Главные проблемы – коммунальные
Посетители на приём к депутатам «валом не валят, но приходят каждый день»
Народные избранники по-разному общаются с народом. Одни проводят приёмы граждан чаще, и к ним народная тропа не зарастает, другие встречаются с электоратом реже. Чтобы узнать, что волнует избирателей и могут ли им помочь их избранники, корреспондент «Газеты недели» побывал на двух приёмах депутатов Саратовской областной думы. Среди проблем, с которыми приходили люди, неразрешимых не оказалось, и депутаты обещали помочь всем.
Ольга Алимова, депутат Саратовской областной думы от КПРФ, принимала граждан во вторник.
Чтобы не создавать очередь, потому как народу в коридоре собралось достаточно, общение она начала раньше назначенного.
Первым вошёл пожилой мужчина. Его проблема оказалась с бородой. С 2006 года он бьётся с Саратовводоканалом. Всё это время побеждает, естественно, последний. На выборах в гордуму тогда ещё кандидат в депутаты Лариса Абрамова обещала провести водопровод в посёлок, где проживает мужчина, но выборы прошли, а предвыборные посулы, как водится, остались посулами. Зимой пожилой человек топит снег, а вот летом беда – выращиваемые им овощи нуждаются в поливе. В колодце же воды нет, вот и заставляет нужда ходить мужчину по различным инстанциям – нормальных условий для проживания выпрашивать. В воде нуждаются и его соседи, коллективное письмо, под которым подписались 22 жителя, отправленное в администрацию и Водоканал, осталось без ответа.
Второй на приёме была женщина из Аркадакского района. Она лишена родительских прав и уже несколько лет проживает одна в доме, где за неуплату отключили воду и свет. За помощью к депутату женщина решила обратиться, после того как Ольга Алимова посетила Аткарский интернат. В числе детей, которым коммунистка привезла подарки, оказалась и дочь посетительницы. Женщина колебалась: просила вернуть дочь, помочь с домом и оказать материальную помощь. После недолгих раздумий решила начать с первой просьбы.
Рассказав вначале страшные истории о том, что все в районе против неё и дочь даже перевели в другой интернат, чтобы та не виделась с матерью, женщина принялась рассказывать о своих злоключениях по восстановлению родительских прав. Дважды она подавала в суд, писала письма губернатору, в Госдуму, Генпрокуратуру, но ответы пришли не на все послания.
Правда, в результате общения с депутатом Алимовой выяснилось, что в свой районный суд посетительница не обращалась и не собирается, считая его предвзятым, а те суды, в которые она отдавала заявления, возвращали их из-за территориальной неподсудности дела.
После долгих разъяснений об особенностях судебной и законодательной систем первым делом было решено узнать, на каком основании девочку перевели в другой интернат.
Третья посетительница просила помочь открыть группы в детском саду. Воспитательница сообщила, что детсад ведомственный, у агроцентра СГАУ денег на его восстановление нет. Из шести групп функционируют четыре. Для Саратова же в условиях нехватки мест в садах ремонт двух групп дошкольного заведения, рассчитанного на 140 детей, но пока принимающего всего 60, был бы более чем актуальным.
Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы от ЕР, проводил приём граждан в субботу.
Желающих побеседовать с депутатом-строителем было много. Ко всем вопросам Писной подходил основательно, и общение с гражданами порой затягивалось минут на 40–50.
Вот уже девять лет Писной принимает граждан две субботы и два четверга в месяц. Обычно за раз набирается около 10 человек. В остальные дни с посетителями общаются помощники депутата, а телефон приёмной работает круглосуточно.
Пользуясь такой энергией Писного, а также его осведомлённостью в жилищных вопросах, некоторые его коллеги по думе даже отправляют к нему на приёмы своих избирателей.
Выяснять свои взаимоотношения с управляющей компанией «Жилкомплекс» пришли сразу три жительницы дома по Большой Горной. Управляющую компанию представлял её директор Владимир Челышев.
Женщины жаловались на постоянно текущую крышу, корректировки и слишком высокие цифры в жировках, безучастность управляющей компании, ЖЭУ и администрации, которые гоняют их по кругу, а помочь не пытаются. Директор пел обычную для руководителей управляющих компаний песню: «денег на капремонт нет», «я за ваш дом не держусь», «раз вы такие активные – создавайте ТСЖ». После чего началась перебранка.
Подключившийся к беседе Писной констатировал, что суммы в платёжках на самом деле запредельные, и удивился, на каком основании компания приняла дом, находящийся в таком ужасном состоянии.
После депутат обсудил с директором компании проблемные вопросы по другим домам, жильцы которых также приходили на приём. Писной попросил продолжить работу по ремонту подъездов, пообещав дать пару тонн краски.
После чего народный избранник позволил себе лирическое отступление, рассказав, как посетил дом на проспекте 50 лет Октября. Здание, попавшее в программу капремонта по № 185-ФЗ, просто «вылизали»: заменили лифты, заделали швы и крышу, отремонтировали подъезды. И вот, довольный результатом и вышедший из парадного депутат чуть не упал в открытый люк. «Вот она – Россия! Когда же мы по сторонам смотреть-то будем?» – поинтересовался Писной.
Далее он принял семью погорельцев. Объяснив им ситуацию и посетовав на главу администрации Вячеслава Сомова, ведомство которого не торопится начать распоряжаться так долго выпрашиваемой у области землёй, депутат продемонстрировал чудеса оперативности – позвонил директору Ипотечной корпорации Саратовской области Денису Филиппову и попросил помочь пришедшим к нему на приём гражданам. Прибывшей после погорельцев матери двоих детей, имеющей родовой сертификат, депутат пообещал за пару-тройку месяцев решить жилищный вопрос.
Мы поинтересовались у депутатов: много ли народу к ним обращается? С какими жалобами чаще всего приходят люди? И встречались ли им особо вопиющие случаи и невыполнимые просьбы?
Ольга Алимова:
– Раз на раз не приходится – когда пять-шесть человек приходят, а когда очереди в коридоре выстраиваются.
В основном просят материальную помощь, часто жалуются на проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Очень много приходит жалоб на работу Водоканала.
Творческие коллективы часто обращаются за помощью, кто просит поездку оплатить, кто с концертными костюмами помочь.
Вот моя помощница ходила на дом к инвалиду первой группы принимать заявление. Он проживает с матерью – тоже инвалидом, но почему-то им льготы на оплату ЖКУ не предоставлялись. Сейчас этим делом занимается прокуратура.
Леонид Писной:
– В том, что округа стали больше, есть сложности. Одно дело, когда в округе проживает 20 тысяч человек, другое – когда 120.
Будучи депутатом в гордуме, я лично принимал всех. Сейчас всё ложится на плечи приёмной. Локальные конфликты в ЖКХ помощники решают сами и достаточно эффективно. Ко мне же приходят по вопросам улучшения жилищных условий – таких посетителей примерно треть. И это понятно, я, как строитель и разработчик областного жилищного законодательства, в этих вопросах ориентируюсь.
Приходят не только жители Кировского района. Обращаются и по поводу ремонта многоквартирных домов в рамках № 185-ФЗ. Этот вопрос я к теме ЖКХ не отношу, потому что там, как правило, спрашивают про платежи и корректировки.
Вообще вопросы бывают самые разные: связанные с путёвками в детские лагеря, с квотами по здравоохранению и вообще оказанию медпомощи. По вопросам, связанным с материальной помощью, мы не отказываем никому. Лимиты, которые есть в облдуме, позволяют в течение года решать вопросы всех обратившихся. Хотя часто приходится прибегать к спонсорской помощи, помощи предприятий «Саратовоблжилстроя».
В ЖХК, если взять соотношение решённых и нерешённых вопросов, получится один к двум. Можно считать, что около половины обращений по квартирным вопросам мы реализуем. Причины нерешения жилищного вопроса в основном две. Первая – инертность людей, которые не хотят заниматься документами, вторая – не у всех есть в рамках действующего законодательства право на государственную или муниципальную поддержку.
Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы, член президиума регионального отделения «Правого дела»:
– Конечно, посетители не валом валят, но приходят каждый день по несколько человек. У меня приёмная работает каждый день, людей принимает помощник, помимо этого по четвергам ещё юридическая консультация открыта. Туда в среднем обращаются 5–6 человек.
К юристу приходят в основном по вопросам жилищного законодательства. Это и получение квартир, вопросы ЖКХ, действия или бездействия административных органов, бывает, и на соседей жалуются.
К помощнице обращаются по вопросам взаимодействия с администрацией, по вопросам устройства детей в детсады, та же администрация в этом постоянно отказывает, приходят по проблемам ЖКХ, малообеспеченные граждане обращаются за помощью.
Конечно, больше всего вопросов связано с действиями управляющих компаний, ТСЖ, корректировками. Часто жалуются на неблагоустройство дворовых территорий. Проблему отселения можно назвать вопиющей. В Волжском районе много погорельцев, а переселенческого жилья нет. Рушатся дома, а мы аварийными их признать не можем, потому что нет средств и отселять опять же некуда.
Вообще все проблемы, связанные с ЖКХ, вопиющие. И эти проблемы становятся массовыми. Вот дом на Кузнечной. Его жильцы натерпелись от управляющей компании, собрались и решили создать собственное ТСЖ. Но даже после решения суда в их пользу ДЕЗ отказался предоставить жильцам необходимые документы. Виной тому были негласные команды из администрации, чиновники которой, с одной стороны, призывают людей создавать ТСЖ, а с другой – всячески препятствуют этому.