Яблочко от Багаевки недалеко катится

Оценить
Когда-то продукция садов этого знаменитого села поставлялась в Европу. Теперь самим едва хватает

Когда-то продукция садов этого знаменитого села поставлялась в Европу. Теперь самим едва хватает

Разговоры о проблемах села, о необходимости поднятия его престижа кажутся вечными.

Ведутся эти разговоры как на федеральном, так и на областном уровне. Областное правительство проводит в районах выездные совещания, изредка устраивает инспекционные поездки. Постоянно звучат отчёты о проделанной на селе работе. То новое жильё для молодых специалистов сдадут, то подъёмные повысят, то ФОКи для оздоровления сельского населения строить начнут, то часть денег, потраченных на газификацию жилья, возместить пообещают.

В общем, по данным чиновников, жизнь на селе налаживается, по мнению же самих сельских жителей, иногда мелькающих в сюжетах местных телеканалов, при советской власти жизнь была однозначно лучше.

Корреспонденты «Газеты недели» решили составить собственное представление об этой проблеме. Для начала было решено поехать недалеко – в Багаевку, на родину знаменитых багаевских яблок и молока. Даже на гербе Саратовского района, где и расположено село, гордо красуется яблоневая ветвь.

«А вы не аферисты?»

Электричкой от вокзала добраться до Багаевки можно за 40–50 минут. Цена билета – 11 рублей. Дорога на машине заняла у нас почти час. Выехав за пределы Заводского района, сразу поняли, что город кончился: и без того плохие саратовские дороги стали ещё хуже.

Знакомство с селом началось с почти разрушенного здания, которое находилось аккурат за указателем с названием населённого пункта. О жизни нынешней и прошлой разговорились с местными жителями, торговавшими яблоками вдоль дороги. За ведро, вмещавшее килограмма четыре, просили 40 рублей.

Поначалу отнеслись к нам с недоверием.

– А вы не аферисты? – спросила нас пожилая женщина.

– Нет, мы журналисты. Хотим узнать, чем село сегодня живёт, – успокоили мы её.

Этих объяснений старушке хватило, и она, сетуя на свою доверчивость и больше ни о чём не волнуясь, принялась рассказывать об обильном урожае и о том, как буквально этим утром они с дедом попались на удочку обманщиков. Действовали те по старой проверенной схеме.

«Бог с ними, с деньгами…»

В село приехали четыре женщины на автомобиле. Позвали жителей со всей улицы и устроили во дворе нашей собеседницы собрание. Пожилые деревенские жители – люди простые, поэтому мошенниц без проблем пустили во двор. Проверив у собравшихся медицинские полисы, гостьи начали рассказывать о препарате, который одним лишь наложением на больные места творит чудеса. Говорили и о том, что участникам Великой Отечественной он выдаётся бесплатно. Узнав, что у единственного в селе багаевца-фронтовика такого прибора нет, очень возмущались тем, что власти не позаботились о человеке. После чего предложили ему и всем желающим приобрести товар с большими скидками – «всего» за четыре тысячи рублей.

– Не хотели мы брать, но уболтали они нас как-то, – печально сказала женщина. – Вот теперь яблок надо продать на потерянную сумму.

– По пять раз в год такие проходимцы к нам шастают. Вот решили никого не пускать, потому что и по телевизору показывают, и в газетах пишут про мошенников, а мы всё равно поддались, – сказал муж нашей собеседницы и пострадавший ветеран. – Ну, бог с ними, за наше здоровье пускай деньги пойдут.

На этом беседа об аферистах закончилась. И нам рассказали о знаменитых яблоневых садах, кольцом когда-то окружавших Багаевку.

Жертвы революции 1991 года

В былые времена яблоневые сады занимали площадь в 700 гектаров.

– После революции от садов мало что осталось.

– Позвольте, какой революции? – перебила я собеседницу.

– Ну, той – 1991 года. Тогда и начали деревья выкорчёвывать.

Когда-то давно здесь был выведен знаменитый сорт «мальт багаевский», или, как его ещё называют, «мальт саратовский». Долгое время эти яблоки, заслужившие в советские годы золотую медаль международной выставки в немецком Эрфурте, были визитной карточкой губернии наряду с саратовским калачом и сортами пшеницы «саратовская-36» и «саратовская-29».

В лучшие «яблоневые» годы работали на селе семь садовых бригад. Урожай расходился не только по саратовским рынкам, но поездами доставлялся в Москву, а самолётами – во Францию.

Выведенный сорт был идеально приспособлен к засушливому климату области. Обильно плодоносил даже без орошения. На молодых яблонях плоды появлялись уже на пятый-шестой год. С отдельных же взрослых, 30–40-летних деревьев в Багаевке собирали до 500 килограммов плодов. Даже 80-летние яблони ещё дают высокие урожаи, заверили нас жители. И позвали во двор, чтобы мы убедились воочию. Чтобы оценить вкус плодов, мы угостились. Яблоки оказались сочными, в меру сладкими с небольшой и приятной кислинкой.

– Яблочки сейчас нарядились, покраснели. Красивые падают. Только вот куда девать, не знаем. Нынче всё родит. Утром соберёшь – к вечеру нападают, вечером соберёшь – утром опять горы.

Яблоки – они как люди

У наших собеседников во дворе 16 яблонь сорта «мальт» и ещё несколько деревьев «беркутовки». Но на этих плоды ещё мелкие, так как сорт этот считается осенне-зимним. Кстати, «беркутовка» – ещё один знаменитый местный сорт, выведенный саратовским селекционером Ольгой Беркутовой. За него она получила золотую медаль ВДНХ.

Урожаи в садах Багаевки были такими обильными, что в своё время там даже открыли винный цех, чтобы ни одно яблоко не пропало. Потом, после перестройки, ручная сила потихоньку ушла, «мальт» решили заменить зимними яблонями, одни деревья выкорчёвывали, другие сажали. Молодые саженцы в большинстве своём не прижились, так и погибли знаменитые сады.

Пожилые жители села свои яблоки ещё не пробовали. Потому как «старикам нельзя», ждут они Яблочного Спаса. Считается, что если плоды начать есть раньше, то на праздник их умершим родственникам на том свете яблок не подадут.

– Когда на машинах люди мимо проезжают, просят яблок покрупнее. А где ж их покрупнее взять? Яблоки – они как люди. Люди разные, и яблоки разные бывают – крупные, средние, мелкие. Вот в последнее время одни мелкие родятся.

Дисциплина нужна! – Да для кого?

Багаевская школа была открыта в 1883 году. Поначалу здание было небольшое – пять классных комнат, мастерская и коридор, в котором проводились уроки физкультуры и школьные вечера. Число жителей Багаевки увеличивалось, и постепенно в стенах школы стало тесно. На колхозном собрании было принято решение о строительстве здания на 520 мест. И в 1961 году работы начались. Сейчас школа в селе большая, трёхэтажная, современная.

Ещё совсем недавно водились в селе коровы, овцы, куры, гуси. Сейчас домашний скот почти никто не держит. Багаевского молока, ценившегося в своём время на всю округу, нам купить не удалось. Вдоль дороги в будни его не продают – прокиснет, да и расходится оно в основном по своим. Выставляют молоко только в воскресенье для едущих мимо дачников. За полтора литра попросят 35 рублей.

– Молоко наше ценилось из-за коров. Коровы такие были. Оно неделю стояло и не прокисало. Я, бывало, ещё дою, а за калиткой уже очередь стоит. Да к нам даже мэр заезжал по дороге на дачу свою – вот какое молоко было. Сейчас, чтобы содержать скотину, нет ни сил, ни корма, ни транспорта, чтобы сено возить, – посетовала собеседница.

– А дороги у нас какие были, – подхватил разговор её муж. – Сейчас всё разбили и не делают. Дисциплина нужна, Сталина поднять, советскую власть вернуть.

– А над кем дисциплину-то? Нет никого. Все в город едут, – возразила ему жена.

Недавно в селе закрыли станцию скорой помощи, теперь поговаривают, что на очереди местная больница. Когда-то дела там были совсем плохи, больным, находящимся на лечении, приходилось даже хлеб из дома брать. Сейчас ситуация исправилась – кормят хорошо, палаты чистые.

Виски и джин для российской глубинки

Побродив по селу, помимо традиционных названий улиц, таких как Рабочая, Садовая, Комсомольская, Волжская, Мичурина, мы нашли улицы Генриха Гейне, братьев Гримм, Рейнскую.

Позже нам рассказали о том, как Багаевку выбрали одним из нескольких пунктов для компактного проживания российских немцев. В селе по первоначальному плану должно было быть построено 300 домов, одна школа и один детский сад. Построили только 66 домов, да и то с недоделками.

В последнее время недорогая земля, газификация, вода и приближённость к Саратову привлекают в Багаевку выходцев с юга. Они капитально строятся здесь и заводят семьи. Между тем алкоголизм и низкая рождаемость уменьшают количество русских жителей.

Уезжая из Багаевки, мы заглянули в один из местных магазинов. Ожидания полупустых деревянных прилавков и скудного выбора не оправдались. Магазин с кондиционером, современными витринами, широчайшим ассортиментом, включавшим даже виски и джин, удивил.

Село меняется. Как в лучшую, так и в худшую сторону.