Новый раунд борьбы за инвестора
Областная власть поняла: прежде чем ждать денег, нужно предложить что-то конкретное
Проект целевой программы «Об индустриальных парках в Саратовской области» обсуждали в областном министерстве инвестиционной политики на минувшей неделе.
Необходимость этой программы объяснили тем, что в области не хватает подготовленных площадей для реализации новых инвестиционных проектов, что мешает привлечению инвестиций. Непонятно только, почему об этом не задумались раньше.
Помнится, было время, когда сообщения о вхождении в Саратовский регион того или иного инвестора воспринимались как само собой разумеющееся. Специалисты министерства инвестиционной политики умело создавали ощущение, что деньги к нам движутся неудержимым потоком.
Проекты затевались громкие, масштабные и очень дорогие: металлургические комплексы «Русала» и «Северстали», животноводческие комплексы от «Евродона» и «Талины», логистические центры «Авалона» и «Евразии Логистик», а также много что ещё.
Сегодня инвестиционная политика региона освещается куда более скромно. Несмотря на то что свою новостную ленту мининвест обновляет практически ежедневно, все её сообщения говорят либо об очень общем интересе потенциального инвестора к Саратовскому региону, либо о его не слишком внятном намерении зайти на саратовскую землю.
Ещё ни одна компания, «интересующаяся Саратовской областью», не решилась на ней укорениться. Так что движение областного правительства в сторону создания индустриальных парков выглядит совершенно логичным.
В концепции создания парков, разработанной специалистами министерства инвестиционной политики, понятию «индустриальный парк» даётся чёткое определение: «Это земля несельскохозяйственного назначения, обеспеченная коммуникациями, предоставляемая государством субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов промышленности в порядке, установленном законодательством РФ и области».
Министр Кирилл Семёнов пояснил «Газете недели», что началась работа по выявлению подходящих земельных участков на территории области:
«На совещании, прошедшем в министерстве, была создана рабочая группа, в задачи которой как раз входит поиск участков, определение его потенциала, возможностей его применения. То есть пока мы смотрим, где в регионе и что именно мы можем сделать. Есть вероятность создания нескольких зон, например, для тяжёлой промышленности и для лёгкой – пищевой».
По словам Кирилла Михайловича, к работе над созданием индустриальных парков будут привлечены разные министерства и ведомства, руководители муниципальных районов и крупных компаний, представители частного бизнеса, заинтересованного в подобном строительстве.
«Эта тема сегодня очень актуальна, – говорит министр Семёнов. – В условиях острой конкуренции между регионами за инвесторов нашей задачей является создание максимально комфортных условий для открытия новых производств. И год, и два назад входные условия для компаний-инвесторов были сложными. Оформление участка, его подготовка, подведение коммуникаций и другие подобные заботы ложились на плечи инвесторов. Зачастую это отпугивает, ведь компаний, обладающих достаточными собственными средствами для того, чтобы справиться с этими проблемами, в принципе мало.
Поэтому в наших же интересах постараться минимизировать затраты инвесторов на первоначальном этапе их вхождения в регион. Сегодня создание парков – это часть антикризисной программы Саратовской области».
Строительство индустриальных парков, по словам министра, частично будет финансироваться за счёт областного бюджета.
«Но бюджетные средства не единственный источник, – поясняет министр. – Таким предприятиям, как «МРСК Волги» или «Саратовская газовая компания», этот проект тоже должен быть интересен. У них есть свои инвестиционные программы, и мы работаем над тем, чтобы строительство индустриальных парков стало частью этих программ. Мы ищем и других инвесторов, то есть тот бизнес, который заинтересован в перспективе стать управляющей компанией парка».
***
От Траффорд Парка до Саратова
В мире индустриальные парки создаются и используются давно и широко.
Первый из них появился ещё 113 лет назад в Манчестере (Англия). Некий Эрнст Холи выкупил 10 гектаров земли вдоль Манчестерского морского канала, создал на них транспортную и инженерную инфраструктуру и стал продавать и сдавать в аренду инженерно подготовленные участки промышленным компаниям. В 1910 году в Траффорд Парке (именно такое название получили те 10 гектаров) разместил свой первый в Европе автомобильный завод Генри Форд.
С начала XX века индустриальные бизнес-парки стали активно создавать и в Европе, и в США. Располагались они, как правило, на окраинах городов, вблизи транспортных узлов и аэропортов.
С 1950-х годов начали появляться специализированные инновационные технопарки, связанные с крупными университетами, научными институтами.
Главное различие между индустриальными и технологическими парками в том, что первые обеспечивают предприятия инфраструктурой для осуществления их производственной деятельности, а вторые способствуют разработке и внедрению новых технологий в производство.
Сегодня индустриальные парки в виде комплексов, сочетающих складские, производственные, офисные и социально-бытовые помещения, популярны и распространены в мире.
В Германии, например, функционирует более 200 парков, а в США – более 400. В последние десятилетия технопарки и индустриальные парки активно развивались в странах Азиатского региона, Восточной Европы и в Прибалтике.
В России индустриальные парки начали появляться в 1990-е годы. Предприятия, сократившие своё производство в силу общеэкономических причин, сдавали в аренду другим компаниям излишки своей территории и производственно-складских площадей. При этом предприятия предоставляли на платной основе компаниям-арендаторам электричество, воду, тепло, квоты на промышленные сбросы в канализацию и обеспечивали охрану.
Сегодня эта схема претерпела кое-какие изменения. Некоторые предприятия, прежде чем сдать в аренду свои освободившиеся площади, реконструируют производственные и административные здания и расчищают территорию для новых пользователей. Есть вариант, когда у предприятия эти площади выкупаются и их облагораживанием для личного пользования, перепродажи или сдачи в аренду занимается уже новый владелец.
Случаи, когда индустриальный парк создаётся по инициативе местной администрации, которая берёт на себя проектирование и предварительное оснащение инженерной инфраструктурой промышленных зон на муниципальной земле с одновременным привлечением арендаторов или покупателей подготовленных участков, в истории индустриальных парков крайне редки.