей, помнящих, что происходило в «Полиграфисте» пятнадцать лет назад? Коллеги посоветовали мне обратиться за справкой к начальнику отдела взаимодействия со СМИ и полиграфическим комплексом областного министерства информации и печати Людмиле Виноградовой.

Людмила Борисовна сказала, что тогдашнего директора «Полиграфиста» Ирины Андреевны Карпуниной уже нет в живых и сейчас трудно разыскать тех, кто мог бы что-то вспомнить о судьбе панно. По словам Виноградовой, коллектив покидал «Полиграфист» довольно спешно: «Они все сумочки свои взяли и пошли… С ними обошлись не совсем корректно». Но всё же она порекомендовала позвонить бывшей сотруднице предприятия Евдокии Коваленко.

Евдокия Александровна попросила неделю, чтобы обзвонить бывших коллег, но и по прошествии этого срока не смогла внести ясность в судьбу живописного панно:

– Я поспрашивала девушек, с кем работала, никто не знает, куда оно делось. Сама я ушла в мае 1996 года, ещё до того, как развалилось всё. Когда продали помещение «Полиграфиста», оно стало принадлежать Родионову, это было, наверно, в 1991 году, и потом он сколько-то лет им пользовался.

Известный саратовский предприниматель Владимир Родионов подтвердил, что в своё время приобрёл акции приватизированного «Полиграфиста» и стал собственником в том числе и здания с витриной на проспекте.

«При мне это панно стояло, – сказал Владимир Евстафьевич. – Потом хозяином стал Бахотский. При нём тоже какое-то время оно оставалось на месте».

По словам Родионова, «вокруг предприятия было много дрязг», видимо, новым собственникам стало не до живописи: «Надо было следить тем, кто его делал, художникам, а для тех бизнесменов это панно было не нужно. Было нужно, пока закрывало ободранный фасад. А когда фасад отремонтировали, думаю, его выкинули».

Попытка выяснить, так ли это, у нового собственника здания, где теперь работает торговый комплекс «Манеж», у Виктора Бахотского, разбилась, как о скалу, о его секретаршу.

Но прежде я поинтересовался сайтом упомянутого комплекса «Манеж». Там в разделе «Историческая справка» сказано, что «Очень знаменитым здание бывшей типографии было у саратовцев в пору празднования 400-летия города – в 1990 году. К этой дате группа саратовских художников создала красивое монументальное полотно на историческую тему. Оно было размещено на специальной витрине вдоль двухэтажного здания объединения «Полиграфист» на проспекте Кирова».

Секретарь Бахотского заявила, что на сайте она ни разу не была, поэтому не знает, о чём речь. «А с Виктором Евгеньевичем нельзя соединиться. Он даже не будет с вами разговаривать. Он занятой человек. Вы с ним знакомы? Нет? Ну что же вы хотите».

Наконец хранительница приёмной смилостивилась и разрешила перезвонить через пару дней, пообещав задать своему шефу интересующий меня вопрос. В назначенный день она была сурова, как прежде: «Можете не звонить! Я Виктора Евгеньевича не спрашивала. Он занят, понимаете?»

– Да увезли это панно давно на чью-нибудь дачу, – уверен Павел Маскаев, председатель саратовской областной организации Союза художников РФ. – Толстая авиационная фанера, столько больших листов. Прекрасный стройматериал!

– Жалко! – говорит Леонид Нечкин. – Такую работу можно было бы и сейчас показать в каком-нибудь просторном помещении. Например, в речном вокзале, чтобы туристы с теплоходов могли посмотреть.

Несбыточные мечты… И в речном вокзале давно торговый комплекс, как и на проспекте, и панно исчезло, скорее всего, навсегда. Очень хотелось бы ошибиться. Но где, в каком стогу сена может затаиться и сохраниться эта «иголка»?