Фредди Крюгеру и не снилось…
Дурак на русской дороге страшнее любого фильма ужасов
Массовые аварии на дорогах страны, сопровождавшиеся многочисленными человеческими жертвами, стали предметом всевозможных разбирательств на уровне руководства МВД во второй половине лета. Понятно, и аварии, и выволочки, раздаваемые милицейским начальством, широко обсуждались в прессе. И, как следствие, в интернетовском блог-сообществе.
Дорожная тема меня интересует давно. Я тщательно слежу за высказываниями заинтересованных или просто неравнодушных лиц. И вот, исходя из анализа мнений пользователей Интернета о дорожных проблемах, пришла к неутешительному выводу: не будет никогда у нас ни хороших дорог, ни хорошего трафика, ни достойных блюстителей дорожного движения.
Потому что люди, которые дороги строят, воруют безбожно, гаишники берут взятки нещадно, сами при этом нарушают всё что можно и нельзя, а водители живут по правилам джунглей, а не ПДД, Может быть, я не права? Судите сами. Предлагаем вашему вниманию выдержки из многочисленных форумов.
***
Дело не в ограничениях скорости, а в головах.
В США любой водитель знает: превышать можно, но не более чем на 9 миль в час. Дальше можно нарваться на очень большой штраф (типа 10 баксов за каждую милю превышения плюс ещё сотни две на приют для кошек – кроме шуток) и пару звёздочек к страховке – это примерно по 500 баксов на 6 лет.
Но вот объехать пробку по встречке – это никому, кроме отпетых бандитов, убегающих от полиции, даже в голову не приходит. Это – абзац. Переход в другую категорию – руки на машину, наручники, reckless (безответственное), а то и dangerous (опасное, год тюрьмы) driving (вождение).
Точно как и не пропустить пешехода на зебре. А если не дай бог собьёшь? Это ж не Россия... Если что серьёзное, то можешь считать, что жизнь кончена, – если сильно повезёт, то будешь до конца дней работать на пострадавшего.
Другими словами, законы устроены экспоненциально, и наказание зависит от степени опасности. За проезд на красный сигнал светофора могут и просто пожурить, а могут звёздочку к страховке нарисовать – по обстоятельствам. За пересечение сплошной между рядами даже останавливать не будут. А вот за попытку объезда пробки по обочине, непропуск пешехода, непропуск машины со спецсигналом вклеют по первое число.
Первый случай пьяного вождения обойдётся штук в пять плюс принудительные курсы по трезвому образу жизни, плюс лишение прав на пару месяцев.
За 160 км/ч, встречку на трассе, езду без прав, повторный случай пьяного вождения или наркоту... Ууух... Страшно даже представить.
А вот ещё пример: каждый день я проезжаю катастрофически плохо устроенное слияние двух дорог в Кэмбридже. Так вот – машины просто едут ЧЕРЕЗ ОДНУ. И водители ещё делают друг другу «ручкой». Я представляю себе, что было бы в Москве (где 20 лет проездил)... Уровень агрессии – вот с чем надо бороться. Вся российская мифология автовождения – «уйти в точку от светофора», скакание по рядам и обочинам, быкование на «крутых тачках» – и всё чтобы приехать на пять минут быстрее. Вот с этим надо бороться. Все дороги не починить, на всех перекрёстках мосты не построить.
Но, увы, самые главные «быкуюшие» – это как раз власти предержащие и ГИББД. Агрессивное вождение постоянно вбивается в головы – даже в Риме водят вежливее (хоть там вполне могут объехать светофор по тротуару).
Может, это тоже от бедности? Или от того, что «закон джунглей»? Если у меня «бумер», а у тебя – «копейка», то я типа круче? Вот в США такого нет. В «копейке» вполне может оказаться респектабельный дядечка, которому пофиг на чём ездить до работы, а в «бумере» – нищий выпускник университета (23/23/23 – 23 года, 23-часовой рабочий день, 23 тысячи в год, все уходят на оплату кредита за «бумер» и на пиво)...
«Разруха в головах», короче...
***
В России, как известно, две напасти – дураки и дороги. А вот когда дурак на русской дороге – это почище Фредди Крюгера будет. Разруха – в головах. Дураки дороги проектируют, дураки и воры их строят, дураки и взяточники регулируют движение и быковатые дураки ездят по встречке. Как правильно dennyboy2009 сказал: всё начинается с правильно спроектированной и построенной дороги. Потом организация движения. И, само собой, качество самой дороги и своевременный ремонт. А хамло на дорогах вывести чрезвычайно трудно. В той же Америке и подрезают, и обгоняют на подъёмах. Но таких мало – потому как очень часто можно увидеть амеровского мента, который выписывает штраф (учтите, что он взяток не берёт). А штрафы немаленькие, так что скорость превышают в основном небедные экземпляры. Пока у нас менты в лапу берут – всё так и будет продолжаться. Зачем соблюдать правила, если отстегнул нищему менту в лапу – и дальше попёр.
Сегодня водитель не только участник сложного движения на некачественном покрытии, он ещё и наблюдатель за зелёнкой, вдруг из-за куста кто выскочит и что спросит. За границей про радар везде предупреждающие знаки стоят, а наблюдение если и ведётся, то наказание следует вдогонку, никто из кустов с палкой наперевес прыгать не станет. Понятно, что нарушителей так собрать больше можно, но на безопасность движения этот способ отлова действует отрицательно, нервирует участников движения и вносит сумбур в большом потоке а/м. Кстати, когда сдают участки новой или отремонтированной дороги, в комиссию всегда входят работники ГАИ, вот где возможность высказывать свои требования к качеству покрытия, дорожной одежде и т. д.
***
Русские права у меня с 1995 года. В Германии пришлось делать новые – с нашими можно ездить только полгода. Сделал. Через 9 месяцев после этого превысил скорость на автобане на 22 км/ч (странный кусок – из ничего возникает светофор, ограничение скорости 70 км/ч). Результат содеянного:
1) продление испытательного срока с двух лет до четырёх;
2) пункт в права;
3) принудительное участие в семинаре (4 дня, 250 евро);
4) штраф 93 евро. Счастлив был, что права не отобрали на месяц – пришлось бы кататься на работу на велосипеде.
А вот по поводу причин смертности на дорогах – ещё один пример из жизни. Были два года назад в гостях в России, встретились с моим другом. Друг – главврач больницы. У него какой-то толстый джип «мицубиси», мигалка и мегафон. Поехали на дачу к нему. Он и я – впереди, сзади – наши жёны с моей и его дочерьми, моя супруга ко всему прочему беременная.
Теперь – внимание. Постараюсь перечислить всё, ничего не забыв. Товарищ продемонстрировал:
обгон на закрытом повороте,
по встречной полосе,
на красный свет,
с превышением скорости.
Всё это – в одном из эпизодов нашего богатого впечатлениями путешествия. Были и другие комбинации...
Ну и при чём тут дороги?
Что делать?
Легко советовать, но вот как излечить наших сограждан от взаимной ненависти – в ней-то ведь всё и дело.
***
Конечно, можно заставить ездить всех и везде 40 км/ч, закрутить гайки так, что пол-России без водительских прав оставить и т. д.
А может, проанализировать, почему нарушают?
Правильно, конечно, что дороги плохие, развязки не совершенны, инфраструктура слабая, сотрудники безнаказанно нарушают, чиновники с мигалками и т. д, но нарушают-то из-за чего? Да пускай каждый себя сам вспомнит: пока никуда не спешишь и тебя время не лимитирует, ты примерный водитель, но стоит поставить тебя в рамки лимита времени – куда девается примерность?
Ну, так к чему я.
Просто нет у нас альтернативы скоростного передвижения, кроме как автомобиль, особенно в провинции.
Нет у нас малой авиации, для бизнеса и чиновников, а если и есть, то такая же небезопасная, нет у нас скоростных поездов, авиация дальняя многим не по карману. Ж/д транспорт медленный и некомфортный. Нет у нас гостиниц и мотелей более-менее доступных и с нормальным сервисом.
Вот и гаишник, когда лишает прав, понимает, что нет у водителя альтернативы добраться быстро из точки «А» в точку «В» и что, лишившись прав, можно лишиться просто средств к существованию. Поэтому отдают свои кровные люди, чтобы существовать хоть как-то. А все блатные будут нарушать, хоть десять раз выступит Нургалиев, хоть скорость до 20 км/ч сделают по дорогам, очень уж порочен круг, и разорвать его трудно.
***
По моим наблюдениям, правилам дорожного движения, точно также, как и правилам вежливости и уважения к женщине, к старшим, необходимо обучать и приучать с детства – в детских садах, в школе... В институте уже поздно – хаму, выросшему в хамской среде, никакое «высшее» уже не поможет... Забирая сынишку из детского садика (американского), я часто наблюдал, как карапузы на трёхколёсных агрегатах усердно педалят по размеченным дорожкам с дорожными знаками и на «перекрёстках» разъезжаются без проблем... Время бежит быстро...
Мой «малыш», который уже выше меня чуть ли не на голову, в 16 лет сдал экзамены и по теории, и по вождению авто в школе... Всё забываю спросить – у них это обязательные классы или факультатив?.. Когда я, по своей российской привычке, пытаюсь передать ему свой «водительский опыт»... «Пап, не надо, ты сам давай: «двумя руками за руль», ОК?..» Основные знания и навыки вождения большинство американцев получают в школе... Дальше уже от каждого зависит, как он будет совершенствоваться по жизни...
***
И полиция даёт достойный пример для подражания... Маленький городок, люблю прогуляться, когда жара уже спадает, ближе к полуночи... Улицы пустынны... Едет патрульная машина, на перекрёстке красный свет...
Я ни разу не видел, чтобы полицейский, не останавливаясь, проехал перекрёсток «на красный»... Вот когда они «летят» с сиреной по какому-либо экстремальному случаю – будь добр, встань в сторонку, и «красный» в этом случае на перекрёстке теряет свою силу для них...
Климат доброжелательности на дороге, опять же, именно полиция старается поддерживать личным примером... Пешеход ты или за рулём, если встретился взглядом с полицейским – обязательно поприветствует... Короче, полицейский всегда помнит: граждане в его лице вступают в контакт с Государством, он прежде всего государственный служащий, стоящий на страже интересов и благополучия простых граждан...
А теперь, не к ночи будет помянуто, представьте «лицо рАссейской ментуры» и, соответственно, «личико» Государства, которое она «олицетворяет», извиняемся за тавтологию... Что же вы, всерьёз надеетесь, что российские водилы, вдохновлённые «вежливостью» российских ментов, начнут расшаркиваться друг перед другом на асфальте, как на дворцовом паркете?.. А монтировка, а бейсбольная бита, а «на крайняк» и ствол заговорит... «Ну, быват...»
«Крутизна» – она же всем стремится показать, что вот-вот – и уже «с колен»... Только непонятно – уже встаёт или окончательно слетает... «С катушек»...
Желаю всем благополучия на дороге... Как говаривал один мой знакомый, юрист: машина – предмет повышенной опасности... Находясь за рулём, об этом необходимо помнить П-О-С-Т-О-Я-Н-Н-О!!!
***
В экзаменационных вопросах по правилам дорожного движения за пределами России обычное дело – не формальное знание ПДД, а умение применять здравый смысл, который часто оказывается главнее и нужнее.
Вот, например, экзаменуемому предлагается ситуация. Вы ведёте легковушку по зимней скользкой дороге. Дорога – главная, то есть у вас преимущественное право проезда перекрёстков. Вы издалека видите, как слева к перекрёстку подъезжает здоровенный тяжёлый трейлер, явно намеревающийся выехать на вашу трассу, сделав левый поворот. Ваши действия? «А» – моё преимущество, еду по правилам; «б» – сбрасываю скорость заранее и пропускаю трейлер.
При формальном подходе к требованиям ПДД верный ответ – «а». Но на самом деле – «б», из чего и исходит экзаменатор. Да пропусти ты эту фуру! Тебе это не трудно. Она, конечно, затормозит, пропуская тебя в соответствии с ПДД, но потом ей на льду так непросто будет стронуться с места, и вообще...
Экзамен на уживчивость на дороге. На интеллигентность, в конце концов.