То ли был фальсификат, то ли не было

Оценить
Губернатор подозревает, что от него скрывают факты торговли поддельными лекарствами

Губернатор подозревает, что от него скрывают факты торговли поддельными лекарствами

«С 2007 года по текущий день в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях фальсификаты обнаружены не были». Так заявила первый заместитель министра здравоохранения Саратовской области Лариса Твердохлеб в ходе обсуждения вопроса о безопасности лекарственных препаратов на заседании правительства Саратовской области на минувшей неделе.

Лариса Васильевна сообщила, что ежемесячно на территорию области ввозится в общей сложности от 18 до 24 тысяч партий лекарственных средств. 210 аптечных учреждений осуществляют розничную торговлю лекарственными средствами для населения через 897 торговых точек. Ассортимент медикаментов в каждой аптеке составляет в среднем от 5 до 7 тысяч наименований.

По словам заместителя министра, с 2003 года на территории нашего региона действует «система мер по недопущению поступления в продажу и своевременному изъятию из обращения недоброкачественных и фальсифицированных препаратов».

Как пояснила Лариса Васильевна, это информационная система, позволяющая оперативно обеспечивать всех участников фармацевтического рынка области информацией о необходимости изъятия из обращения медикаментов недоброкачественных и фальсифицированных препаратов. Кроме того, информационная система подразумевает мониторинг изъятия нестандартных препаратов в оптовой и розничной торговле.

Мониторинг качества проводится до поступления лекарств в аптеки с помощью базы данных лекарственных средств, разрешённых к применению на территории РФ, а также при помощи списка фальсифицированных, недоброкачественных препаратов, которые определены на территории Саратовской области.

Этот программный комплекс, как сообщила Лариса Твердохлеб, обеспечивает прозрачность движения медикаментов по Саратовскому региону.

Губернатор усомнился в том, что с 2007 года фальсификаты не появляются в области, и поинтересовался у докладчицы: может быть, дело в «недостаточно тотальном контроле»?

«Сама системность вызывает сомнения», – заявил Павел Ипатов.

Твердохлеб повторила, что контроль проводится полный: «Проверяется каждая партия поступлений лекарственных средств». Однако выполнить просьбу главы региона и дать гарантию стопроцентного контроля Лариса Васильевна не осмелилась, оговорившись при этом, что сама она в надёжности проводимых проверок не сомневается.

«При отсутствии стопроцентного контроля мы не можем говорить о безопасности, – упорствовал губернатор. – От населения слишком мало обращений. Или оно считает, что у нас всё под контролем, или просто не верит в полезность своих обращений к нам».

Он заявил, что контроль за качеством лекарств нужно непременно усиливать, а специалистов областного минздрава попросил впредь «аккуратней относиться» к заявлениям о полном отсутствии фальсифицированных лекарств.

Павел Ипатов задал Ларисе Твердохлеб вопрос о розничных ценах на лекарства. По её словам, в период с 15 мая по 1 июня цены на отечественные препараты выросли на 14,5 процентов, импортные подорожали на 10 процентов. Но средняя цена одной упаковки лекарственного препарата составляет в Саратовской области 244 рубля. Это ниже средней цены в целом по России (299 рублей) и по ПФО (322 рубля).

Присутствующих в зале эти данные удивили. Член Общественной палаты области Ирина Зайцева отметила, что, по имеющейся у неё информации, лекарства в области подорожали гораздо значительней.

«Я вообще не знаю, как можно вычислить среднюю цену лекарственного препарата. На какое-то определённое лекарство – да. Но не в целом на лекарственные препараты, – заявила Ирина Михайловна. – Лекарства подорожали сильно, и многие наши граждане сейчас вынуждены отказываться от дорогих, но эффективных импортных лекарств и возвращаться к более дешёвым отечественным, которые не всегда помогают. С этим нужно что-то делать».

«Нулевая цифра поддельных препаратов» тоже смутила общественницу. Она заявила, что, по данным Академии медицинских наук РФ, фальсификат на рынке лекарств составляет до 30 процентов от общего объёма. Сомнения в достоверности сведений о фальсификатах подтвердил доклад представительницы территориального управления Росздравнадзора.

В своём выступлении она сообщила, что фальсифицированные препараты в регионе всё-таки выявляются и либо отправляются обратно поставщику, либо уничтожаются на территории области.

Эту нестыковку данных в докладах двух чиновниц тут же использовал Павел Ипатов. Он попросил представительницу регионального управления Росздравнадзора подробней рассказать о том, что, где и в каких количествах было выявлено и уничтожено. Однако у докладчицы более подробных данных о выявленном и уничтоженном фальсификате не оказалось.