Избиение министров без видимой пользы
Прогнозы по экономическому развитию области невозможны, пока в регионы не пришли сценарные условия развития федерации
Перед входом в здание регионального парламента десяток молодых людей из числа активистов молодёжного движения «Молодая гвардия», сомкнувшись в кольцо, водили хоровод и призывали областных депутатов не допустить сокращения бюджетных расходов на молодое поколение. Так в минувшую среду началось обсуждение исполнения бюджета Саратовской области в областной думе.
Секвестр бюджета становится реальностью
Открывая депутатские слушания, председатель комитета областной думы по бюджету и налогам Владимир Капкаев напомнил собравшимся, что принятый в конце прошлого года бюджет региона на 2009 год оказался «весьма и весьма оптимистичным». По словам Владимира Васильевича, депутаты давно уже поняли, что его нужно «менять в сторону уменьшения», и даже, мол, договорились с правительством области заняться этим вопросом в конце первого квартала.
Однако региональное правительство «из месяца в месяц», по словам Капкаева, этот момент якобы отодвигало. И вот наконец, как отметил депутат, в конце июня в думу поступило предложение губернатора о секвестировании областного бюджета.
«Довожу до вашего сведения, что со вчерашнего дня по этому предложению губернатора работает согласительная комиссия, – сообщил Капкаев. – А цель сегодняшнего нашего мероприятия – послушать мнения на этот счёт муниципальных образований, членов правительства и депутатов Саратовской областной думы».
Председатель бюджетного комитета отметил, что «сокращения, предлагаемые губернатором, не соответствуют тем доходам, что область собирает сегодня и которые ожидаются к концу года».
Прогнозы запоздалые
Первым для доклада об исполнении текущего бюджета на трибуну вызвали представителя министерства экономического развития и торговли области – первого заместителя министра Виталия Олейнича.
Он подтвердил, что министерство рискнуло в ноябре прошлого года подготовить прогноз развития области в 2009 году, опираясь на благоприятные условия развития экономики страны. В феврале стало понятно, что показатели, на основе которых принимался бюджет, будут ниже. Но только некоторые регионы рискнули начать в это время пересматривать свои бюджеты. «В некоторых регионах доходная часть бюджетов сократилась на 30–40 процентов», – рассказывал Виталий Григорьевич.
По информации докладчика, определённые коррективы в рабочие прогнозы совсем недавно начали вносить на федеральном уровне. Но пока о том, что же всё-таки решили наверху, регионам не известно. «Сценарные условия дальнейшего экономического развития Российской Федерации в субъекты федерации ещё не поступали, – пояснил Олейнич. – В связи с этим не представляется возможным делать какие-то прогнозы по экономическому развитию Саратовской области».
Доподлинно известны только оценочные показатели экономики области за первое полугодие. По словам Виталия Олейнича, объём отгруженных товаров собственного производства оценивается в 84 процента к уровню прошлого года; индекс промышленного производства – на уровне 82 процентов; продукции сельского хозяйства наработали на 105 процентов к уровню прошлого года. Инвестиции в основной капитал снизились на 25 процентов и составили 20,8 млрд руб.
В строительстве снижение показателей произошло на 26 процентов (-11,5 млрд руб.), но ввод жилых домов по первому полугодию ожидается на уровне прошлого года – 285 тысяч кв. м. Оборот розничной торговли, как ожидают в минэкономе области, также останется на уровне 2008 года.
Атака на министерство
Выступление Олейнича депутатов возмутило. Председатель бюджетного комитета Капкаев заявил докладчику, что от него в основном ждали экономического прогноза на второе полугодие. Виталий Олейнич попытался снова объяснить депутатам, что без прогнозов федерации местные не являются полными и достаточно обоснованными. Однако председательствующий слушаний Владимир Капкаев настаивал на том, что только министерство и никто другой может и должно рассказать депутатам, как регион будет жить дальше.
На помощь первому заместителю министра экономики решил прийти заместитель председателя областного правительства Алексей Щербаков. Но его попросили подождать, разрешив выпустить пар депутату Самсоновой.
Зинаида Михайловна назвала утверждения Олейнича ошибочными и даже фантастическими. «Я тут услышала, что оборот розничной торговли ожидается на уровне прошлого года, – начала она. – Я управляю не самым маленьким предприятием во всём регионе и скажу, что оборот снизился значительно. Откуда вы, интересно, берёте цифру о сохранении уровня прошлого года? Как может сохраниться розничный оборот, если предприятия сокращают производство, уменьшается заработная плата, люди теряют рабочие места?!»
Вторя предыдущей ораторше, депутат Александр Ландо сделал предположение, что в министерстве работают не самые компетентные специалисты. Не упустил при этом Александр Соломонович и случая поговорить о «любимом» им министерстве инвестиционной политики. Он спросил у Олейнича, ожидаются ли инвестиционные поступления в этом году. «Если нет, то зачем нам это министерство нужно? – вопросом на вопрос ответил сам себе Александр Соломонович. – Зачем мы тратим на них государственные деньги? Примите на себя эти функции!»
Защита министра
Следующим к депутатам вышел министр финансов области Александр Ларионов. Он доложил, что в первом полугодии в консолидированный бюджет региона поступило 19,9 млрд рублей и что это на 3,5 процента ниже аналогичного показателя в 2008 году. Отрицательную динамику министр объяснил существенным (почти на треть) снижением поступлений налога на прибыль.
«Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в нефтегазодобыче, где налог на прибыль сократился в 4,4 раза, в обрабатывающих отраслях и транспортном комплексе – в два раза, в строительстве – почти на четверть. Незначительная положительная динамика наблюдается по сбору налогов по упрощённой системе налогообложения (1,7 процента)», – сообщил министр.
Александр Степанович отметил, что сегодня в области нет задолженностей по зарплатам работников бюджетных сфер, а меры социальной поддержки льготным категориям населения оказываются своевременно и в полном объёме.
В завершение министр заявил, что консолидированный бюджет области исполнен с суммарным профицитом. Однако ситуация с поступлением средств из федерального бюджета до конца не ясна, а потому необходимо скорректировать региональный бюджет по доходам и расходам.
Это выступление тоже не устроило депутатов. Они интересовались, зачем что-то менять в бюджете, если он профицитный, требовали побольше реальных цифр, интересовались причинами слабой собираемости налогов и т. п.
Депутат Самсонова выступила на этот раз в роли миротворицы. Она предложила перестать нападать на правительство. «Это наше общее дело, – заявила она. – Меня вот больше возмущает, что сейчас в думе идёт ремонт. Не время, по-моему. Откуда, интересно, у думы на это деньги?»
Хуже, чем хотелось, но лучше, чем могло быть
К каждому из выступавших далее министров у депутатов возникло множество проблемных, уточняющих и даже провокационных вопросов.
Николай Семенец интересовался, хватит ли средств на получение разрешений по противопожарной безопасности учреждениям образования. Денис Фадеев и Олег Галкин заявляли о недопустимости сокращения ассигнований на аренду спортивных сооружений. «Сократить бюджет минспорта – значит похоронить спорт в Саратовской области», – говорили они. Владимир Капкаев спрашивал, как минсельхоз справится с последствиями засухи и с гибелью посевов в Заволжье.
К министру строительства и ЖКХ Дмитрию Федотову у депутата Капкаева было сразу несколько вопросов. Он поинтересовался причинами предложения сократить объёмы работ по газификации районов области. В ответ Федотов заявил депутату, что впервые от него слышит о таком предложении его ведомства.
Следующим упрёком Капкаева к Федотову стало заявление, что министр в своём докладе должен был рассказать об исполнении бюджета и во втором полугодии тоже. Министр ответил, что в приглашении просили отчитаться только по первому.
Итогом депутатских слушаний стало выступление заместителя председателя правительства Алексея Щербакова. Дождавшись возможности высказаться, он не стал сдерживать эмоций и для начала однозначно охарактеризовал финансовую ситуацию в регионе. «Она плохая, – сказал он, но потом ясность формулировки затуманил многословием. – Она хуже, чем хотелось бы, но лучше, чем могла бы быть». При этом отметил, что на фоне многих других регионов Саратовская область выглядит вполне достойно.
«Мы с вами собрались тут поговорить об исполнении бюджета. И для этого существует несколько методик, – продолжил Щербаков. – То «избиение» министров, которое вы тут устроили, мне кажется просто некорректным. Правительство строило свои прогнозы, исходя из минимизации потерь. Но у меня такое впечатление, что здесь никто о кризисе не слышал: давайте, мол, тут сокращать не будем, там не будем… Хорошо, давайте не будем, но вы поймите, от того, что мы тут распишем, денег у нас не прибавится».
В конечном итоге депутаты согласились, что бюджет необходимо приводить в соответствие ситуации, как бы неприятно это ни было. И для принятия более конкретных решений парламентарии ушли заседать на согласительных комиссиях.