Заводы страдают от безделья
Когда предприятия вернутся к полной загрузке, собрать работников будет трудно
Сразу два предприятия приостановили работу на минувшей неделе. Как сообщила пресс-служба министерства занятости, в режим простоя перешли ОАО «Балаковорезинотехника» (5606 человек) и ЗАО «САЗ» (1370 работников).
«Газета недели в Саратове» обратилась к руководству предприятий для выяснения причин.
15 рабочих дней в месяц людям даже нравятся
Помощник генерального директора ОАО «Балаковорезинотехника» Александр Журавлёв сообщил нам, что простоем ситуацию на заводе назвать нельзя. Просто режим работы этого предприятия напрямую зависит от режимов работы его основных заказчиков – предприятий автопрома.
«Мы с начала года работаем по сокращённой рабочей неделе, – поясняет Журавлёв. – У нас фактически только три рабочих дня. Сейчас мы зависим от КамАЗа, который в настоящее время приостановил свой конвейер, и от АвтоВАЗа, у которого тоже не всё гладко. Объёмов нет».
По словам Александра Васильевича, завод «Балаковорезинотехника» последние полгода работает по схеме ежемесячного планирования. Набрав заказы на месяц, руководство предприятия вызывает на работу всех сотрудников. Выполнив заказ, часть персонала за 10 дней до конца месяца уходит «на выходные», а оставшиеся занимаются отгрузкой товара.
«Сейчас мы как раз закрываем план июня. Отгружаем продукцию. Предприятие использует только 50 процентов своей мощности, – рассказывает наш собеседник. – А с 1-го числа начинаем выполнять июльский план, и где-то с 6-го июля завод заработает на полную мощность».
Режим, по которому у сотрудников получается только 13–15 рабочих дней в месяц, по словам Александра Журавлёва, для многих из них стал уже привычным. «Многим это даже нравится. Сейчас лето, дачи. Боюсь, что, когда завод вернётся к 100-процентной загрузке, людей нам будет трудно собрать», – шутит помощник гендиректора.
САЗу мешают нехватка заказов и долги
На Саратовском авиационном заводе ситуация складывается похожим образом. Как рассказала нам помощник директора по связям с общественностью ЗАО «Саратовский авиационный завод» Диана Махмутова, работа у завода есть.
«В настоящее время САЗ осуществляет ремонт и техническое обслуживание самолётов Як-42. Сейчас в работе находятся два самолёта, принадлежащих авиакомпании «Тулпар». Кроме того, в настоящее время у нас выполняются заказы ОАО «Росвертол» (Ростов-на-Дону) и ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновск) по авиационным нормалям. Имеются ещё небольшие непрофильные заказы», – сообщила Диана Эдуардовна. Однако, по её словам, даже всё это в совокупности не позволяет загрузить работой весь коллектив предприятия. В настоящее время на авиазаводе продолжают трудиться 700 человек, остальные сотрудники переведены на режим простоя.
Помимо нехватки заказов у ЗАО «САЗ» есть и другие проблемы. Как рассказали нам на предприятии, сейчас у завода имеется задолженность по налогам и заработной плате на сумму около 20 миллионов рублей, вызванная неустойчивыми платежами потребителей продукции завода. Дебиторская задолженность составляет примерно 100 миллионов рублей. Дальнейшая судьба завода, по словам его представителей, неразрывно связана с общими перспективами отечественного авиапрома.
Министр промышленности и энергетики области Александр Никоновподтвердил нам, чтопредприятие пока не имеет заключённых договоров на изготовление агрегатов. Но определённые подвижки в этом направлении он видит. «Две недели назад нами получен ответ от руководства ОАК с подтверждением намерений по размещению на предприятии производства хвостового оперения для Ил-476», – сказал министр. И добавил, что в июле планируется визит представителей корпорации для оценки возможностей САЗа.