Недетские шалости городского масштаба

Оценить
Администрация Саратова выделяет невероятные суммы на «очистку пляжа», лишая денег детские сады, школы, больницы

Администрация Саратова выделяет невероятные суммы на «очистку пляжа», лишая денег детские сады, школы, больницы

Сразу оговоримся, что на тот момент, когда готовился этот материал, 42-е, внеочередное заседание Саратовской городской думы ещё не состоялось, и окончательная судьба бюджета города была ещё не известна.

7 июля прошло заседание постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской думы. В повестке дня среди прочего депутатами были рассмотрены изменения в бюджет Саратова на 2009 год, предложенные администрацией города.

Рассмотрение этого документа вызвало бурное обсуждение у депутатов и породило массу вопросов как к представлявшим его городским чиновникам, так и непосредственно к главе администрации города. Проект решения о внесении изменений в бюджет города на 2009 год, несмотря на то что он уже рассматривался депутатами на рабочей группе, обсуждался более полутора часов. И причин для этого было достаточно.

В первую очередь, предложенные администрацией города изменения свидетельствуют о том, что в главном финансовом документе областного центра на 2009 год отсутствуют резервы на финансирование мероприятий по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части оплаты корректировок за коммунальные услуги за счёт средств бюджета города.

Именно на этот факт обратил внимание глава Саратова Олег Грищенко перед началом обсуждения проекта. Он, в частности, отметил:

«Сегодня нам предлагается внести изменения в бюджет города и утвердить по сути предельный бюджет. То есть администрация, предлагая принять сегодня этот проект решения, не оставила резервов на финансирование мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Мы должны понимать, что 100 миллионов рублей на оказание социальной поддержки в виде оплаты корректировок из бюджета города мы просто не сможем изыскать, если изменения в бюджет, которые предлагает администрация, будут приняты».

«Это так, Вячеслав Леонидович?» – обратился Олег Грищенко к главе администрации Саратова Вячеславу Сомову. На что получил утвердительный ответ, который по сути свидетельствует о том, что

администрация города не намерена заниматься социальной поддержкой граждан в виде оплаты корректировок из городского бюджета.

Кстати, при предельно сформированном администрацией Саратова городском бюджете туманна и перспектива решения вопроса со стороны исполнительной власти города в целом по задолженности по корректировкам, которая, как известно, на текущий день составляет более 1 млрд руб. А вопрос-то более чем актуальный! Но вернёмся всё-таки к предложенным администрацией изменениям в бюджет.

Общий объём доходов предлагается утвердить на уровне 10800,3 млн руб., расходов – 11561,5 млн руб. Дефицит бюджета города – 761,2 млн руб., или 12,1 % объёма собственных доходов бюджета. Напомним, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ максимальный размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 %. Превышение допускается только в исключительных случаях. Долг по кредитам на 1 января 2010 года увеличится и составит 1 569,7 млн руб. Проектом решения вносятся существенные изменения в основном в расходную часть бюджета города.

Остановимся на вопросах, которые вызвали наибольшее обсуждение со стороны депутатов. Среди прочих изменений администрация города предложила выделить 10 млн руб. администрации Волжского района на обустройство территории городского пляжа. Более того, глава администрации Волжского района Валерий Сараев на заседании комиссии заявил, что на обустройство пляжа, в том числе на уборку территории от мусора, очистку прибрежной полосы, уже потрачено 4,5 млн руб.

Однако реальность сметы по работам на пляже вызвала у депутатов серьёзные сомнения. К примеру, в смете, составленной сотрудниками городской администрации, фигурируют строительные работы на пляже на сумму около 7,5 млн руб., валка деревьев в таком объёме, что если эти работы будут произведены, то пляж должен остаться вообще без единого зелёного кустика, да много ещё чего интересного.

И несмотря на то что депутаты высказали рекомендации по приведению сметы в соответствие реалиям, как нам стало известно, на заседание думы администрация города выносит всё те же 10 млн руб. на обустройство пляжа.

Может быть, уже пора вмешаться иным органам, наделённым соответствующими полномочиями, и проверить подобные предложения на коррупционную составляющую?!

Более длительную дискуссию вызвало и другое предложение администрации – сокращение расходов на социальную сферу города (детские сады, школы, больницы, поликлиники) на сумму, превышающую 30 млн руб. Подобное предложение вызвало, мягко говоря, недоумение у депутатов. Можно даже сказать, целую бурю негодования.

Ведь далеко не секрет, что расходы в бюджете города сформированы вовсе не исходя из потребности в финансировании, а, как говорится, «сколько могли – столько дали». При хронической нехватке средств на развитие социальной сферы, да что там на развитие, будем называть вещи своими именами – «на поддержание штанов социалки», администрация города предлагает ещё и сокращение!

Однако аргументы чиновников городской администрации были до боли просты: мы снимаем средства, которые высвободились в результате экономии по проведённым конкурсам, а также это экономия по оплате топливно-энергетических ресурсов.

Депутаты парировали: если у вас образовалась экономия по одним статьям расходов на социальную сферу, перенаправляйте её на другие статьи расходов, но опять же на СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ! Более того, экономия, к примеру, образовалась по конкурсам на проведение ремонта в садиках, школах. Неужели состояние зданий настолько хорошее, чтобы пренебречь сэкономленными средствами и не делать другие виды ремонтных работ в этих же зданиях? Зайдите в любую школу, садик, больницу. Даже неспециалисту сразу станет всё понятно.

Наверное, у администрации логика такая: зачем тратить по максимуму из бюджета, когда потом можно сказать, что бюджетных средств не хватает, и собрать деньги с родителей.

А уж про городские больницы и без нас сказано столько, что добавить просто нечего. Не дай бог туда попасть. Хотя при этом представитель комитета по здравоохранению убедительно доказывает депутатам, что средств в бюджете горздрава достаточно и «экономию» в размере 11,8 млн руб. можно легко снять.

Нелишним подтверждением «радения» за развитие социальной сферы Саратова служат предложения администрации и по сокращению расходов на строительство и реконструкцию школ и детских садов города в связи с необходимостью изыскания средств в городском бюджете в размере 38,3 млн руб. на приобретение ведомственного садика.

Областные депутаты на последнем заседании думы выделили Саратову 20 млн руб., для того чтобы вместе с городом приобрести в муниципальную собственность ведомственный детский сад вместимостью 90 человек. Общая стоимость этого детского дошкольного учреждения составляет 58,3 млн руб. Таким образом, за счёт средств городского бюджета необходимо оплатить ещё 38,3 млн руб.

Всё это стало известно буквально перед заседанием комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской думы. И на комиссии представителями администрации Саратова были названы объекты, с которых планируется снять финансирование в целях приобретения садика.

Это пристройка к детскому саду № 54 в Октябрьском районе (работы начаты в прошлом году, средства, заложенные на этот год в бюджете, снимаются почти в полном объёме – 5,7 млн руб.); пристройки к детским садам районов города (работы начаты в 2007 году, средства, заложенные на этот год в бюджете, снимаются в объёме 95 % от предусмотренного – 15,5 млн руб.); пристройка спортзала школы № 56 Ленинского района (работы также начаты в 2007 году, средства, заложенные на этот год в бюджете, снимаются в объёме 60 % от предусмотренного – 15,2 млн руб.); реконструкция подстанции № 1 городской станции скорой помощи в Заводском районе (работы планировалось начать в этом году, средства, заложенные на этот год в бюджете, снимаются в полном объёме – 1,9 млн руб.).

Напомним, что, к примеру, строительство пристроек к детским садам должно было осуществляться в рамках муниципальной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2007–2009 годы», принятой депутатами Саратовской городской думы.

Главная цель программы – развитие системы дошкольного образования города Саратова с учётом социального заказа и демографической ситуации, увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях на 720 единиц.

В том числе планировалось строительство четырёх новых детских садов на 660 мест (их в этом году строить не будут – землю, видите ли, администрация никак под строительство садиков оформить не может, поэтому финансирования и нет).

А также и строительство шести пристроек к садикам, которые тоже дали бы дополнительные места для детей. В прошлом году худо-бедно построили две пристройки на 40 мест. Остальные планировали в этом году построить, но теперь, видно, не судьба детям, стоящим на очереди, попасть в детские сады.

Программа по развитию сети детских садов, принятая депутатами, заканчивает своё действие в 2009 году. Но судя по её исполнению администрацией города, главная цель достигнута не будет. Короче говоря, хотели как лучше – получилось как всегда.

Оппоненты могут возразить: ведь благое дело делается, ведомственный садик приобретается в муниципальную собственность. Так-то оно так. Только вот приобретение этого садика дополнительных мест для детей Саратова не даст. Те 90 мест, на которые он рассчитан, уже давно заполнены детьми. А пристройки и новые садики могли бы дать реальное увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Вот он парадокс. А может быть, и нет. Может быть, это «обыкновенная» безответственность и безнаказанность чиновников администрации города, а может быть, и личная заинтересованность? К сожалению, не нам решать, чья. Но, думается, что можно было бы исполнительной власти более тщательно подойти к выбору источников финансирования для приобретения ведомственного садика в собственность города.

Ведь, обращаясь к правительству и законодательному собранию, президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что именно в социальной сфере «концентрируются интересы граждан, и если мы можем себе представить ограничение каких-то расходов по другим направлениям, то социальная сфера, конечно, должна оставаться высшим приоритетом развития государства».

Но, видимо, глава администрации Саратова Вячеслав Сомов, который, в соответствии с Уставом города, на принципах единоначалия руководит исполнительным органом власти, по-своему понимает обращение президента Российской Федерации.