Жажда быстрых результатов

Оценить
Депутаты раскритиковали меры поддержки малого бизнеса

Депутаты раскритиковали меры поддержки малого бизнеса

Промежуточные результаты реализации региональной программы по развитию малого бизнеса стали темой депутатских слушаний, прошедших на минувшей неделе в Саратовской областной думе.

Однако областных парламентариев интересовал не столько сам малый бизнес, сколько судьба бюджетных средств, выделенных на его поддержку. На слушаниях депутаты активностью не отличались. Они не вступали в дебаты, а всё больше слушали, думали и считали деньги. Преимущественно в чужих карманах.

Начались слушания с того, что председатель думского комитета по экономической политике, собственности и земельным ресурсам Олег Галкин конкретизировал для собравшихся цели и задачи затеянного мероприятия.

«Сегодня наша задача не просто перечислить те формы поддержки малого бизнеса, которые есть, – заявил он, – но и выявить те недостатки, которые на текущий день мешают реализации планов, которые диктуются президентом и правительством РФ, а также те моменты, которые мешают развитию малого бизнеса». Затем добавил, что нынешнее мероприятие призвано ещё и восполнить «недостаток общения» между бизнесом и властью.

Микро – это ещё меньше малого

На трибуну для доклада пригласили исполняющего обязанности министра региональной экономики Александра Ульянова, которому предстояло огласить те самые промежуточные результаты программы. И. о. министра первым делом довёл до сведения депутатов информацию о недавно изменившейся на федеральном уровне градации малого бизнеса.

Помимо средних и малых теперь существует понятие микропредприятий, которые вычленили из малых предприятий.

Микропредприятиями нужно считать те организации, в которых численность работников не превышает 15 человек, а годовая выручка составляет не больше 60 миллионов рублей.

Малыми считаются предприятия со средней численностью работников до 100 человек и выручкой до 400 миллионов рублей. Если же выручка получается от 400 миллионов и до 1 миллиарда рублей в год, а средняя численность работников варьируется от 101 до 250 человек, то такие предприятия следует называть средними.

Ульянов рассказал, что в 2008 году в Саратовской области работало более 18 тысяч микропредприятий и около 6 тысяч малых предприятий (это уже по новой градации). А также о том, с помощью каких инструментов эти предприятия поддерживались властью.

Александр Александрович напомнил о существовании в регионе бизнес-инкубатора, который работает уже два года и «выращивает» в настоящее время 11 малых предприятий.

К слову о бизнес-инкубаторе, Ульянов напомнил, что изначально областным правительством вынашивалась идея создания на федеральные и региональные деньги целой сети таких деловых яслей. В Саратовской области в идеале уже в этом году должно было функционировать четыре бизнес-инкубатора. Однако в условиях кризиса федерация решила сократить финансирование строительных мероприятий и поэтому у нас будет работать только два инкубатора. Один в областном центре, а второй в Балакове. Он сейчас как раз достраивается.

В прошлом году областная власть потратила немало денег на компенсацию малому бизнесу процентной ставки по банковским кредитам и части лизинговых платежей. Более 19 миллионов рублей из областного бюджета и свыше 4 миллионов рублей из федерального. Это, по словам и. о. министра экономики области, позволило поддержать 67 субъектов малого бизнеса.

Ещё одной мерой по развитию малых предприятий, появившейся, правда, только в этом году, стало предоставление гражданам государственных грантов на открытие собственного дела. Причём такая поддержка осуществляется одновременно по линии сразу двух министерств.

Через минэконом можно попытаться выиграть грант до 300 тысяч рублей, а по линии министерства труда, занятости и миграции – получить финансовую помощь в размере 58,8 тысячи рублей. В этом году минтруда надеется таким образом профинансировать становление 500 новых предприятий, которые открывают нынешние безработные.

Маленький ликбез для депутата Ландо

Но ни бизнес-инкубаторы, ни другие виды поддержки бизнеса не интересовали областных депутатов так, как гарантийный и венчурный фонды.

В своём докладе и. о. министра экономики сообщил, что объём регионального венчурного фонда, или «закрытого фонда особо рисковых инвестиций», составляет 280 миллионов рублей. За время его работы было рассмотрено более 150 инновационных проектов.

«Но поскольку фонд поддерживает только особо рисковые инвестиции, то был отобран только один проект – по созданию нефтеперерабатывающего завода «Нео-Синтез» по производству дизельного топлива Евро-3 и Евро-4, – сообщил Александр Александрович. – В апреле 2009 года на финансирование этого предприятия было получено 40 миллионов рублей».

Говоря о гарантийном фонде, Ульянов напомнил депутатам, для чего тот, собственно, был создан: «предоставление поручительства предприятиям малого бизнеса». Объём этого фонда составляет 75 миллионов рублей. К настоящему моменту им выдано 23 гарантии по кредитам малых предприятий. На рассмотрении находятся ещё шесть заявок.

Несмотря на то что в плане слушаний значились выступления представителей обоих фондов, депутаты начали выяснять ситуацию у и. о. министра.

Депутат Александр Ландо очень переживал из-за того, что капитал гарантийного фонда «в 70 с лишним миллионов рублей» был положен на депозит в Поволжский немецкий банк, «который, как известно, лопнул». По его словам, правительство области до сих пор не может вернуть себе 50 миллионов рублей. Более того, депутат увидел в действиях руководства фонда коварный умысел: «Если деньги клали на депозит, то заранее знали, что никому ничего давать не будут», – разоблачал Ландо.

Развеять сомнения депутатов готовы были и и. о. министра Ульянов, и заместитель председателя областного правительства Алексей Щербаков.

Первый терпеливо объяснял депутату, что гарантийный фонд никому никаких денег давать не должен, главная его задача – предоставлять гарантии банку по предпринимательскому кредиту. А значит, в том, что деньги фонда лежат на банковском депозите, нет ничего плохого. Венчурный фонд, мол, тоже так хранит свои деньги.

Щербаков заявив, что депутат Ландо просто не в курсе всех событий с возвратом 50 миллионов рублей, объяснял, что Поволжский немецкий банк для хранения государственных денег был выбран «по одной простой причине – полтора года назад он давал самый большой процент».

Александр Ландо в ответ на маленький ликбез заявил, что выдавать одни только гарантии да ещё и получать проценты от лежащих в банке государственных денег – работа, мол, непыльная. Щербаков, не растерявшись, предложил депутату самому взяться за её выполнение.

– А вы бы ещё озвучили зарплату, – попросил Ландо.

– Боюсь, она вас не устроит, – заметил в ответ Александр Ульянов. А Алексей Щербаков конкретизировал:

– Директор фонда получает зарплату на уровне начальника управления министерства экономики.

После этого Александр Ландо своего желания перейти на эту новую «непыльную» работу не подтвердил.

Осуждение выбора

Депутат Олег Галкин выразил уверенность, что за полтора-два года существования венчурного и гарантийного фондов эффективность от их деятельности должна быть гораздо выше. Звучали предположения, что за год реальной работы гарантии должны были получить не 23 предприятия, а раза в два больше.

Александр Ландо в связи с этим снова предположил, что сотрудники фонда даром едят свой хлеб. Его главным образом интересовало, сколько человек работает в фонде и с какого времени им начисляется зарплата. Он, видимо, пытался сосчитать, сколько же государственных средств уже «впустую» потрачено на «бездельников». Сообщение о том, что в фонде вместе с руководителем трудится всего четыре человека, депутата явно разочаровало.

Не понравился парламентариям ещё тот факт, что венчурный фонд Саратовской области выбрал для финансирования проект, связанный с производством бензина: разве, мол, в России «рискованно производить бензин»?

Дмитрий Бейк, управляющий по инвестициям венчурного фонда, пояснял, что, мол, в производстве бензина как таковом, может быть, ничего рискованного и нет, но тот способ производства, который был предусмотрен проектом, в России будет применяться впервые, а потому риски тут, безусловно, есть.

Отбиваясь от обвинений в плохой работе и излишней «бережливости» фондовых денег, руководители обоих фондов ссылались на предписанные федеральным законодательством правила функционирования этих инструментов поддержки. Дмитрий Бейк настаивал, что в венчурных фондах других регионов те же проблемы: «Тоже по одному проекту профинансировано. Везде так!»

Предприниматели предпочитают обходиться без кредитов

За работоспособность фондов заступилась старший вице-президент торгово-промышленной палаты области Юлия Назарова. В своём выступлении она назвала весьма ошибочным мнение, будто бы полутора-двух лет вполне достаточно, для того чтобы такие структуры, как венчурный и гарантийный фонды, успели развернуться и заработать в полную силу.

Главное, по мнению Назаровой, то, что инструменты эти в области созданы и уже работают. Что касается их низкой эффективности, то, как заявила Юлия Валентиновна, дело тут не только в самих фондах, но и в предпринимателях.

«Предприниматели идут за гарантиями в фонд только в том случае, если хотят закредитоваться, – рассказывает она. – А по результатам последнего нашего опроса треть предпринимателей сейчас предпочитают работать без кредитов, обходясь собственными средствами».

Назарова заявила, что в процессе работы с любым документом со временем обнаруживаются и погрешности, и несовершенства. Но «поддержка малого бизнеса в Саратовском регионе области ведётся, и за время существования областной целевой программы результатов достигнуто достаточно много».

«Я могу это утверждать, потому что каждый день встречаюсь с предпринимателями», – заявила она.

От имени торгово-промышленной палаты Юлия Назарова предложила областной власти организовать единый информационный центр. Это, с одной стороны, повысит эффективность взаимодействия госструктур с бизнесом, а с другой – избавит предпринимателей от необходимости обращаться за разъяснениями в «сомнительные» консалтинговые фирмы. В качестве примера был приведён положительный опыт Мордовии, где венчурный и гарантийный фонды, бизнес-инкубатор и торгово-промышленная палата находятся в одном месте. Это, по словам Назаровой, значительно облегчает судьбу предпринимателей, обращающихся за господдержкой.