Блошиная культура

Оценить
Людей или старьё хочет убрать с глаз долой саратовская администрация?

Людей или старьё хочет убрать с глаз долой саратовская администрация?

Конфликт вокруг блошиного рынка в районе Центрального колхозного рынка обостряется. В минувшие выходные силами правоохранительных органов и администрации Саратова несанкционированный рынок был вытеснен из сквера на Большой Горной.

Милиционерам понадобилось два дня, чтобы справиться с народной массой. В субботу они смогли только немного сдвинуть в сторону торговлю подержанными вещами. А вот в воскресенье торговцев в сквере уже не было.

По рассказам очевидцев, работники милиции едва ли не с пяти часов утра дежурили в этот день в сквере в ожидании торговцев. И не позволили им разложить свой нехитрый товар.

Вчера торговцы, выпровоженные из сквера, посетили общественную приёмную городской администрации. Заместитель главы администрации по экономике Татьяна Хомутова, вышедшая навстречу пенсионерам, в очередной раз предложила им на выбор несколько новых мест для организации блошиного рынка. И в очередной раз торговцы выразили своё недовольство территориями в Заводском районе, Юбилейном посёлке и районом завода «Лакокраска». Госпожа Хомутова посоветовала пенсионерам искать подходящее им место самостоятельно.

Противостояние городской администрации и обитателей саратовской барахолки продолжается уже около двух месяцев. Начав борьбу с несанкционированной торговлей, представители муниципалитета рьяно взялись за самое яркое её проявление – блошиный рынок, стихийно возникающий каждые выходные в сквере на улице Большая Горная. Для того чтобы убрать продавцов подержанными вещами из этого сквера, администрация Саратова организовала «народную» ярмарку в районе завода «Лакокраска» на территории Пугачёвского посёлка (ул. Б. Садовая – ул. 2-я Линия).

Но «cтихийные» торговцы всеми силами борются за право остаться в полюбившемся сквере в районе Сенного рынка. О коллективных обращениях в прокуратуру города и области, письмах президенту РФ, пикетах у городской администрации «Газета недели в Саратове» не раз уже писала.

Не так давно вопрос противостояния торгующего народа и власти обсуждался на комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле Саратовской городской думы. Председатель комитета по экономике горадминистрации Алексей Санников, пытавшийся заручиться поддержкой депутатов, пообещал тогда, что его комитет с барахолкой будет бороться до победного конца.

Он вкратце рассказал депутатам о том, что было сделано его специалистами для мирного решения вопроса. Заявил, что в администрации прекрасно понимают социальную значимость этого рынка, в связи с чем якобы и был найден и оборудован «свободный от обременений» участок в районе завода «Лакокраска».

«Это всего в 300 метрах от трамвайных путей. Участок приведён в надлежащее состояние – установлено торговое оборудование, биотуалет. Так как в сквере торгуют в основном пенсионеры, то специально для них организована бесплатная перевозка на «газелях» от Сенного рынка до Лакокраски. Для остальных проезд будет стоить 5 рублей», – рассказывал Алексей Сергеевич.

Он сетовал на то, что торговцы блошиного рынка категорически отказываются перемещаться на новое место и требуют либо насадить там деревья, либо отдать под торговлю Театральную площадь. По мнению Санникова, единственным эффективным, но не испытанным ещё методом воздействия на «стихийных» торговцев могут стать только силовые методы.

«Органы внутренних дел могут начать их просто-напросто привлекать к административной ответственности. Вот чем всё может закончиться, – заявил он. – Последняя их акция, когда они перекрыли трамвайные пути, это уже вопиющий факт. Они просто идут на принцип. Люди не понимают одного: они нарушают закон. Сквер – это рекреационная зона, там люди отдыхают, и торговать там запрещено». И добавил, что раз, мол, не хотят торговать у Лакокраски, пусть не торгуют нигде.

Силовые методы, предлагаемые муниципалитетом, депутаты городской думы всё же сочли «неправильным путём». Но с большинством доводов согласились и поддержку свою администрации пообещали.

«Это наши люди, и торгуют они тем, что можно продать и получить хоть какую-то копейку, – напомнил Санникову Геннадий Задков. – К этим людям надо внимательно относиться. Если у них есть претензии, основанные на слухах про заброшенное кладбище на этом месте, про скотомогильник или про неблагоприятное влияние завода на атмосферу, то вам нужно эти слухи опровергнуть. А для этого необходимо провести все экспертизы, сделать анализы воздуха и почвы, вооружиться документами, доказывающими, что никаких захоронений там не было и т. п.».

Администрация совет депутата выслушала, но поступить решила по-своему.

Корреспонденты «Газеты недели в Саратове» на минувшей неделе выезжали в район завода «Лакокраска», чтобы попытаться понять, что именно пугает барахольщиков в предлагаемом им месте торговли.

«Народная ярмарка», как администрация окрестила новую барахолку, действительно не так уж далека от прежнего места дислокации. Но самостоятельно добираться до неё совсем неудобно, так что обещанные муниципалитетом перевозки барахольщикам – не роскошь, а необходимость.

У завода «Лакокраска» мы нашли небольшой по сравнению с масштабами торговли в сквере заасфальтированный участок, огороженный бетонными плитами. О том, что ярмарка должна быть именно здесь, свидетельствовала яркая крупная надпись. Высокие металлические ворота были заперты, рынок в будний день, естественно, пустовал.

Поверх забора мы разглядели «оборудованные торговые места» – два коротких ряда прилавков, объединённых одним навесом, и голубую будку с вывеской «Охрана». Двери и окна её были заколочены, охраны на месте не было.

Через дорогу от запертой за бетонным забором ярмарки, вплотную прижавшись к стенам завода, распластался «частный сектор». Его жители рассказали нам, что оживала «народная ярмарка» однажды – в тот самый день, когда торговцев с блошиного рынка сюда привезли в первый раз. С тех пор здесь никто не появлялся.

По мнению наших собеседников, люди с барахолки от этого места отказываются вовсе не потому, что «когда-то здесь кого-то хоронили» (такого, мол, не было никогда) или «чем-то не тем здесь пахнет» (люди, мол, здесь всю жизнь живут и ни на что не жалуются). «Просто никто из возможных покупателей сюда не поедет и продавать свой скромный товар будет некому», – делятся мнением местные жители.

Мы же, осмотрев площадку народной ярмарки, подумали о ещё одной возможной причине. Как правильно заметил на заседании думской комиссии по промышленности Алексей Санников, основной контингент торговцев блошиного рынка составляют люди пенсионного возраста – одинокие, скучающие старики. Как верно подметил депутат Геннадий Задков, большинство из них просят за свой товар в буквальном смысле копейки – цена исключительно символическая.

Так, может быть, блошиный рынок для этих людей пенсионного возраста – всего лишь форма досуга, проводить который всё же лучше в сквере, в тени деревьев, а не на голом асфальтовом пустыре за высоким бетонным забором.