Льготников всё больше, а денег всё меньше
Чтобы восполнить потери, надо повысить стоимость проезда до 10 рублей, считает руководство Саратовгорэлектротранса
От сокращения бюджетных компенсаций за социальные проездные билеты МУПП «Саратовгорэлектротранс» до конца года потеряет 30 миллионов рублей. Руководители транспортного муниципального учреждения как заклинание теперь повторяют, что предприятие должно будет отказаться от ремонта путей и подвижного состава, либо придётся задерживать выплату зарплаты и налоговых отчислений.
Либо ремонт, либо зарплата
Бюджетные компенсации составляют 30 процентов бюджета предприятия, объясняет заместитель генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» Александр Медведев. Поэтому их сокращение отразится как на материально-технической базе предприятия, так и на настроениях коллектива. Выживать за счёт собственной выручки с продажи билетов МУППу нереально. Она полностью не покрывает даже оплату труда работников.
Повышение стоимости проезда в трамваях-троллейбусах считается в высших кругах власти «непопулярной мерой». И получается, что тарифы на проезд граждан сохраняются, а затраты предприятия ежегодно растут.
При семирублёвом тарифе на проезд в горэлектротранспорте себестоимость пассажироперевозки сегодня составляет около 13 рублей.
По подсчётам специалистов МУППа, по установленному тарифу проезд оплачивают только 30 процентов пассажиров, все остальные – льготники. В предлагаемых властью условиях, чтобы восполнить тридцатимиллионные потери, надо повысить тариф до 10 рублей, считает руководство предприятия, хорошо осознавая, по крайней мере на словах, что даже платёжеспособные пассажиры трамваев-троллейбусов, скорее всего, люди с небольшим достатком.
Поначалу сумма компенсации за каждого льготника составляла 320 рублей. После того как бюджет затянул пояс, она снизилась до 250 рублей. По словам Александра Медведева, до сокращения в сумму компенсации было заложено 47 поездок в месяц. Анализ и подсчёт министерства по развитию транспортного комплекса (которое снизило этот показатель до 36 поездок на льготника) вызвали у руководства предприятия лёгкое недоумение.
«Мы опрашивали пассажиров льготных категорий и выяснили, что они совершают более 50 поездок в месяц, а школьники и того больше», – говорит Медведев.
Сегодня средняя зарплата в Горэлектротрансе составляет 9,5 тысяч рублей. Кондукторы получают 5–5,5 тысяч, водители – 8–10. И теперь даже эти суммы в целях экономии руководство МУППа пытается урезать введением сокращённой рабочей недели. Заместитель генерального директора сомневается в том, что в ближайшие месяцы зарплата работникам предприятия будет выплачиваться в срок.
В летние месяцы выручка трамвайно-троллейбусного предприятия сильно падает. Тем временем зарплата кондуктора напрямую зависит от выручки. В его пяти тысячах рублей оклад занимает меньшую долю, чем премия.
Кондукторам льготников мало не кажется
По словам старшего кондуктора Кировского трамвайного депо Татьяны Макаринской, количество льготников в Саратове не только не сокращается, но в летние месяцы даже увеличивается. Правда, речь идёт о маршрутах трамваев, курсирующих в дачных направлениях. Летом, когда вся платёжеспособная публика разъезжается по отпускам, у Горэлектротранспорта начинается мёртвый сезон.
Самый прибыльный маршрут Кировского депо – «тройка». С одного трамвая собирается 8–10 тысяч в день. А самые «безденежные» маршруты как раз дачные. Кондукторы говорят, что в мёртвый сезон за весь день можно собрать всего 500 рублей.
Кировское депо выпускает на линии 87 машин в будние дни, 55 в субботу и 50 в воскресенье – вне зависимости от сезона и активности пассажиропотока. Руководство Саратовгорэлектротранса ожидает, что в нынешних условиях большого спроса на профессии кондуктора и водителя не будет.
Двуликие дубли
На наполняемость, а вернее, на ненаполняемость электротранспорта ощутимо влияют «газельки», катающиеся по дублирующим маршрутам и перехватывающие пассажиров у трамваев и троллейбусов.
Но львиная доля «дублей» как раз находится в ведении самого МУППа. Таким образом, получается, что предприятие несёт убытки из-за «газелей», которые в свою очередь приносят ему прибыль.
В собственности МУППа нет ни одной маршрутной «газели». Все машины принадлежат частным перевозчикам, которые работают «под эгидой» СГЭТ. По словам Медведева, всю выручку с перевезённых пассажиров предприниматели забирают себе. С Саратовгорэлектротрансом делятся только «партнёрскими».
За возможность курсировать по маршруту, выигранному СГЭТ, а также за услуги мед-, техосмотра и ремонта на базе предприятия частники платят от 4 до 7 тысяч рублей в месяц с одной машины. Таким образом, прибыль Саратовгорэлектротранса от «партнёрских» составляет 7 миллионов рублей в месяц.
Итоги нашумевшего муниципального конкурса Александр Медведев объясняет довольно просто: предприятие получило более 30 автомаршрутов как один из самых опытных перевозчиков города. Поначалу рост числа частных перевозчиков способствовал развитию транспортного комплекса, рассуждает Медведев. Но потом, «в погоне за прибылью», были упущены многие моменты, и в частности безопасность перевозок.
«Согласитесь, автобусы большой вместимости и электротранспорт гораздо реже попадают в аварии, чем «газели», – настаивает Медведев. По мнению заместителя генерального директора,
время маршруток уже ушло и сейчас ощущается острая необходимость в автобусах большой вместимости. А «газельки» нужны только там, где нет ничего другого.
«Например, маршруты трамваев закрыли из-за ремонта теплотрассы, мы пустили там «газели», – объясняет Александр Медведев.
Как раз в организации и оптимизации маршрутов видит Александр Иванович главную задачу предприятия. И начать оптимизацию планируется с сокращения количества «газелей» и их замены на большие автобусы. Потеря прибыли от «партнёрских» при сокращении числа маршруток предприятию не грозит.
Во-первых, граждане пересядут в троллейбусы и трамваи, рассчитывает Медведев, а во-вторых, «партнёрские» в 7 тысяч рублей с больших автобусов гораздо привлекательнее, чем 4 тысячи рублей с «газелек», предполагаем мы.