Гибкий «Контакт»
Опыт выживания в государственной и рыночной экономике
Саратовский завод «Контакт», в отличие от многих других заводов, чья слава гремела в Советском Союзе и далеко за его пределами, а потом вместе с СССР стала ненужной государству, сохранил репутацию одного из ведущих предприятий российской электронной промышленности до настоящего дня.
Из рядовых – в уникальное
История локомотива отечественной электроники начиналась в 1951 году как история одного из многочисленных предприятий, созданных для разработки и производства изделий радиотехнического профиля. Советское правительство решило основать по одному такому предприятию практически в каждом уголке страны. В Саратове, например, собирались возвести завод № 887.
Однако спустя несколько лет, в период подготовки масштабного строительства нового предприятия и прилегающего к нему жилого посёлка, техническое задание на проектирование завода было пересмотрено. Руководство страны решило, что саратовское предприятие должно выпускать электровакуумные изделия – генераторные и модуляторные лампы, а также СВЧ-изделия. Продукцию будущего завода предполагалось применять в радиолокации, для дальней космической и спутниковой связи, в радиовещании и телевидении, на предприятиях машиностроения.
Официальным днём рождения научно-производственного предприятия (НПП) «Контакт» принято считать 20 февраля 1959 года, когда оно, состоящее из одного только цеха нестандартного оборудования, котельной и гаража, было введено в число действующих предприятий.
Всё, что не успели доделать к моменту сдачи завода, пришлось достраивать ударными темпами в течение года. За 10 месяцев были сданы ещё один корпус котельной, насосная станция хозяйственно-питьевого водоснабжения и складские помещения для переоборудования их в производственные цеха. На этих площадях, прямо рядом с работающими строителями, развернулись первые цеха по производству технологических газов, электроцех и цех по производству СВЧ-изделий.
На завод было принято 410 рабочих и 90 инженеров и техников.
Самые продуктивные 80-е
По воспоминаниям нынешнего директора НПП «Контакт» Виктора Муллина, завод успешно и стабильно развивался вплоть до 1991 года.
«Большая часть нашей продукции (90 процентов) предназначалась для нужд министерства обороны – основного нашего заказчика, и 10 процентов, как было тогда принято, составляли товары народного потребления. Мы делали, например, стереонаушники, – рассказывает Виктор Валентинович. – В то время наша продукция поставлялась в 29 стран мира. В основном в страны Варшавского договора, а также Египет, Индию, Сирию, Ирак и прочие. Незначительную часть продукции поставляли во Францию, Германию и даже в США».
Пиковыми в развитии НПП «Контакт» были, по словам Муллина, 80-е годы.
«Это было самое продуктивное время на предприятии, – вспоминает нынешний директор завода. – К 1988-му году «Контакт» окончательно сформировался, освоил всю номенклатуру изделий, которые требовались стране для защиты её обороноспособности».
По словам нашего собеседника, эти годы были самыми объёмными не только в плане производства, но и в плане развития социальной сферы предприятия. К концу 1980-х были достроены два жилых посёлка (Благодарова/Буровая и 5-я/6-я Дачные). В них жили 33,5 тысячи человек. Были введены в эксплуатацию две школы, профтехучилище, профилакторий, дворец культуры, база отдыха, стадион и спорткомплекс.
Помимо основного предприятия в Саратове, у «Контакта» был ещё вспомогательный завод в Ртищеве («Аргон») и своё конструкторское бюро. Общая численность завода со всеми его филиалами в то лучшее время составляла 9,5 тысяч человек (7 тысяч из них трудились непосредственно на «Контакте»).
Общие проблемы, иная судьба
Научно-производственному предприятию «Контакт» удалось избежать многих потерь, пережитых другими крупными заводами. Судьба «Контакта» в сложный период перехода к рыночной экономике развивалась по благоприятному сценарию.
«Волна глобальных перемен докатилась до нас в 1992 году, – вспоминает Виктор Муллин. – Именно в это время у нас резко сократился гособоронзаказ, больше чем вполовину. Соответственно, резко сократились объёмы производства. Это в свою очередь не могло не сказаться на заработной плате сотрудников. Уровень жизни упал моментально».
Затем началась приватизация. От «Контакта» откололись и превратились в самостоятельные предприятия его филиалы – завод в Ртищеве и конструкторское бюро. Потеря гособоронзаказа и научной базы воспринималась НПП в начале 90-х самой большой трагедией.
В начале 90-х «Контакт» столкнулся с беспомощностью своего владельца – государства. Задержки платежей, отсутствие средств на решение насущных проблем, переход на бартерные расчёты делали ситуацию всё сложнее.
«Задержки зарплаты у нас достигали 9 месяцев. Самыми сложными в этом отношении были 1995–1996 годы, – отмечает Виктор Валентинович. – Но несмотря на все трудности, наш коллектив оказался довольно дружным и сплочённым. Патриотическое отношение людей к родному заводу позволило нам сохранить не только кадровый костяк – квалифицированных рабочих, инженеров, – но и социальную базу».
В муниципалитет, по указу президента, были переданы только жилые посёлки. Всё остальное, включая комбинат питания, дворец культуры, санаторий-профилакторий, стадион, базу отдыха, осталось у завода.
Повального в то время акционирования «Контакт» избежал. Он оказался в перечне стратегических предприятий, не подлежащих приватизации. Из этого списка завод исключили только в 2007 году.
«С 2008 года мы – стопроцентное ОАО со 100 процентами государственного капитала, то есть все акции предприятия принадлежат государству, – говорит Виктор Муллин. – Приватизацию провели только для того, чтобы все акции «Контакта» передать в госкорпорацию «Ростехнологии», в которую вошли ещё несколько саратовских промпредприятий».
Спасительная гражданка
За годы перестройки, как сообщает наш собеседник, «Контакт», безусловно, изменился и по численности состава, и по структуре производства. Но если люди с предприятия уходили постепенно, под влиянием внешних общеэкономических или внутренних заводских факторов (с 1991-го по 2004 год уволились 2 тысячи человек), то изменение в производственной структуре произошло стремительно.
«Завод выжил только за счёт производства товаров народного потребления, – сказал Виктор Муллин. – Нам пришлось кардинально поменять состав продукции.
Если раньше мы на 90 процентов работали на производство спецпродукции и только 10 процентов отдавали гражданке, то теперь порядка 80 процентов от общего объёма – это товары народного потребления, и 20 процентов – оборонка».
По словам директора, в то время положение спас ещё один случай. В 1992 году специалисты НПП «Контакт» вместе со Всесоюзным электротехническим институтом им. Ленина начали делать новую продукцию – вакуумные дугогасительные камеры. Эти приборы использовались в производстве вакуумной коммутационной аппаратуры, выключателей и т. п., которая в свою очередь широко применяется в энергетике.
Руководству завода удалось убедить правительство страны в необходимости участия «Контакта» в программе развития топливно-энергетического комплекса. Предприятие получило от государства беспроцентный кредит в размере 16 миллиардов рублей (в деньгах того времени).
Уже на первую партию вакуумных дугогасительных камер практически сразу появился спрос. Производство набирало обороты. Новую продукцию стали поставлять за рубеж.
Билет в Клуб миллиардеров
В министерстве промышленности и энергетики Саратовской области нам сообщили, что с 1995-го до 2004 года НПП «Контакт» стал одним из крупнейших производителей вакуумной коммутационной аппаратуры. Темпы роста объёмов производства с середины 90-х до первых лет XXI века составляли до 150 процентов.
«Активная инновационная деятельность позволила предприятию ежегодно наращивать объёмы производства, сохранить практически все рабочие места и обеспечить выплаты налогов в бюджеты всех уровней», – говорят в минпроме. В 2004 году объём производства завода, по данным министерства, превысил один миллиард рублей, что обеспечило ему членство в Клубе миллиардеров Саратовской области.
На самом заводе середину двухтысячных называют периодом «резкого расцвета, набора мощностей, развития широкой номенклатуры производства».
«Благодаря активному развитию отечественной энергетики, нефтедобычи, железной дороги (наших основных потребителей) у «Контакта» в последние пять лет появилось очень много заказов, – говорит Виктор Муллин. – До такой степени много, что мы уже сами с ними не справлялись. Просто не успевали. Нам пришлось подключить к этой работе другие предприятия Саратовской области и даже других регионов – они делали для нас отдельные детали, комплектующие».
В прошлом году «Контакт» преодолел двухмиллиардный рубеж в объёме своего производства.
Парадоксальный кризис
Появление в октябре прошлого года признаков кризиса в мировой экономике «Контакту» казалось парадоксальным. За тот самый октябрь заводом было произведено больше всего продукции за всю историю предприятия – на 212 миллионов рублей. И вдруг одни постоянные заказчики стали отказываться от платежей за отгруженную продукцию, другие – от существующих и даже выполненных заказов, третьи – просили отсрочку по будущим заказам.
«Несмотря на то что по бумагам мы 2008 год вроде бы благополучно закончили, всё у нас по балансу отлично выглядит, чувствуется, что кризис подступил к нам вплотную, – сетует Виктор Муллин. – Всё говорит о том, что инвестиционные программы естественных монополий будут сворачиваться. У них уже сейчас не хватает денег на реконструкцию и на развитие. Следовательно, мы будем терять заказы. Точнее, продолжим их терять».
Сейчас заказы НПП «Контакт» составляют ровно половину от прошлогоднего объёма. Из-за задержки в заключении контрактов по гособоронзаказу часть предприятия полгода оставалась без работы. Заказ от государства поступил только в июне нынешнего года.
«С ноября 2008 года нам пришлось сократить порядка 300 человек и около 100 сотрудников ушли по собственному желанию из-за снижения зарплаты (сейчас на заводе трудится 3600 человек. – Прим. ред.), – рассказывает директор завода. – А избежать снижения заработной платы было в новых экономических условиях невозможно. Вместо 12 тысяч рублей 2008 года нынешняя средняя зарплата у нас составляет 8 тысяч. В феврале мы были вынуждены вполовину сократить рабочее время. С марта по июнь работали только четыре дня в неделю».
Поступивший в июне гособоронзаказ вселяет в руководство завода уверенность во второй половине года. Заводчане прогнозируют ежемесячную прибыль в размере 25–30 миллионов рублей, что, по их мнению, позволит улучшить финансовое положение предприятия.