Крик о помощи из параллельного мира

Оценить
Жизнь людей и отчёты чиновников находятся как будто в разных пространствах – точек соприкосновения нет никаких

Жизнь людей и отчёты чиновников находятся как будто в разных пространствах – точек соприкосновения нет никаких

Жители посёлка Дубки Саратовского района на минувшей неделе перекрыли федеральную трассу, чтобы привлечь внимание к своему бедственному положению. Посёлок целую неделю в такую жару был лишён воды, и понимания власть имущих люди не дождались.

Четыре года назад в июле жители посёлка также выходили на дорогу по той же самой причине. Правда, если в 2005 году людей не разгоняли, а сотрудники милиции только наблюдали за происходящим, то на этот раз людей к обочине оттесняли бойцы ОМОНа.

Глава области да и многие министры любят прихвастнуть бравыми цифрами и первыми местами в рейтинге субъектов. Вот и квадратный метр у нас самый дешёвый в Приволжском федеральном округе, и хлеб с молоком тоже. О том же, что в Саратовской области самый высокий в округе показатель увеличения цен на отечественные лекарства (37 процентов), и других нелицеприятных обстоятельствах чиновники предпочитают молчать.

Видимо, чтобы быть в курсе реальной жизни, в Росфинмониторинге разработали алгоритм, позволяющий на основе анализа финансовых операций системо- и градообразующих предприятий спрогнозировать возникновение таких социально опасных проявлений, как «синдром Пикалёво». Выявляемую информацию ведомство планирует оперативно передавать в Генпрокуратуру и правоохранительные органы. Видимо, чтобы пресечь зарождающееся недовольство на корню.

Тем временем некоторые экономисты и коммунисты прогнозируют, что осенью страну ожидает вторая волна кризиса. В прессе постоянно мелькает информация о задолженностях предприятий перед рабочими. Не стала исключением и Саратовская область. По данным областной прокуратуры, 11 предприятий региона задолжали свыше 70 миллионов рублей более чем пяти тысячам работников. Улучшения ситуации не предвидится. По прогнозам прокуратуры, количество предприятий, которые не смогут платить зарплату своим сотрудникам, с каждым месяцем будет только увеличиваться.

На июньском заседании областной думы, после отчёта заместителя председателя регионального правительства Алексея Щербакова о работе антикризисного штаба, губернатор Павел Ипатов, говоря о наиболее проблемных муниципальных образованиях, назвал Балаково, Красноармейск и Балашов. После чего добавил, что проблем, как в Пикалёве, там быть не должно.

«Газета недели» обратилась к жителям Саратова с вопросом:

– какие причины могут вынудить их пойти на крайние меры;

а у людей, имеющих отношение к политике, поинтересовалась:

– почему власть, прежде чем начать что-то делать, дожидается митингов, перекрытия трасс и тому подобных проявлений недовольства?

Вера Алексеевна, менеджер-диспетчер:

ПРОБЛЕМЫ ПРОЩЕ «РЕШАТЬ» ОМОНОМ

– Пойти на крайние меры меня может вынудить безвыходное положение, когда никак иначе вопрос решить уже нельзя.

Сподвигнуть перекрыть дорогу может проблема корректировок или такой больной для меня и моих соседей вопрос протечки крыши, ещё какие-то вопросы ЖКХ, долгое отсутствие горячей воды или отключение в такую жару холодной воды.

У нас ведь никому нет дела до проблем простого народа. Про людей вспоминают только перед выборами, тогда всё обещают, а потом быстро забывают свои обещания. А так, может, твой протест телевидение снимет, а сюжет про нашу безнадёгу по федеральному каналу покажут. Может, побоятся местные начальники за свои должности, хотя, по-моему, им всё равно, они крепко сидят. ОМОН на народ им направить запросто, а проблемы насущные или наболевшие решать не могут и не хотят.

Андрей Постовалов, мебельщик:

ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ У НАС НИКТО НЕ СЛУШАЕТ

– Мне кажется, что заставить людей выйти на улицы могут только годами накапливающиеся проблемы ЖКХ и пресловутые корректировки. Русский народ терпеливый, для того чтобы заставить его пойти на крайние меры, нужно очень постараться. Но саратовские чиновники способны и не на такое.

Вот моему другу начали приходить платёжки за коммунальные услуги с итоговой суммой в 10 тысяч рублей. У некоторых его соседей даже больше набегает. Жильцы страшно возмущаются и раздумывают, что же им делать – просто не платить или на улицу выходить. Если бы мне такие жировки пришли, я бы с большой охотой перекрыл какую-нибудь федеральную трассу, ну, чтобы о нерадивости наших чиновников узнали по всей России. Может, тогда бы они зашевелились и вспомнили, для чего кресла занимают.

Нерешаемых проблем в Саратове много, но в одиночку выходить митинговать или трассу перекрывать я бы, конечно, не стал. Да и толку бы от этого не было. Чтобы достучаться, к сожалению, нужна массовость, проблемы отдельных людей у нас никто не слушает. Вот если бы собралась инициативная группа, то я бы к ней присоединился.

Надежда, дизайнер-модельер:

Я БЫ И ОДНА ВЫШЛА НА ЗАЩИТУ ЭКОЛОГИИ

– Выйти на улицу меня может заставить какая-то очень серьёзная проблема. Например, если бы рядом с моим домом начали строить химический завод или задумали организовывать ещё какое-нибудь вредное производство. То есть если бы моей жизни и моему здоровью, а также жизни и здоровью моих близких угрожала опасность.

Если бы никто из соседей митинговать не пошёл, думаю, что, может быть, я бы одна вышла на защиту экологии своего района. Уверена, что потом народ бы всё равно подключился. Ещё пойти на крайние меры меня может «вдохновить» невыплата зарплаты за полгода.

А вот ради защиты животных, например, перекрывать трассу я не пойду, я от этого далека. И если бы у меня в доме крыша текла постоянно в течение нескольких лет или счета за коммуналку по 10 тысяч рублей ежемесячно приходили, я бы тоже митинговать не стала. Обращалась бы в различные инстанции и искала бы правду там. Просто мне кажется, что крайние меры малодейственны в таких случаях.

Дмитрий Елисеев, программист:

МИТИНГ – ЭТО ПРИЗНАНИЕ СВОЕЙ СЛАБОСТИ

– Перекрыть трассу или организовать митинг – это, мягко говоря, публичное событие. Это признание своей слабости, ещё и перед всем городом как минимум. Если я такое сделаю, то это буду уже не я. Это если рассуждать с точки зрения нравственности и сохранения чувства собственного достоинства.

Есть другие способы восстановить справедливость. Существуют законы, нормативно-правовые акты, описывающие и регулирующие различные ситуации. То есть как бы ни ущемлялись мои права и интересы – можно подать в суд. Например, долгое отсутствие заработной платы на предприятии есть нарушение трудового кодекса и трудового договора.

Если при этом перекрыть трассу, то деньги у работодателя не появятся, более того, после такой выходки можно и самому сесть на скамью подсудимых и нарваться на штраф. А вот написав заявление в суд, можно добиться выплаты, неважно, откуда директор возьмёт деньги, но в крайнем случае и само предприятие может быть продано в счёт долгов. Конечно, это всё в идеале, но вполне реально.

Дмитрий Олейник, политолог:

У ВЛАСТИ СЛИШКОМ МНОГО ПРОБЛЕМ

– Я думаю, что всё не совсем так происходит. Нельзя сказать, что власти «курят бамбук». Они постоянно что-то делают, решают какие-то вопросы, просто объём проблем у нас слишком большой.

Те, кто перекрывает трассу, должны понимать, что это дело серьёзное, – за такие действия административная ответственность до 15 суток грозит. У каждой власти есть свой определённый уровень вопросов, за которые она отвечает. Люди, которые выходят на улицу, рассчитывают, что их проблему заметят на более высоком уровне. После чего власть, вовремя не решившая задачу, получает нагоняй сверху или, ожидая этого нагоняя, пытается быстрее всё урегулировать.

Но опять же, повторю, что у власти просто слишком большой круг вопросов, и решить их все вовремя она не успевает.

Тимур Коньков, депутат Саратовской городской думы от КПРФ:

У ВЛАСТИ В ГЛАЗАХ МЕЛЬКАЮТ ДОЛЛАРЫ И ЕВРО

– Можно назвать три объяснения такому действию властей.

Во-первых, у нас люди такие, как в пословице «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», то есть ждут всегда чего-то, прежде чем делом заняться.

Во-вторых, за последние 15–20 лет власть привыкла к своему беспределу, более того – безнаказанному беспределу. Они знают – чтобы ни случилось, ничего им не будет.

И в-третьих, у власти до такой степени в глазах мелькают доллары и евро, что они забывают о простом народе. В прошлом году губернатор в небезызвестном интервью одному журналу сказал, что деньги стоит вкладывать в землю и антиквариат. Это лишний раз доказывает, насколько у нас власть оторвана от народа. А вот люди наши терпят долго.

Правильно сделали в Дубках, что вышли на улицу, – их заметили. Другой вопрос – сделают им воду или нет, ведь у них подобная ситуация уже случалась. Может быть, им следует ещё раз выйти, если ничего не изменится. Жителей и их проблему заметит Москва, и местные что-то сделают, власть ведь у нас сейчас пошла трусливая.

Галина Комкова, депутат Саратовской областной думы от «Единой России»:

ЗАДАЧА ВЛАСТИ – НЕ ДОВОДИТЬ ЛЮДЕЙ ДО КРАЯ

– Это всё от безответственности идёт. Любой чиновник на каждое адресованное ему обращение должен дать своевременный ответ. Когда люди вынуждены идти на крайние меры, это свидетельствует о том, что кресла занимают некомпетентные и безответственные люди.

Ведь задача органов власти – не доводить людей до края, а предотвращать, предусматривать, прогнозировать все возможные последствия. Если же люди вышли на улицу, то в этой критической ситуации виноваты и органы власти в том числе.

Зинаида Самсонова, депутат Саратовской областной думы от «Справедливой России»:

ЧИНОВНИКИ ЗАБЫВАЮТ, ЧТО ИХ СОДЕРЖИТ НАСЕЛЕНИЕ

– Сегодня мы дали огромную власть нашим чиновникам. Они же забывают, что рабочие места, которые они занимают, содержатся за счёт населения. У чиновников нет никакой ответственности, поэтому они могут позволить себе вернуться к решению какого-то вопроса через неделю, или могут вообще к нему не возвращаться.

Своим поведением власть оставляет население один на один со своими проблемами. Вообще, в идеале чиновник – это человек с государственным мышлением, но наши чиновники совершенно не такие люди. Они считают, что раз они сели во властные кресла, то эти кресла стали их личными, а предназначены они для того, чтобы занимающие их люди жили достойно.

Другого понимания своей работы у наших чиновников пока нет. Считаю, что именно это и является причиной, по которой люди вынуждены идти на крайние меры.