Очередная незаметная война

Оценить
Не заметили ли вы, уважаемые читатели, что где-то с конца июня в России началась очередная война? На этот раз мы воюем с пьянством и алкоголизмом. У этой кампании есть все приметы, что и у многих других кампаний – политических и экономических, в той

Не заметили ли вы, уважаемые читатели, что где-то с конца июня в России началась очередная война? На этот раз мы воюем с пьянством и алкоголизмом. У этой кампании есть все приметы, что и у многих других кампаний – политических и экономических, в той иной степени тревоживших огромную страну.

Сначала, как водится, было слово, произнесённое с самого Олимпа. Премьер-министр обронил что-то вроде «Многовато мы выпиваем», президент дал более развёрнутую реплику. Общаясь с собранными на озере Селигер «нашистами» и молодыми изобретателями, Дмитрий Анатольевич сказал: «У нас на человека приходился 18 литров алкоголя в год. И это при том, что уже восемь-девять – это катастрофа».

Никита Сергеевич Хрущёв когда-то очень давно сравнивал писателей с артиллеристами. Сейчас на место мастеров пера заступили телевизионщики. Но уже не о пушках нужно вести речь – скорее, об установках залпового огня. Шум, гром, дым, пыль. Можно смело докладывать начальству: «Цель накрыта!»

Вообще, по моему мнению, в России сформировалось уже три реальности. Первая – это та жизнь, которой мы живём – скромненько, бедненько; вторая – это жизнь нашей элиты – нескромненько и небедненько; и наконец, третья реальность – эта та жизнь, которую показывают по телевидению. Что примечательно, обитатели двух других сфер (за малым исключением) верят, что она, та экранная жизнь, существует в природе!

Но вернёмся к нашему вопросу. Перво-наперво на телевидении запустили социально-демографическую рекламу. Смысл её таков: где меньше пьют, там больше рожают. В качестве положительных примеров приводили Турцию, республики Средней Азии, Китай. Как отрицательный пример – наша, встающая с колен страна. Годовая убыль населения составляет в России чуть меньше миллиона.

И сразу возникают вопросы. Почему, например, не даны для сравнения европейские страны? Потому что там с демографией проблемы похлеще наших? Или авторы ролика уверенно относят Россию к странам третьего мира?

Потом закрутилась карусель всевозможных ток-шоу. При этом создавалось впечатление, что одни и те же персонажи кочуют с канала на канал. Архимандрит Тихон (Шевкунов), какие-то деятели из союза православных граждан (черносотенцы?) – мрачные личности с фанатичными взорами и призывами расстрелять производителей и продавцов спиртного. Врачи, вроде бы наркологи, отрицающие не только генную оставляющую алкоголизма, но и, похоже, вообще всё учение Менделя. Иногда – для разнообразия – звали хозяев водочных заводов и с удовольствием распинали их прямо в эфире.

Все разговоры крутились вокруг зловещей цифры 18. Именно столько литров спирта в год приходится на одного россиянина. Теперь немного арифметики. Возьмём за данность, что из литра спирта получится два с половиной литра водки. Итого 45 литров злодейки с наклейкой. Делим на число дней в году и получаем совсем незначительный по нашим реалиям результат – 123 грамма. С надеждой предполагаем, что в России половина населения не употребляет. И всё равно получается без капли 250 граммов в день, стакан всклень. По мнению многих – не доза!

Но подсчёты эти на самом деле от лукавого. Пьют-то действительно много. А потом с каким-то упоением занимаются либо самоуничтожением, либо уничтожением себе подобных. Четыре недоумка, прыгнувших с нашего моста, разве тому не подтверждение? И ещё, как пример: на прошедшей неделе только за один день в разных городах России пьяные водители убили девять человек, мирно шедших по тротуару или стоявших на остановках.

Проблема есть, и огромная. Но то, что сейчас делается, к реальности не имеет никакого отношения. Реальны только деньги, которые власти выделили на очередной этап борьбы с алкоголизмом. Вот их-то с огромным энтузиазмом телевидение и осваивает. Посудите сами: безнадёжно пьющая часть населения телевидением пренебрегает, они и телевизоры давно продали, совсем непьющие считают, что всё это их абсолютно не касается.

И только те, кто посередине, с тревогой наблюдают за атакой трезвенников. Нет, их вряд ли пугают телевизионные страшилки, они предполагают, что вслед за словом последует дело. Ну, типа вырубки виноградников, талонов на спиртное и прочих особенностей национальной борьбы с пьянством.

Но – спокойствие – на самом верху было сказано: «Никаких дурацких запретов не будет». Значит, можно не волноваться. Вот кончатся выделенные средства, и телевидение мигом успокоится. Тем более что ближе к осени появятся другие цели и мишени.

Ещё одним подтверждением этих умозаключений может служить абсолютное спокойствие местных властей. В нашем славном городе они сейчас борются не с пьянством, а со старушками. Разогнали блошиный рынок. Взялись за бабушек, торговавших у оптового рынка на пересечении Рахова и Московской. Пригнали две машины милиционеров во главе с полковником, чиновники на иномарках подъехали. Старушки в паники бежали, теряя при отступлении пучки укропа. Если бы городские власти с такой же пылкостью боролись, например, с ямами на дорогах – цены бы им не было.