Край непуганых банкротов
Грозит ли Саратовской области «суверенный дефолт»?
Елена Микиртичева, Люся Шлёпкина
Нечто непонятное творится в нашей области. На поверхности всё тихо и гладко – правительство трудится не покладая рук, губернатор – не щадя живота своего, депутаты активны как никогда. Но почему-то создаётся впечатление, что надвигается гроза.
Почему? Пожалуйста: полуторамиллиардный долг перед энергетиками; бюджет, по оценкам налоговиков, недополучит около 15 миллиардов рублей; левый берег, это уже более чем вероятно, останется без зерна, что повлечёт за собой массовое банкротство сельхозпредприятий. Достаточно?
Появляется крамольная мысль: а не станет ли Саратовская область банкротом? То есть хватит ли у областного бюджета сил и средств на выплату заработной платы бюджетникам? И выполнения прочих своих обязательств? Потому что по большому счёту это основная задача областной казны, которая сжимается, как шагреневая кожа, прямо на глазах у изумлённых чиновников. И даже «правильная» обработка статистических и прочих данных исправить ситуацию не в силах.
Может, стоит взять кредиты? Так взяли уже, а Бюджетный кодекс РФ эту процедуру строго регламентирует и лимитирует. Резервного фонда у нас, в отличие от федерального бюджета, нет.
Так может быть, не стоит делать хорошую мину при плохой игре, а лучше сразу объявить себя банкротом? И просить помощи у федерального центра? В Самаре ведь объявили чрезвычайную ситуацию в связи с засухой. А соседи куда как богаче нас.
Мы поинтересовались у областных политиков, насколько реально банкротство Саратовской области, и попросили их аргументировать свою позицию.
Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы, член президиума регионального отделения «Правого дела»:
МЫ КРЕПКИЙ СЕРЕДНЯК
– Саратовской области не грозит банкротство ни в коем разе. Для того есть несколько причин.
Первая – политическая: во всех сферах и отраслях «Единая Россия» насадила своих питомцев, а их банкротить не будут.
Во-вторых, де-факто за нашу область отвечает Вячеслав Володин. И он не позволит ей опозориться, то есть не допустит, чтобы название субъекта звучало в числе худших.
Также впереди назначение губернатора. Если бы за ставленника на это место у нас одна группа элит билась с другой и не было бы этому конца, то можно было бы рассматривать банкротство как способ для достижения победы. Но осенью начинаются процедуры, предусмотренные нынешним законодательством, и, скорее всего, в политической борьбе будут задействованы пиар и подковёрные игры.
В-четвёртых, Саратовская область не является отстающей в финансовом плане. Мы не такие, как Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария и другие бедные кавказские республики, сидящие на дотациях. Мы крепкий середняк. Может, мы ближе к концу списка регионов, но, если что, банкротить начнут отстающих.
Я уверен, что никакого банкротства у нас не будет.
Владимир Пожаров, депутат Саратовской областной думы от «Справедливой России»:
МИНРЕГИОН ПОДТВЕРЖДАЕТ…
– Саратовская область – почтибанкрот! Подтверждением этому неутешительному для жителей нашей губернии выводу служит очередной аналитический доклад о социально-экономическом положении российских регионов, подготовленный министерством регионального развития Российской Федерации.
В докладе констатируется, что Саратовская область не сможет в 2009 году самостоятельно финансировать текущие бюджетные расходы. И это понятно – наша область уже задолжала коммерческим банкам более 10 миллиардов рублей, обслуживание этого долга обходится почти в два миллиарда рублей, доходная база областного бюджета сократится более чем на 15 миллиардов и т. д. и т. п.
Можно долго спорить об эффективности или неэффективности областного правительства, о достоинствах или недостатках областной антикризисной программы, но одно останется бесспорным – точка в этом споре будет поставлена с назначением нового или продлением полномочий нынешнего губернатора.
Александр Ландо, депутат Саратовской областной думы от «Единой России»:
У НАС ЗВУЧАТ НЕПРАВИЛЬНЫЕ РАПОРТЫ
– От финансово-экономического кризиса пострадали все, в том числе и Саратовская область. Но говорить о банкротстве региона сегодня, наверное, неправильно, потому что в невыгодном положении находится подавляющее большинство субъектов РФ.
Я считаю, что ни о каком банкротстве области речи сегодня не идёт. Ведётся активная работа по бюджету. Есть серьёзное противостояние между исполнительной и законодательной властями.
У нас звучат какие-то неправильные рапорты о том, как всё здорово и хорошо. А нужно честно говорить людям о состоянии дел. Ведь если мы покажем реальную ситуацию в области, а не залакированную, то и тогда ни о каком банкротстве речи не будет.
Вот показали сюжет по центральному телевидению про Самарскую область, где урожай оказался в плачевном состоянии. Я думаю, правильно поступило руководство области, которое не стало скрывать ситуацию. У нас же, к сожалению, главы районов, руководители министерств и ведомств стараются представить происходящее в выгодном свете. Но информация, соответствующая действительности, помогает принимать правильные управленческие решения. От этого зависят дотации и помощь, которые могут последовать от федерального центра.
Когда началась засуха, у нас всё ещё делались заявления о том, что мы соберём четыре миллиона тонн зерновых. Ну не соберём мы, по всей вероятности, такого количества урожая. По прогнозам специалистов, его будет в два раза меньше. Тут надо не заявления делать, а заниматься оказанием финансово-экономической помощи сельхозтоваропроизводителям.
Дмитрий Коннычев, председатель саратовского регионального отделения «Яблока»:
ТАКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕ ВПЕРВЫЕ
– С юридической точки зрения банкротство области невозможно, нет такого понятия. Здесь можно говорить о таком явлении, как суверенный дефолт.
Ответственность за обязательства региона в этом случае будет нести Российская Федерация. Те, кому область задолжает, вынуждены будут взыскивать долги через арбитражные суды.
Чтобы не дожидаться такого развития ситуации, в регионе может быть введено внешнее управление. Но этого, скорее всего, не будет, потому что, хоть парламент и утверждает руководителей субъектов, кандидатуру на этот пост всё-таки вносит президент.
Имеет ли смысл внешнее управление – трудно сказать. В конце 90-х у области были трудные времена, и были попытки выкупить часть суверенного долга московскими бизнесменами.
Региону грозят серьёзные финансовые проблемы, и ясно это было ещё прошлой осенью. Такие проблемы в области не впервые, что, конечно, не оправдывает действия руководства, приведшие к спаду экономики. При этом считаю, что банкротства не будет. Есть два пути выхода.
Первый – секвестирование статей бюджета, то есть значительные урезания расходов, в том числе и по социальным статьям.
Второй – привлечение средств с федерального уровня. Но, как я говорил в начале разговора, юридически банкротство области невозможно.
Александр Конобеев, координатор саратовского регионального отделения ЛДПР:
В ОБЛАСТИ ДАВНО КРИЗИС
– Мы являемся составной частью сильного и крепкого государства, и говорить о банкротстве отдельно действующих субъектов невозможно.
В нашей области давно случился кризис, и вот уже года три-четыре мы являемся дотационным регионом и в какой-то мере живём за счёт федерации. А, получая дотации, обанкротиться нельзя. Можно сказать, что мы уже давно банкроты. И если регион довели до такого состояния, нужно выяснять, как это произошло и кто за это отвечает. Ведь от ошибок руководителей страдают жители.
Надо думать о поиске выхода из ситуации, видеть приоритеты. Сейчас у нас неправильное управление, неправильные расчёты, неправильные приоритеты.
Вопросы, почему мы дотационные и куда делись производства, нужно задавать депутатам областной и городской дум, депутатам органов местного самоуправления и, конечно же, губернатору.
Ведь Саратов всегда считался промышленным городом, и до революции по валовому продукту мы занимали третье место в стране. Жители области всегда умели работать, производить, торговать. Надо заниматься производством пшеницы твёрдых сортов. Урожая Заволжья всегда хватало для того, чтобы регион мог существовать.
Нужно искать экономически важные точки. А то, занимая по территории пол-Европы, по интеллекту мы находимся на уровне Гвинеи-Бисау.
Ольга Алимова, депутат Саратовской областной думы от КПРФ:
НИКТО НЕ ДУМАЕТ НАПЕРЁД
– Ни одному региону и ни одной республике банкротство грозить просто не может. Если, конечно, не будет указаний свыше присоединить Саратовскую область к Самарской.
Ситуация у нас непростая, но не катастрофичная. Говорят про возможный неурожай, но у нас часто бывают неурожаи, потому что находимся в зоне рискованного земледелия.
Вопрос здесь в другом: критическая ситуация может возникнуть тогда, когда люди получат урожай, но сбыть его не смогут. У нас нет единой политики, никто не думает наперёд.
Депутаты пытались выяснить, сколько в этом году будет стоить зерно. Оказалось, это страшная коммерческая тайна. Когда нам рассказывают о том, что зерно третьего класса покупается за пять-шесть тысяч рублей, а на самом деле в сельских районах его приобретают за 2,5 тысячи, конечно, это тайна – кто-то с этого что-то имеет.