Михаил Горемыко: В Саратовской области очень одарённые дети

Оценить
Накануне нового учебного года мы попросили министра образования области Михаила Горемыко поделиться опытом педагогической работы, рассказать, какие проблемы переживает современная школа и каково её будущее.

Накануне нового учебного года мы попросили министра образования области Михаила Горемыко поделиться опытом педагогической работы, рассказать, какие проблемы переживает современная школа и каково её будущее.

– Михаил Владимирович, что вас привело в профессию учителя?

– Случайность. После окончания университета я работал в нефтегазодобывающем управлении в Сибири. Но жизненные обстоятельства сложились так, что через два года пришлось вернуться в Саратов. Это был 1994 год. Низкая оплата труда была во всех сферах. Супруга искала работу. Нашла работу мне – учителем физики. Только ради неё я согласился встретиться с директором школы. Так стал учителем.

– Для вас это была счастливая случайность?

– Да. Мне сразу дали старшие классы, я был не намного старше своих учеников. Общение с ребятами было особенным, творческим. И то, что спустя два года я вернулся к основам физики, тоже определённым образом повлияло на то, что задержался на работе учителя три года. Затем меня пригласили работать специалистом отдела образования, потом стал директором школы.

– В школе вам какая работа больше нравилась – административная или преподавательская?

– Думаю, это нельзя разделить. Деятельность учителя мне очень нравилась. И когда стал директором, я в обязательном порядке вёл уроки в одном-двух классах. Считаю, директор школы прежде всего должен быть учителем, потом только администратором.

Я не разделяю мнение тех, кто говорит, что директор должен быть в первую очередь менеджером. Конечно, необходимо обладать менеджерскими знаниями и качествами, но умение разбираться в учебном процессе, умение анализировать деятельность учителей, деятельность педагогического коллектива – это неотъемлемая часть работы руководителя школы.

– Вам пришлось работать в школе в очень сложный период, в том числе и с точки зрения поддержки системы образования. Сейчас понимание необходимости вкладывать деньги в развитие образования со стороны федерального правительства очевидно. Когда было проще, а когда интереснее работать – в 90-е или сейчас?

– Я пришёл в школу, когда она фактически находилась в условиях выживания, когда учителям не выплачивали зарплату по несколько месяцев, не говоря уже об её увеличении. Материально-техническая база обновлялась крайне слабо и в основном за счёт внебюджетных родительских средств, бюджетные средства на эти цели просто не поступали. А затем, год от года, ситуация стабилизировалась. Появилась позитивная динамика. Мне в этом плане повезло.

– Вы работаете в министерстве образования области в должности первого заместителя и министра с первых дней губернаторства Павла Ипатова. Что за эти годы удалось сделать?

– Удалось переориентировать работу команды министерства и управленцев в сфере образования на работу в проектах и программах. Это реальная возможность привлечения дополнительных финансовых средств в сферу образования. Программно-целевой подход на сегодня является одним из наиболее эффективных. Саратовская область участвует во всех проектах, которые предлагаются системе образования, и участвует успешно. На уровне других регионов мы выглядим достойно.

– Говоря о повышении качества образования, возникает вопрос, как вы оцениваете результаты единого государственного экзамена, который в этом году перестал быть экспериментом?

– Мы готовились к проведению ЕГЭ в штатном режиме несколько лет, так что никаких неожиданностей во время его проведения в регионе не наблюдалось. Конечно, сами результаты оказались несколько ниже тех, которые могли бы ожидать учителя и руководители школ, но министерство образования прогнозировало эту ситуацию.

По предметам, которые в регионе уже не первый год сдают в форме ЕГЭ, наблюдается позитивная динамика на протяжении нескольких лет, и этот год не стал исключением. Значит, и по остальным предметам ситуация стабилизируется. Кстати, сами дети позитивно оценивают именно такую форму аттестации.

– В чём преимущество ЕГЭ по отношению к традиционной системе оценки знаний?

– Для детей – в том, что они сдают экзамен по окончании школы один раз, результат засчитывают при поступлении в любой вуз. А управленцам ЕГЭ даёт возможность принимать грамотные решения, поскольку результаты экзамена наглядно демонстрируют состояние дел в сфере образования, в каждом муниципалитете, в каждой конкретной школе, в работе каждого учителя. Мы впервые получаем достаточно прозрачную картину качества образования и внутри региона, и в сравнении с другими регионами.

– Но тогда почему у многих учителей и родителей негативное отношение к ЕГЭ?

– Любая реформа на первом этапе воспринимается в штыки – тем более такая, которая затрагивает фактически всё население России.

На протяжении десятков лет у нас учитель оценивал сам себя. Оценивая ученика, которого он учил, он тем самым выставлял оценку и своей работе. Сегодня учитель понимает, что его оценка будет зависеть от независимой аттестации учеников, на которую нельзя повлиять. Кстати, параллельно с переходом на штатный режим ЕГЭ мы запустили и процедуру зависимости заработной платы учителя от качества его работы. Порой боязнь того, что всё станет прозрачным и повлияет на материальное благополучие, и порождает определённые выпады в сторону ЕГЭ.

– Сегодня в школах очень не хватает молодых педагогов? Как вы считаете, вернётся ли молодёжь в школы?

– Безусловно, эта ситуация не решится за один, два, три года. Учительский труд за многие годы перестал быть значимым в обществе. Поэтому даже выпускники педучилища и педагогического института не желали работать в школе.

Кроме того, должна быть существенно изменена система подготовки кадров. Выпускник педагогической специальности имеет достаточно слабую педагогическую подготовку и представление о работе учителя. В конечном итоге он меняет специальность.

С одной стороны, должна быть выстроена система воспитательной работы на протяжении всего этапа взросления ребёнка, проводиться профориентация учащихся. С другой – неуклонное повышение социального статуса профессии учителя, улучшение его материального положения, в том числе в сельских территориях, предоставление жилья, что мы сегодня и наблюдаем.

– 18 августа состоялось областное совещание работников образования, на котором обсуждалась президентская инициатива «Наша новая школа». Какая она – «наша новая школа»? Какие задачи поставлены перед педагогами в новом учебном году?

– В рамках обсуждения инициативы «Наша новая школа» мы, как, собственно, и другие регионы Российской Федерации, видим, что каждый регион должен определённым образом сформировать свою программу действий.

Основной целью августовского совещания этого года было сформулировать задачи по разработке программы среднесрочного развития регионального образования, которая в обязательном порядке будет охватывать все направления президентской инициативы «Наша новая школа», причём учитывая региональные особенности.

В рамках работы системы образования и в рамках комплексного проекта модернизации образования за последние два года по каждому из заявленных направлений у нас есть не только наработки, но и опыт работы, достижения, которые, естественно, мы будем развивать.

Я считаю, что на сегодня задача школы (она, собственно, никогда и не менялась) – сплотить вокруг себя различные социальные, социально-экономические ведомства и структуры исполнительной власти, общественные организации, для того чтобы, во-первых, понять, какой социально-экономический заказ система образования получает от семьи и общества и каким образом этот заказ должен быть выполнен.

Кластерный подход в системе образования, который мы разработали и начали внедрять, должен установить горизонтальные и вертикальные связи между участниками образовательного процесса, между социально-экономическими структурами региона, чтобы каждое звено совершенно чётко осознавало свою миссию в выполнении этой задачи.

«Выходами» для школы как ядра кластера становятся профессиональная система образования, работодатели и рынок труда региона, которые также действуют по взаимно согласованным стандартам-требованиям к качеству «продукта». Результатом кластерной организации образовательного пространства региона станет качественно новое взаимодействие всех его участников, новое качество образования.

– Михаил Владимирович, как вы правильно заметили, сфера образования касается всех и каждого. Вам часто жалуются на саратовскую систему образования?

– Отзывы противоречивые. Есть, конечно, негативные. Зачастую они связаны с определённым негативным отношением к конкретной личности. Бывает так, что не повезло, ребёнка отдали к учителю, который не смог найти к нему индивидуальный подход, или к воспитателю, который не проявляет должного внимания к ребёнку в дошкольном образовательном учреждении. Иногда преподаватель не поставил студенту зачёт из-за каких-то личных, предвзятых отношений.

Ещё один негативный момент – по мнению работодателей, явно недостаточно, скажем так, определённой практической направленности, которую получают выпускники учебных заведений профессионального образования.

Есть и позитивные отзывы, прежде всего, о реальном процессе улучшения жизни учителей, это признают практически все. В нынешнем сложном году учителя являются наиболее защищённой категорией работников, их уровень заработной платы выше, чем в среднем в регионе. Такого не было никогда, по крайней мере на моей памяти.

Значительно улучшились условия обучения и материально-техническая база. Появилась новая техника, компьютерное оборудование, новая мебель, новые учебные кабинеты, оснащённые по современным требованиям, это и интерактивные аппаратно-программные комплексы. Интернет сегодня есть в каждом образовательном учреждении.

Ещё один положительный момент: если в предыдущие годы отрасль теряла дошкольные образовательные учреждения, то сегодня количество мест в этих учреждениях возрастает.

– Очередь в детский сад уменьшилась с пяти до трёх лет?

– Наш менталитет и неблагоприятная ситуация в предыдущие годы привели к тому, что, как только ребёнок рождается, его сразу ставят на очередь в детский сад, именно поэтому очередь выглядит очень солидно. На самом деле детей, которым завтра нужно идти в детский сад, гораздо меньше, чем очередников.

– Недавно ваша дочь Маша закончила школу. Как родитель довольны ли вы её образованием и какой совет дали, куда поступать?

– Я доволен её образованием. Дочь у меня окончила физико-технический лицей № 1. На мой взгляд, это одно из лучших учреждений в Саратовской области и даже в России за счёт педагогического коллектива, который сложился за десятилетия. Благодаря этому в школе и очень сплочённый, творческий ученический коллектив. Что касается выбора высшего учебного заведения, дочь пошла своим путём, хотя определённые подсказки я ей в этом плане давал, и Маша их учла.

– По вашей улыбке понятно, как вы гордитесь своим ребёнком. Можно сказать, что вы гордитесь всеми детьми Саратовской области?

– Конечно! В Саратовской области очень одарённые, одухотворённые и творческие дети. Прошло много мероприятий всероссийского и международного масштабов, в которых наши дети были лучшими.

Это и последняя победа саратовских программистов на международной олимпиаде, это и очень серьёзные заявки и призовые места, которые привезла молодёжь с Селигера совсем недавно, это и победа наших студентов во Всероссийской студенческой весне. Три раза в командном зачёте Саратовская область занимала первое место.

Эти достижения говорят и о системе работы с одарёнными детьми, и о том, что у нас творческие ребята, ищущие, желающие и умеющие побеждать. Это радует. Этот потенциал мы будем развивать.

– А чему вас самого научили дети за годы работы в системе образования?

– Общение с детьми, с молодыми людьми всегда позволяет оставаться молодым душой. Ты чувствуешь, что в этом мире есть позитивное движение вперёд, есть перспективы для развития, есть для чего и ради чего жить. Общение с молодёжью привносит определённый оптимизм в твою жизнь, твою деятельность и заставляет тебя самого ставить более амбициозные задачи, чем если бы этого общения не было.