Александр Степанов: «Мы – институт гражданского общества»

Оценить
Общеизвестно, что муниципальная власть независима от государственной. Но хотят муниципалитеты или нет, а расположены они в субъектах федерации и волей-неволей должны взаимодействовать с региональными властями и территориальными органами федеральных в

Общеизвестно, что муниципальная власть независима от государственной. Но хотят муниципалитеты или нет, а расположены они в субъектах федерации и волей-неволей должны взаимодействовать с региональными властями и территориальными органами федеральных ведомств. Делать это отдельно взятому посёлку, району или даже городу сложно. Наверное, именно поэтому в области был создан совет муниципальных образований.

Исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» Александр Степанов отвечает на вопросы «Газеты недели в Саратове».

– Александр Алексеевич, Ассоциация существует уже достаточно долго, с 2006 года, но о ней ничего не было слышно. Почему?

– Наверное, не было налажено достаточное взаимодействие с правительством и с думой, чтобы они видели в Ассоциации и помощника, и партнёра, который представляет интересы муниципальных образований области.

– В Ассоциацию входят все муниципалитеты области?

– Не входит только город Саратов. А если говорить о представительстве, то раньше входили только главы муниципалитетов, они же председатели представительных органов муниципальных образований. Теперь, после 2-го съезда, который состоялся в мае этого года, вошли и главы администраций муниципалитетов. Так что сегодня соблюдён баланс интересов представительных и исполнительных органов власти.

У нас три уровня муниципальных образований – районный, поселенческий и городские округа. Поселенческий уровень в свою очередь делится на городские и сельские поселения. Сегодня каждое муниципальное образование имеет в совете два голоса.

– Каковы цели и задачи Ассоциации?

– Это достаточно необычный институт гражданского общества. Я считаю, что мы стоим в одном ряду с Общественной палатой. Кстати, исполнительный директор Общероссийского конгресса муниципальных образований является членом Общественной палаты.

Хотя по статусу мы некоммерческая организация и нашими учредителями являются только муниципалитеты. На первых порах, когда была принята первая поправка в федеральный закон № 131, была провозглашена необходимость создания ассоциации муниципальных образований в субъектах федерации, и главная задача тогда стояла – обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления.

– Между собой?

– И между собой тоже. Не было такого взаимодействия. По большому счёту оно только-только налаживается. С большим приближением можно сказать, что это взаимодействие стало налаживаться с момента создания Ассоциации.

В конце прошлого года была принята ещё одна поправка к № 131-ФЗ, которая уже предписывает субъектам федерации принять закон о взаимодействии органов власти регионов и Ассоциации муниципальных образований. В определённой степени это взаимодействие заключается в чёткие правовые рамки.

– То есть Ассоциация становится своеобразным мостиком между региональной и муниципальной властями?

– Верно. Более того, теперь, как трактует Конгресс муниципальных образований, который возглавляет Степан Киричук – президент Общероссийского конгресса муниципальных образований, председатель комитета Совета Федерации по местному самоуправлению, сначала был этап обеспечения взаимодействия, теперь этап более статусный – представительства органов местного самоуправления в государственных органах власти.

Есть проект закона, который даст право законодательной инициативы непосредственно Ассоциации. То есть идёт развитие этого института, придание ему легитимности, определённых полномочий для выполнения его основной функции – представления и защиты интересов муниципальных образований.

– В какой форме эта защита происходит или будет происходить?

– Я присутствую на мероприятиях правительства, думы, но пока это акт доброй воли со стороны наших органов власти, а после принятия закона Ассоциация будет участвовать в работе региональных органов власти на законных основаниях.

– Так это закон региональный? Кто его автор?

– Да, мы взяли за основу разработку Конгресса муниципальных образований. Правда, после прохождения юридических, экономических и финансовых служб правительства документ изрядно похудел, но тем не менее скоро он попадёт на рассмотрение профильного комитета областной думы.

Тогда будут уже чётко определены не только возможность, но и ответственность по взаимодействию как со стороны Ассоциации, так и со стороны законодательных и исполнительных органов госвласти.

Это в первую очередь представительство и участие во всех мероприятиях, затрагивающих интересы местного самоуправления. Право голоса, заявление позиции муниципальных образований. Это функция непростая, но Ассоциация ни от кого не зависит, в отличие от самих муниципалитетов.

Что бы мы сегодня ни говорили о независимости государственной и муниципальной властей, муниципалитеты от региональных властей зависимы, в первую очередь финансово, аналогично зависит поселенческий уровень от районного. Что накладывает свой серьёзный отпечаток на взаимоотношения. А здесь есть возможность без ущерба для кого-либо заявить свою откровенную позицию.

– Получается, что Ассоциация призвана отстаивать интересы муниципальных образований. Как это может происходить?

– Сейчас много проблем у муниципалитетов по взаимодействию с надзорными органами. Например, особенно остро стоит проблема скотомогильников.

Надзорные органы считают, что скотомогильники являются бесхозяйными объектами и муниципалитеты должны принять их на баланс, содержать и обслуживать. Но это дополнительная и очень весомая в плане финансирования для муниципалитетов нагрузка. Теоретически на баланс скотомогильники взять можно, но, не выполняя функцию по их содержанию, можно получить массу проблем. Средств на содержание скотомогильников никто муниципалитетам выделять не собирается. А собственных средств на это у них по понятным причинам нет.

Мы считаем, что это необоснованное требование к муниципалитетам. 15 июля будет заседание областного суда по рассмотрению с нашей подачи кассационной жалобы на решение районного суда по отстаиванию интересов муниципалитетов. И доказыванию того, что навязывание МО полномочий, им не свойственных и не подкреплённых финансово, это неправильно.

Да, проблема, безусловно, существует. Мы это, как и надзорное ведомство, понимаем. Но каждый должен выполнять свои функции, и соответствующее законодательство указывает, какой уровень власти за что отвечает. А за скотомогильники, в соответствии с федеральным законодательством, отвечают федеральный и региональный уровни, то есть за них должна отвечать государственная власть. Однако нет единообразного прочтения и понимания федеральных норм надзорными органами и органами местного самоуправления.

Есть и другие примеры, может, и не такие серьёзные, но их слишком много, и это проблема и головная боль муниципалов. Но конкретно этот пример – тенденция по всей России и по всей Саратовской области.

– Тем не менее, приведите другие примеры.

– Проблем масса. Проблема земельных отношений.

– Это то, о чём идут споры в Саратове?

– Нет, это другая история. Моё же мнение, что только город должен распоряжаться на своей территории землёй, земля для города – важнейший ресурс развития, наряду с людьми, финансами, основными фондами. Кстати, я не хочу говорить о Саратове, потому что он не является членом Ассоциации.

– Почему?

– Задайте вопрос депутатам, главе города. Я сам долго проработал в городе и понимаю, что уровень проблем областного центра несопоставим с проблемами более мелких муниципальных образований. Но при этом я не сомневаюсь, что Ассоциация могла быть полезной и городу Саратову. Членство в ней у нас пока добровольное.

– Тогда вернёмся к проблемам членов Ассоциации.

– Проблема земельных отношений будет стоять очень долго. До последнего дня этим вопросом на уровне федерации занимались три госоргана – Росрегистрация, Роснедвижимость и Роскартография, сейчас происходит их объединение. Надеемся, что получится не «как всегда».

Почему земельные отношения важны? Как известно, налог на землю – это достояние муниципального бюджета. Кроме этого, определение и нахождение земель, регистрация и постановка на учёт ничейной земли – это тоже важный аспект. Ведь при наличии таких участков муниципалитет может ими распоряжаться, продавать, сдавать аренду. А это опять поступления в бюджет. Но взаимодействие с этими тремя органами очень сложное. И это большое поприще для нашей деятельности.

Дальше. Проблема противопожарной безопасности. Там тоже неразбериха с функциями по уровням власти. И надзорные органы перекладывают, на наш взгляд, большую часть нагрузки на муниципалитеты. Та же ситуация с предупреждением чрезвычайных ситуаций.

А уж № 94-ФЗ – бич всех государственных и тем более муниципальных чиновников. Это про конкурсную основу всех закупок. Там нужны такие знания, что и на областном уровне их не хватает.

– И что же?

– В нашей области ситуация с образованием работников органов местного самоуправления очень приличная. Работает уже вторая программа по развитию органов местного самоуправления. И это очень серьёзная помощь областной власти. Это техника – мотопомпы, другие машины, автотранспорт, компьютерная, множительная техника. Но главное – за счёт областного бюджета проводится обучение и повышение квалификация муниципалов.

– Получается, что ассоциация, а текущие дела решает её исполнительный орган, разбирается во всех вопросах?

– К сожалению, это невозможно по определению. Сфера деятельности муниципалитетов столь широка, что ни моих знаний, ни знаний наших сотрудников явно не достаточно.

Но я здесь присутствую в двух качествах – как исполнительный директор ассоциации и как профессор Поволжской академии госслужбы. В нашем вузе, к счастью, достаточно специалистов по разным «муниципальным» направлениям. И они никогда не отказывают мне в помощи. Это не только альтруизм. Для нашего профессорско-преподавательского состава работа с живыми проблемами – это великолепный практический опыт. Я уверен, что такое взаимодействие можно осуществлять и с другими вузами.

– Ассоциация – это совещательный орган, есть ещё исполнительный. На какие средства он существует?

– Нас здесь пять человек. И зарплаты не очень завидные. А надо ещё содержать офис, оргтехнику. Машины у нас нет, что не очень здорово. Существуем мы на взносы. Муниципальное поселение платит 1,5 рубля с жителя, район – рубль. Это не очень большие деньги, мы рассчитываем пополнять свой бюджет за счёт, например, грантов. Но я не думаю, что аппарат Ассоциации должен быть больше. А средства должны идти на привлечение экспертов, заказ разъяснительных документов.

– Как вообще вы отбираете проблемы, с которыми начинаете работать вплотную? Берёте ту, которая совсем горит?

– Раньше работали по следующей схеме: получали звонок из муниципального образования, начинали заниматься проблемой. Но, учитывая, что у нас в области 439 муниципалитетов, такая форма работы мне кажется не очень эффективной.

Сейчас мы занимаемся мониторингом и отбором типичных проблем. И начнём заниматься решением их на региональном уровне.

Есть ещё и так называемая текучка. Посудите сами, в № 131-ФЗ практически раз в два месяца вносятся поправки. И изменения в законодательство должны знать люди на местах. Но уследить за этим быстро изменяющимся документом физически невозможно. А ведь ещё надо привести нормативно-правовую базу в соответствие законодательству. Вот мы и занимаемся мониторингом, составлением и рассылкой комментариев и рекомендаций.