«Финское счастье», дамам – со скидкой
Новая система продаж: каждый раз по новому адресу
«Распродажа конфиската!», «Кожаная обувь за 550 рублей», «Производство – Финляндия!» Уже не один месяц на глаза саратовцам попадаются такие незатейливые листовки. При этом распродажа чудо-обуви-по-дешёвке в одни выходные проходит по одному адресу, в следующие – по другому. Нам удалось поймать продавцов «финского счастья» на улице Московской.
Торговое помещение, по всей видимости, не первый день ищущее арендатора, завалено коробками, пакетами и теми самыми листовками. Импровизированные прилавки, сооружённые из стульев и листов фанеры, пусты. Вожделенная обувь стоит в центре зала в нераспакованных коробках. Но что самое удивительное во всём этом «арт-хаосе» – неуклонно растёт число участников.
Между прибывающими на зазывной текст покупателями носится молодой парень. Он обращается к покупательницам исключительно «дамы», а себя просит звать Кириллом. Раскладывая обувь на фанерные прилавки, он успевает балагурить, отвечать на вопросы и никого не обделить вниманием. Увлечённых таким непривычным для Саратова сервисом «дам» уже не смущает даже то, что, возможно, пару к подошедшей туфле придётся искать на соседнем прилавке или вообще в коробке. За те полчаса, что я провела в магазине, Кирилл ни разу никому не навязывал своих услуг, он подлетал к покупателям только по зову, на ходу информируя о стоимости и размерах обуви сразу нескольких человек.
Покупательницы придирчиво осматривают обувь. Начинается бурное обсуждение, «дамы» пытаются выяснить, какому животному принадлежала кожа, из которой сделаны босоножки. Свиная кожа из Финляндии доверия у них явно не вызывает. Но комментарии неугомонного Кирилла про «все размеры», «скидку в 50 процентов» и «поздравляем!», «это лучший выбор», разносящиеся со всех концов зала, не отпускают покупательниц от прилавка.
Наверное, так работали когда-то торговцы на рынках и в дореволюционных лавках. Помните мультфильм про мужика, пытавшегося продать корову? При правильной рекламе неминуемо поймёшь, что «такая корова нужна самому».
И вот уже, несмотря на недоверие к происхождению босоножек, «дама» осчастливливает себя приобретением. «Поздравляю! – восхищается Кирилл. – А вот вам в подарок пакет с рыжим лисёнком! Он улыбается и ловит бабочек!» Хотя покупательница выглядела довольной и без лисёнка-энтомолога.
Интерес покупателей к передвижному магазину совершенно понятен. Во-первых, несмотря на всю цивилизованность сегодняшней торговли, крайне редко современная женщина в магазине слышит в свой адрес обращение «дама». Во-вторых, мы уже привыкли, что у продавцов есть только два подвида поведения: это либо аморфное состояние, когда покупателю приходится клещами вытаскивать информацию о товаре, либо чересчур навязчивое дыхание в затылок, сопровождающееся неизменным вопросом «вам подсказать?».
Не было в Саратове таких продавцов, которые создают настроение. Не было таких, от одного взгляда на которых начинаешь улыбаться. Не было таких, которым отдавали деньги с радостью. Теперь есть.
Необычный сервис вкупе с невысокими ценами и массированной дешёвой, не претендующей на полиграфические изыски рекламой – не единственный маркетинговый ход компании. Фирма арендует помещения под продажу на один день в неделю. Каждый раз новое. Точно такие же распродажи проводятся в Энгельсе и Балакове. И тоже по одному дню. Как уверяют продавцы, если у покупателя возникают вопросы, он может легко найти фирму, позвонив последнему арендодателю: «Все контакты мы оставляем».
Московская компания развивает такую систему продаж по всему Поволжью. В штат набирают активных, молодых и без комплексов. Но, несмотря на улыбчивость и балагуристость продавцов, провинциальный покупатель не всегда адекватно воспринимает ноу-хау: могут и «поставить на место». Особенно дамы в возрасте, для которых в магазине главное – результат, а процесс они стараются свести к минимуму. «Но таких меньшинство, – уверяет Кирилл. – Обычно покупатели уходят с покупкой и улыбкой».