«Не такие уж великие деньги»
Правительство уговаривает депутатов рискнуть 20 миллионами
В парламентском центре Саратовской областной думы в минувшую среду кипели страсти вокруг амбициозного проекта по созданию торгово-выставочного транспортно-логистического центра (ТВ ТЛЦ) «Озинки».
Представители регионального правительства просили депутатов выделить из казны 15–20 миллионов на подготовку проектной документации. Депутаты силились понять, зачем нужны такие траты.
Сборы длиною в два с лишним года
О том, как важен для региона ТВ ТЛЦ «Озинки», говорят с 2007 года. Правда, тогда проект чаще упоминался с другим названием – Международный центр приграничного сотрудничества «Озинки-Таскала».
Его назначение – обеспечение взаимовыгодного функционирования транспортной системы грузопотоков и создание общего рынка транспортных услуг в рамках формирующегося евразийского экономического пространства.
Важность центра для Саратовской области – в реализации транзитного потенциала транспортной системы региона, создании 3,5 тысяч новых рабочих мест, увеличении поступлений в бюджет области за счёт налогов и инвестиций (к 2017 году – до 1 миллиарда 650 миллионов рублей ежегодно).
В 2008 году между правительством Саратовской области и акиматом Западно-Казахстанского региона было заключено соглашение о совместном осуществлении проекта. Казахам по проекту предстояло создать ТВ ТЛЦ «Таскала», саратовцам – ТВ ТЛЦ «Озинки». «Реализатором» российской части проекта было определено специально для этого созданное ООО «Транспортный логистический комплекс», в обязанности которого входило ведение всех переговоров по проекту и заключение договоров на его финансирование.
Партнёром выбран Внешэкономбанк
На заседании круглого стола в областной думе присутствовали представители всех заинтересованных в реализации проекта структур: таможенники, пограничники, областные министерства транспорта и инвестиционной политики, облкомитет по эксплуатации и строительству дорог, администрация Озинского района, представители бизнес-сообщества и т. п.
Донести до собравшихся суть возникшей проблемы попросили генерального директора ООО «Транспортный логистический центр Саратовской области» Людмилу Калинину. Она сообщила, что в результате длительных и не очень успешных поисков подходящей формы финансирования столь крупного и затратного проекта был нащупан единственно возможный вариант – государственно-частное партнёрство.
Как пояснила Людмила Евгеньевна, свою заинтересованность в проекте выразил Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). Калинина отметила, что эта государственная структура готова проинвестировать до 80 процентов общей стоимости проекта, то есть около 21,4 миллиарда рублей.
Однако, признавая перспективность проекта и даже поставив его в «лист ожидания финансирования», Внешэкономбанк предложил Саратовской области пошаговые рекомендации по проработке региональной стадии проекта. И вот здесь возникла проблема.
«Дело в том, что предпроектная документация, как правило, готовится внутри региона с привлечением региональных возможностей, регионального бизнеса и регионального бюджета», – поясняет Калинина. Цена вопроса – 50 миллионов рублей. Прямое денежное участие правительства Саратовской области определяется в размере 15–20 миллионов.
«Но объём вложенных средств со стороны региона несоизмерим с теми доходами, которые можно будет получить от центра в перспективе», – убеждала Людмила Калинина депутатов.
Борьба за казахстанский грузопоток
Курирующий реализацию проекта министр по развитию транспортного комплекса области Сергей Шейкин рассказал о реальном положении региона в существующей системе грузопотоков. По словам министра, в настоящее время на Саратовскую область приходится незначительная, «если не сказать ничтожная», часть казахстанского грузопотока. Весь транзит грузов идёт через север Казахстана. Федеральный центр это вполне устраивает. Саратовскую область – нет.
«Федеральный центр заинтересован в создании Транссиба, и прохождение грузопотоков там видят через Самару, Оренбург, Татарстан. Но все регионы, которые граничат с Казахстаном, сейчас активно лоббируют свои интересы», – сказал министр. Для того чтобы Саратовскую область признали транзитным регионом на уровне правительства страны, необходимо подготовить технико-экономическое обоснование проекта. На разработку предпроектной документации министерству требуется 10–15 миллионов рублей. Отсутствие этих средств, по словам министра, самая главная проблема на сегодня.
«Каким бы путём мы сейчас ни пошли – через ЕБР (Евразийский банк развития), через Внешэкономбанк, через ГЧП, – нам в любом случае нужны будут эти минимум 10–15 миллионов, чтобы подготовить бизнес-план и технико-экономическое обоснование, чтобы чётко проследить и объёмы грузов, и передвижение этих грузов», – заявил Шейкин.
Очень умные понимают, что ничего не будет
Из выступления Шейкина депутаты вычленили главную мысль: выделение из бюджета требующихся 15–20 (или 10–15) миллионов рублей не гарантирует проекту поддержки федерального правительства. Особенно при наличии таких сильных соперников, как Оренбург и Самара. А без этой поддержки, по мнению парламентариев, никаких шансов у Саратовской области нет.
Депутат Олег Галкин эту догадку высказал прямо: «Федеральный центр видит для себя основную точку хода казахского груза через Оренбург, например, поэтому, несмотря на то что все мы тут говорим и поддерживаем саратовский проект, в глубине души все понимают, что ничего не будет».
Тем не менее, депутат от лица своих коллег заявил, что «просто поговорить и разойтись» не хотелось бы. А потому в очередной раз попросил представителей областного правительства продемонстрировать чёткую решимость, а главное – знание способа изменить позицию правительства России.
Вступивший в разговор депутат Михаил Кискин решил расставить все точки над «i» и попросил коллег «из себя очень умных» не строить. «Частные инвесторы, которые тоже хотят участвовать в проекте, не хотят вкладываться в него на начальной стадии», – сказал он. И дал понять, что риск отдать деньги из бюджета, ничего взамен не получив, есть. Но рискнуть всё-таки нужно.
Коллеги Кискина уступать позиций не хотели. Теперь их в меньшей степени интересовало, «пролетит» или нет регион и целесообразно ли извлекать из бюджета «не такие уж великие деньги» в условиях кризиса. Самый большой вопрос для депутатов заключался в том, почему о необходимости бюджетных средств им не сообщили раньше. Например, неделю назад, когда вносились изменения в бюджет Саратовской области на текущий год. На этот вопрос внятно никто из сторонников проекта так и не ответил. А министр Шейкин, которому он, собственно, и был адресован, смог только развести руками.
В итоге двухчасовой дискуссии депутаты согласились, что проект строительства приграничного центра в Озинках важен для дальнейшего социально-экономического развития региона. Его даже сравнили с «масштабной всесоюзной стройкой». Но тут новый повод для сомнений дал председатель комитета по дорожному строительству Александр Орлов. Он заявил, что в случае реализации проекта в обязательном порядке придётся ремонтировать и реконструировать автомобильные трассы. Приведение дорог в порядок оценивается им в 11 миллиардов рублей.
Выходя из зала, как-то обречённо изрёк «Эх, такой проект профукали…», а вслед ему донеслось «Да нет, не всё ещё потеряно».