Золотой мираж городских песков

Оценить
Пляж в ожидании новых арендаторов

Пляж в ожидании новых арендаторов

На внеочередном заседании Саратовской городской думы, состоявшемся чуть более недели назад, депутаты вносили изменения в бюджет города. В статье расходов были учтены почти 12 миллионов рублей на благоустройство пляжа «Золотые пески». Многие депутаты сочли неразумной трату такой суммы, когда у города много куда более важных нерешённых проблем.

Городской пляж Саратова далеко не впервые становится предметом споров.

Клочок суши со дна Волги

Остров, именуемый сегодня «Золотыми песками», не всегда был таким, каким мы наблюдаем его сейчас. В 60-х годах прошлого века при строительстве Волгоградского водохранилища кусочек суши, находившийся в этом месте, был затоплен. Уровень воды в Волге у Саратова поднялся тогда более чем на шесть метров.

Но в тех же шестидесятых строили мост, связывающий Саратов и Энгельс, и суша на середине Волги на месте затопленного острова пришлась бы строителям весьма кстати. Так что нынешний пляжный остров – это искусственное сооружение, созданное намывом песка. Правда, есть версия, что инициатором его создания тогда выступила Саратовская администрация, якобы для создания там общедоступной зоны отдыха.

Как бы то ни было, выросший участок суши саратовцы с тех пор используют как пляж. И это единственное место в городе, где он действительно имеет право существовать.

Правый волжский берег, на котором расположился Саратов, в связи со своими природными особенностями не годится для устройства пляжа. Специалисты говорят, мол, крут этот берег и течение реки здесь слишком сильное, оно постоянно точит берег. Энгельсу или, например, соседней Самаре повезло больше. Эти города стоят на пологом левом берегу, их городские пляжи течением не срезает.

И пляжу досталось в эпоху перемен

По воспоминаниям коренных саратовцев, городская власть в далёкое советское время поддерживала остров в чистоте и порядке. И это место пользовалось большой популярностью у населения.

Как рассказал нам депутат Саратовской городской думы Виктор Марков, «вспоминая своё золотое детство», раньше к острову ходили речные трамвайчики. «Довольно часто они были переполнены, но зато ходили регулярно, – рассказывает Виктор Константинович. – Благодаря трамвайчикам добираться до острова было просто и удобно, поэтому по мосту практически никто не ходил».

Изменили привычный порядок вещей те самые «лихие 90-е». Отсутствие прежнего финансирования и должного внимания со стороны власть имущих приводили в упадок не только крупные промышленные комплексы. Изменения в укладе государства отразились на всех сторонах жизни его граждан.

Речные трамвайчики перестали курсировать по пляжному маршруту, да и вообще по волжским просторам. Путь на пляж для горожан стал затруднительным, а его содержание для городских властей слишком обременительным.

По словам депутата Виктора Маркова, с начала 90-х у города «хронически не хватало денег» на поддержание чистоты и порядка на этой островной территории. И хотя совсем опустеть в летний зной он не мог, количество посетителей значительно сократилось. Люди находили более доступные места для купания.

Выход из ситуации был найден в сдаче острова в аренду частной компании. «Их там с того момента сменилось две или три», – вспоминает Виктор Константинович. Все они, по словам депутата, взяли за правило взимать с посетителей плату за вход.

«Частника понять можно, – говорит наш собеседник. – Ему, чтобы территорию благоустраивать, нужно где-то деньги брать, потому что никто больше содержание пляжа не финансировал. А когда вход стал платным, то и какие-то условия для купания там начали появляться, стали чистить территорию, установили лавочки, открылись кафешки и т. д. и т. п.».

Пляж чуть не разрезали пополам

Истории сдачи пляжного острова в аренду сопутствовала (а может быть, и предшествовала) история другого конфликта. В один прекрасный момент место, которое жители правого берега порядка 40 лет считали своим, стало предметом притязаний сразу двух городов. Говорят, правда, что энгельсцы и саратовцы и до этого не меньше 10 лет тихо спорили о том, кому принадлежит этот песчаный остров. Ведь чётких границ между городами никогда не было.

В 2004 году споры вокруг «песков» перешли в активную фазу. Толчком стал вышедший годом ранее федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, предписывающий муниципалитетам определиться с границами. Право утверждать рубежи было дано региональным парламентам.

Саратов, доказывая своё право на остров, упирал на тот факт, что жителям больше негде загорать и купаться, а здесь саратовцы культурно отдыхают уже несколько десятилетий.

Комитет по архитектуре и градостроительству городской администрации откопал в архивах ряд документов, пусть и косвенно, но подтверждающих право Саратова на остров. В их числе было решение облисполкома «О согласовании проекта городской черты и плана землехозяйственного устройства Саратова» от 24 февраля 1984 года и такое же решение от горисполкома, принятое в феврале 1978 года.

Из более «свежих» документов в арсенале саратовцев имелось постановление исполнительной власти региона в лице правительства от 24 января 2003 года об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений, в соответствии с которым городской пляж входит в состав Саратова.

Тот спор выиграл Саратов. До суда дело не дошло, хотя обе стороны недвусмысленно на такой вариант намекали. Рыть разделительную полосу посреди острова тоже не стали. Хотя саратовский комитет по архитектуре предлагал так сделать в одном из споров. Остров с множеством названий (то ли «Покровские...», то ли «Городские пески») целиком закрепили за областным центром.

«Три бочки»: не дешевле трамвая

Отвоёванное ещё пять лет назад право на остров давало возможность оформить его в городскую собственность. Однако сделали это только в нынешнем году. А до того пляж и отдыхающих продолжали эксплуатировать частники. В газетных подшивках остались свидетельства причастности к пляжу двух фирм.

В первые годы XXI века арендатором пляжа была фирма «Три бочки». Это якобы она первая додумалась собирать деньги за вход на территорию общенародного пользования.

Известно, что ООО «Три бочки» повышало стоимость за вход по рублю в каждый новый сезон, «идя синхронно» с темпами роста платы за билет в городском общественном транспорте. Известно также, что фирма намеревалась строить на пляже развлекательный комплекс с летним кафе, русской баней и административным зданием. Однако в городе далеко не всех устраивала деятельность «Трёх бочек».

«Вокруг саратовского городского пляжа сложился неоправданный нездоровый ажиотаж. Проверяющих организаций так много, что просто нет времени работать», – заявлял тогда прессе директор ООО «Три бочки» Сергей Борисов. Он отмечал, что городской санэпиднадзор предъявлял его фирме невыполнимые требования, например, заменить на пляже весь песок.

В 2004 году ООО «Три бочки» сменила другая компания – ЗАО «Парк Горького». О его взаимоотношениях с городской властью местные СМИ активно писали вплоть до нынешнего дня.

Вскрывалась детективная история со сроками аренды. Сначала во всех отчётах фигурировали 5 лет землепользования. Потом, уже в 2008 году, вдруг обнаружилось, что в договор ещё в 2006-м были внесены изменения, увеличивающие время аренды до 20 лет. К этой путанице добавлялось постоянно подогреваемое СМИ возмущение общественности драконовскими ценами за вход на пляж. Хотя в прошлом году билет стоил всего 30 рублей.

Газеты писали о том, что, мол, людям не нужны никакие сервисные удобства со скамьями, качелями и бильярдными столами, а нужна возможность «общения с природой», за которую плату брать «просто недопустимо». Общественники при каждом удобном случае заявляли о взимании с народа дани за возможность прогуляться по городской земле. Юристы, опираясь на закон, указывали, что на «Городских песках» обязательно должен быть бесплатный участок. Доводы администрации города об ограниченных финансовых возможностях муниципалитета, в связи с которыми к заботе о пляже и привлекается частный бизнес, в расчёт общественностью не принимались.

В августе прошлого года арбитражный суд Саратовской области признал недействительным договор аренды земельного участка на острове «Городские пески» и обязал ЗАО «Парк Горького» возвратить земельный участок администрации Саратова.

«Городские дороги плюс» 10 миллионов

В середине июня текущего года городской пляж на «песках» открывался под присмотром уже Саратовской администрации. Работы по благоустройству пляжа проводились силами муниципального предприятия «Городские дороги плюс», за которым была закреплена данная территория. С пляжа вывезли мусор, почистили песок, установили буйки, фонтаны, раздевалки, душевые и прочие нужные и полезные купальщикам вещи.

А потом «Городские дороги плюс» и администрация Волжского района, в юрисдикцию которого входит данная территория, составили смету на уже произведённые и ещё предстоящие работы. Все свои расчёты они передали на утверждение городским депутатам. Тут и выяснилось, что городу содержание пляжа в этом году выльется как минимум в 10 миллионов рублей.

Наш собеседник Виктор Марков оказался в числе тех депутатов городской думы, которых сумма в 10 миллионов рублей, мягко говоря, удивила.

«Если посмотреть, из чего состоят эти благоустроительные работы – обрезка деревьев, просеивание песка, вывоз мусора, – то становится ясно, что всё это «любимые занятия» нашего ЖКХ. Эти процессы вообще контролировать очень трудно», – считает депутат.

Виктор Константинович возмутился ещё и тем, что его коллеги на заседании думы смотрели на смету сквозь пальцы.

«Один только депутат Ефремов спросил, мол, вы что, ребята, какие 10 миллионов? На дворе июль, купаться месяц осталось, – рассказывает Марков. – А глава Волжского района ему с гордостью заявил, что они, мол, туда уже 4,5 миллиона вложили. А на каком основании, извините, он с благоустройства своего района снял эти деньги и пустил их в благоустройство пляжа? Ещё никакого решения думы не было, а он уже деньгами распорядился. И гордится этим, и не понимает, что нарушает законодательство».

Не устраивает Маркова и немногочисленную группу других депутатов то, что смету пляжа на заседании думы не просто приняли, а увеличили на полтора миллиона рублей, в то время как более важные социальные расходы сократили на десятки миллионов.

«Я уверен, что в благоустройстве пляжа можно было бы ограничиться меньшей суммой, – говорит Марков. – Особенно в условиях, когда мы с социалки 32 миллиона снимаем не моргнув, а со строительства детских садов под 40 миллионов. Вот вместо того, чтобы сэкономить и дать побольше образованию и здравоохранению, мы вбухали в пляж 11 миллионов 600 тысяч рублей. Так что не зря остров сегодня называют «Золотыми песками». После такого бюджетного вливания эти пески точно будут золотыми».

Тем не менее, Виктор Марков не теряет надежды на то, что бюджетное содержание городского пляжа – явление временное и нужное «только для того, чтобы переждать этот период, когда старые арендаторы ушли, а новых ещё не нашли»:

«Я считаю, что мы сделали шаг назад. Если муниципалитет возьмётся за обустройство мест отдыха, то сосредоточит в своих руках и административные, и бюджетные, и предпринимательские возможности. А когда всё находится в одних руках, и уж тем более муниципальных, то нарушения неминуемы. Пляжи надо или отдавать в концессию, или просто сдавать в аренду – провести конкурс и выбрать компанию, которая бы на нём работала. И бояться тут нечего. Бесплатного ничего не бывает».