Оптимизационная трагикомедия

Оценить
Масштабные изменения маршрутов городского транспорта готовили давно, но горожан предупредить не позаботились

Масштабные изменения маршрутов городского транспорта готовили давно, но горожан предупредить не позаботились

В начале августа горожанам предложили ребус повышенного уровня сложности – на скорость мышления, внимание, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве и читать на лету. Таблички с маршрутами переписали «газели» и автобусы сразу 18 направлений! Хорошо, что в эти дни спала недавняя 40-градусная жара, иначе у многих бы точно случилось помешательство.

Где-то к прежним цифрам добавились буквы: маршрут № 60 превратился в 60 Д, маршрут № 13 – в 13 Т; где-то видоизменился и сам номер – маршрут № 56 стал № 156. Маршруты № 25, № 48 и ещё парочка исчезли вовсе. На некоторых машинах вывесили оба номера – старый и новый.

Старое расписание пути следования, и без того громоздкое, приросло новыми пунктами. Так, на автобусе № 90 теперь написаны новые конечные: «Крекинг – п. Юбилейный», а на лобовом стекле табличка – «До аэропорта».

Сейчас подвергшийся массированным изменениям транспорт ходит увешанный поясняющими надписями, как передвижная доска объявлений. Которые надо успеть прочитать за те секунды, что «газель» подходит к твоей остановке.

В администрации Саратова поясняют, что эта масштабная операция «в целях оптимизации маршрутной сети города» только на первый взгляд внедрена повсеместно и мгновенно. Готовилась она давно и тщательно.

Но почему-то объявления о предстоящих изменениях маршрутной схемы появились в «газелях» буквально за два-три дня до начала операции «Оптимизация». Ни в одной городской газете, ни по местному радио или телевидению, ни на сайтах не было никакой разъясняющей информации. Людей просто поставили перед фактом.

Этот ляп местных властей признаёт даже председатель комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу администрации Саратова Николай Никитин. Именно его ведомство отвечает за «оптимизацию».

«Да, тут есть недоработка транспортного управления города. Им было рекомендовано провести кампанию по извещению граждан. Можно было поактивнее анонсировать», – сказал Никитин.

Он же рассказал «Газете недели», с какой целью и как проводилась оптимизация маршрутной сети.

– Николай Владимирович, зачем затеяли оптимизацию?

– Мы оптимизируем не конкретный маршрут, а систему городского транспорта в целом. Последние изменения коснулись тех маршрутов, которые связывают окраины с центром города. Днём концентрация таких «газелей» в центральных районах Саратова чрезвычайно велика. Удлиняя маршруты (а большинство из восемнадцати именно продлены), мы пытаемся сократить количество конечных остановок в центре Саратова, уменьшить количество самих машин и в то же время оставить их ровно столько, сколько нужно для перевозок.

– Саратов потихоньку избавляется от «газелей»?

– Да, конечно. Но взять и заменить все «газели» автобусами в одночасье мы не можем. Будет хаос – на Московской и других улицах начнётся столпотворение автобусов. Сейчас в Саратове обеспеченность транспортом – 350 единиц на 1000 человек. А реальная пропускная возможность наших дорог вдвое меньше.

Но сокращать количество «газелей» надо. В идеале они должны быть подвозящим транспортом – с окраин подвозить людей до троллейбусов, трамваев и автобусов.

– Кто решал, как и что в саратовской схеме движения пассажирского транспорта надо изменить?

– Во-первых, учли мнения горожан, их звонки, предложения и пожелания. Во-вторых, мы опирались на научные заключения ЗАО «Петербургский НИПИград», которое в 2008 году проводило в Саратове исследования пассажиропотока. На это потрачено 3,49 миллиона рублей. Эти деньги ушли на то, чтобы охватить исследованием два направления: центр – посёлок Юбилейный и центр – Ленинский район.

Мы понимаем, что только оптимизацией маршрутов большого эффекта в организации дорожного движения города не добьёшься. Нужен комплекс мероприятий по реконструкции уличной сети – строительство развязок, расширение дорог, новые парковки и т. п. К сожалению, бюджетные средства на эти цели весьма ограничены.

– Получается, начали с самого лёгкого и быстрого – сократили количество «газелей». Дороги расширять и бороться с личным транспортом дольше и труднее…

– Вы правы, потому и принята программа развития уличной дорожной сети Саратова, она будет действовать до 2012 года. А сейчас мы начали с того, что в наших силах изменить.

– Не поторопились?

– Нет. Мы проводим оптимизацию исходя не из того, что будет, а из того, какая сейчас обстановка.

– Это окончательные изменения? Может ли случиться так, что наряду с новыми маршрутами останутся и некоторые старые?

– Всё возможно. Сейчас машины по изменённым маршрутам месяца три будут работать в режиме накатки. Выясним, насколько востребованы новые маршруты, нет ли холостых пробегов. После этого будет принято окончательное решение.

Вообще, должен сказать, что пока нет жалоб и возмущений от людей. В основном звонят и благодарят. Особенно за те маршруты, которые продлили до Юбилейного.

– А у меня есть один негативный отзыв. Вернее, опасение жителей района СХИ. Путь «газели» № 60 Д продлили от улицы Артиллерийской до студгородка. Пока это не воплощено – мешают железные ворота ракетного училища, которые перекрывают аллею на Артиллерийской. Люди боятся, что, если ворота сломают, их аллея – единственная в том районе «зелёная отдушина» – станет проездной дорогой.

– Знаете, жители улицы Чапаева тоже, наверное, не в восторге от того, что у них под окнами бесконечный поток машин… Придётся выбирать, чьи интересы перевешивают. Посоветуемся с населением. Сейчас решается вопрос по этим воротам, ещё не известно, в чьём они ведомстве и для чего там поставлены. Знаю, что ГИБДД настаивает на том, чтобы ворота снести и разгрузить улицу Навашина.

***

Водители «газелей» высказали свою версию столь массовых изменений маршрутов. Она сильно отличается от официальной. Якобы городу грозит судебная тяжба за нарушение условий проведения конкурса по распределению маршрутов. Как раз тех направлений, которые попали под изменения. Мол, опасаясь проиграть дело, городские власти и устроили переименование. Изменилось название – исчез предмет спора.

***

маршрута (было)

Было (конечные)

маршрута (стало)

Стало (новые конечные и внутренние остановки)

Комментарии

25

п. Затон –

ж.-д. вокзал

125

п. Затон –

Смирновское ущелье;

все прежние внутренние остановки маршрутов № 25 и № 48 сохранены полностью

маршрут № 125 объединяет маршруты № 25 и № 48;

это сделано, чтобы разгрузить от транспорта площадь у ж.-д. вокзала

48

Смирновское ущелье –

ж.-д. вокзал

45

п. Юбилейный –

ж.-д. вокзал

145

п. Юбилейный –

Октябрьское ущелье;

все прежние внутренние остановки маршрутов № 45 и № 64 сохранены

маршрут № 145

объединяет маршруты № 45 и № 64;

это сделано, чтобы разгрузить от транспорта площадь у ж.-д. вокзала

64

Октябрьское ущелье –

ж.-д. вокзал

13

ул. Пархоменко –

«Магистраль»

13 Т

ул. Пархоменко –

ул. Грибова

маршрут продлён на две остановки от «Магистрали»: 9-я Линия и ул. Грибова

31

п. Юбилейный –

СГТУ

31 Т

п. Юбилейный –

ул. 1-я Беговая

маршрут продлён на 6 остановок от СГТУ: 2-я Садовая, СГТУ, Стрелка, маг. «Уют»,

3-й Товарный пр.,

ул. 1-я Беговая

32

обл. больница –

Музейная пл.

32 Т

обл. больница –

п. Затон

маршрут продлён на 2 остановки от Музейной пл.: судоремонтный завод, п. Затон

42

Музейная пл. –

подстанция

42 Д

Музейная пл. –

поликлиника СПЗ

(ул. Крымская)

маршрут продлён на 2 остановки от подстанции:

ул. Крымская, поликлиника СПЗ

54

ул. Лермонтова –

ж.-д. вокзал

54 Т

ул. Лермонтова –

ж.-д. вокзал

основной маршрут сохранён, добавился «крюк» до Музейной пл. и рынка «Пешка»

56

ул. Техническая –

ул. Грибова

156

ул. Техническая –

пл. Орджоникидзе

маршрут продлён на шесть остановок от ул. Грибова: Улеши, кожзавод, ул. Фабричная, 1-й жилучасток, пл. Орджоникидзе

57

п. Заплатиновка –

ул. Гоголя

57 Т

п. Заплатиновка –

СГСЭУ

маршрут продлён на 2 остановки от ул. Гоголя: ул. Б. Горная, СГСЭУ

60

6-й Динамовский пр. –

ул. Артиллерийская

60 Д

6-й Динамовский пр. –

ул. Тулайкова, 5

маршрут продлён на 2 остановки от ул. Артиллерийской: кондитерская фабрика, ул. Тулайкова;

есть изменения внутри маршрута: заезд на Крытый рынок, ул. Вавилова

69

(автобус)

п. Комсомольский –

Сенной рынок

69 Д

п. Комсомольский –

ул. Навашина

маршрут продлён на 5 ост. от Сенного рынка: ул. Университетская, ул. Б. Садовая, Стрелка, 1-я Дачная, ул. Навашина

77

ул. Грибова –

Театральная пл.

77 Т

ул. Грибова –

СГСЭУ

маршрут продлён на 3 остановки от Театральной пл.: ул. Горького, ул. Б. Горная, СГСЭУ; внутри маршрута 2 новые остановки – ул. Кутякова, музей им. Радищева

79

ж.-д. вокзал –

пл. Орджоникидзе

79 Д

ж.-д. вокзал –

4-й жилучасток

маршрут продлён на 4 остановки от пл. Орджоникидзе: ул. Авиастроителей, ул. Пензенская, 34-я школа, 4-й жилучасток

82

ул. Лермонтова –

ж.-д. вокзал

82 Т

ул. Лермонтова –

ж.-д. вокзал

основной маршрут сохранён, добавился «крюк» до Предмостовой пл, через ул. Московскую, ул. Б. Горную, Предмостовую пл.

90

(автобус)

Крекинг –

аэропорт

90 Д

Крекинг –

п. Юбилейный

маршрут продлён от аэропорта на 7 остановок до

п. Юбилейный

94

п. Юбилейный –

Крытый рынок

94 Т

п. Юбилейный –

Крытый рынок

изменения внутри маршрута: с ул. Советской движение перенесено на ул. Сакко и Ванцетти

96

Славянская пл. –

Техстекло

96 Т

Славянская пл. –

Техстекло

добавилась одна остановка внутри маршрута –

ДК «Техстекло»

Изменения коснулись 18 маршрутов – двух автобусных и 16 «газельных». Четыре маршрута соединили попарно: № 25 и № 48 – в маршрут № 125; № 64 и № 45 – в № 145. Большинство транспортных схем продлили, внутри некоторых (№ 54 Т, № 60 Д, № 94 Т, № 96, № 82 Т) изменились пункты следования.

Таблица составлена по данным МУПП «Саратовгорэлектротранс» и комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу администрации Саратова.