Думские щуки загоняли административного карася
Депутаты Саратовской городской думы борются с чиновничьей неспешностью и безответственностью
***
После заседания, традиционно пообещав журналистам ответить на любые вопросы, глава города Олег Грищенко ещё раз обозначил, что 200 миллионов рублей, которые планируется найти в двух бюджетах на помощь должникам по корректировкам, не снимают проблемы оплаты «сверхнорматива».
– Эта проблема очень серьёзная, сейчас пока ещё многие недопонимают, что может произойти. Задолженность горожан перед ВоТГК – более 600 миллионов рублей. По сути дела ВоТГК уже выставила корректировки управляющим компаниям, но управляющие компании пока не выставляют корректировки населению. Они ждут, какое решение примут власти. А власти как бы перекидывают проблему. Губернатор говорит, что её должен решать город. Город возражает: нет, её должна решать область, к тому же это не наши полномочия, по закону этим должен заниматься субъект РФ. Но давайте не будем забывать – за всё, что происходит в Саратовской области, отвечает губернатор. И когда возмущённые люди выйдут на улицы, ответственность за это будет нести именно он.
***
Городская дума не даёт спуску подконтрольной ей администрации. Нет заседания, на котором в адрес муниципальных чиновников не были бы отпущены замечания. Иной раз претензий у народных избранников накапливается так много, что всё думское заседание превращается в сплошной разбор полётов. На минувшей неделе состоялось очередное собрание городской думы. Одним из вопросов был отчёт об исполнении программы социально-экономического развития Саратова в 2006–2008 годах. Докладывал председатель комитета по экономике Алексей Санников. На него и вылилось всё неудовольствие городскими делами.
Выше, лучше, быстрее, честнее
Депутат Турунтаев негодовал, из-за того что в программе социально-экономического развития не было ничего сказано о программе энергосбережения. Подспудно в страстной речи сквозил намёк на то, что сегодняшнее трудное положение с корректировками, в которое попали горожане, отсюда именно и растёт.
Чиновник Алексей Санников попытался вернуть нападающего на него депутата на землю рассказом о том, что денег на установку приборов учёта не было. И депутаты первоначальность энергосберегающих трат на своих заседаниях не лоббировали.
Депутат Карасёв подхватил критическую волну, смягчая её комплиментами типа «Я вас прекрасно уважаю». Депутат Гришанцов комплиментов не делал, а пытал представителя администрации на тему естественной убыли населения. Цифры депутата особо не интересовали. Его мучил сам необъяснимый факт большего числа умирающих по сравнению с числом рождающихся. «На моей памяти не было голодомора, 33-го года не было», – говорил депутат и вопрошал «ведущего городского экономиста: «Почему?»
Глава комитета по экономике специально для Гришанцова прочитал мини-лекцию о демографических тенденциях в мире. Доходчиво объяснил, что в Африке рождаемость выше, чем в цивилизованных странах, хотя плодовитые африканские люди живут беднее российских людей. Из рассказа чиновника выходило, что мы рожаем меньше, потому что стремимся догнать цивилизованные страны.
– Вы утверждаете, что мы в целом стали жить богаче? – потрясённо спросил депутат Гришанцов.
– Да! В целом – да! – не смутившись, ответил чиновник администрации, и на этом спор иссяк.
Вывести из себя докладчика Санникова удалось только депутату Коврегину. Тоном, не терпящим никаких возражений, он поставил неудовлетворительную оценку трёхлетним усилиям администрации, заявив, что цель-то не достигнута. Социально-экономическое положение города не улучшилось.
– Категорически не согласен! – закричал с трибуны Санников. И начал тезисно перечислять успехи, которых удалось добиться.
Успехи действительно были. Внимательно прочитав достаточно объёмный отчёт комитета, каждый объективный человек увидит их. А ещё он увидит титаническую работу городских депутатов, которые шпыняли, подталкивали, подзадоривали чиновников, методично, решение за решением, постановление за постановлением регламентируя их действия, упреждая желание «свернуть налево» и усиливая контроль. Выписав цифры в таблички, могу сделать нехитрый вывод. Городская власть стала гораздо меньше воровать и гораздо лучше и осмысленнее работать. Но похвалы ей от депутатов не дождаться. Народные избранники в нынешнем созыве – словно строгие к растущему дитяти родители. Им всё кажется, что можно всё делать и лучше, и быстрее, и качественнее. Но может быть, именно этот критический взгляд и помогает чиновникам тянуть показатели городской жизни вверх.
Усатые няни
Ярким примером взаимоотношений городских депутатов и чиновников можно назвать обсуждение вопроса о выполнении обещаний власти сократить почти на 1,5 тысячи очередь детей, ждущих своего места в детских садах. Не получилось. Приходится признаваться, что обещание не выполнено. Очередь сократится в два раза хуже. По программе развития сети дошкольных учреждений планировалось построить четыре новых детских сада. Не построили из-за того, что у города нет права на землю под ними. Думали, что можно будет построить шесть пристроек к детским садам. Построят четыре. Строительство двух запретили из-за несоответствия СанПиНам. Не будет пристроек, некуда ставить новое оборудование для пищеблоков. В общем, хотели истратить на программу более 500 миллионов рублей, теперь корректируют итоговую цифру до 171 миллиона. Из них на последний, 2009 год действия программы придётся менее 40 миллионов.
Резкое падение амбиций особенно болезненно восприняли депутаты-коммунисты. Они заявляли: «Мы против!» «Против чего?» – терпеливо спрашивал их глава города Олег Грищенко. И пытался объяснить, что никакого срезания денег не происходит, что их просто бессмысленно выделять на мероприятия, которые невозможно осуществить.
Депутат Гришанцов посоветовал, если не получается строить новые дошкольные учреждения, забрать в муниципальную собственность те детские сады, которые когда-то разрешили приватизировать за бесценок. И призвал «не кривить душой». Явный коммунистический призыв к национализации никто не поддержал.
Депутат Марков, решив ввести спор в конструктивное русло, сказал, что «голову посыпать пеплом поздно». А вот дать задание администрации в следующем году устранить все препятствия к развитию и совершенствованию сети детсадовских учреждений вполне можно. Марков выступает за то, чтобы не скрывать трудностей, возникающих в детсадовской теме. Так легче контролировать административные усилия в деле обеспечения детей местами в садах.
Депутат Марков по своей натуре публичный человек, и он не устаёт повторять на заседаниях, что считает совершенно нормальным, когда в присутствии прессы гласно обсуждаются любые острые вопросы. Но в данном вопросе у него есть ещё и личный интерес. Депутат Марков не стал скрывать от коллег своей детской травмы от того, что он сам не ходил в детский сад. Очередь не дошла. Обычно молчащий депутат Максимов (доктор по профессии), напомнив о том, что пророчил ситуацию с нехваткой мест в детских садах ещё лет восемь назад, «рискнул дать» новый прогноз на демографическую тему. Он сказал, что всё не так просто, как кажется сегодня, и что через пять лет в детских садах может обозначиться избыток мест.
Тянитолкайщики
Вопрос об открытости обсуждений на думских заседаниях депутат Марков поднял в пику призыву главы города Олега Грищенко не перегружать темы излишними подробностями и ненужными эмоциями. Глава города с недавних пор склоняется к тому, что всё это надо оставлять в кулуарах думских комиссий. Он сам становится от заседания к заседанию всё лаконичнее и строже. Но есть у Олега Грищенко одна больная тема, от которой его сдержанность сдувает как ветром. Это корректировочные платёжки, которые приходят горожанам с подачи поставщиков коммунальных услуг.
Без корректировочных заявлений не обходится ни одно «разное» на заседаниях последних трёх-четырёх месяцев. Вести с фронтов противостояния аппетитам компаний-поставщиков традиционно приносит на думу депутат Комаров. На этот раз он «завёл» депутатов подсчётами о том, какая часть населения заплатит по корректировкам в среднем 10 тысяч рублей, какая 20, а какая 25.
Олег Грищенко поданную Комаровым реплику подхватил. Он со всей строгостью нажал на муниципальных чиновников вопросом о том, найдёт или не найдёт городская исполнительная власть 100 миллионов рублей, чтобы участвовать в софинансировании губернаторского предложения благотворительно погасить сверхнормативные платежи за наиболее бедных саратовцев. Глава администрации Вячеслав Сомов ответил, что найти 100 миллионов рублей можно только путём перераспределения денег с других статей.
Олег Грищенко хотел знать: с каких? И когда это станет окончательно ясно? Под давлением главы города чиновники мэрии прилюдно озвучили, что, возможно, хоть что-нибудь станет ясно не раньше чем через неделю.
Чиновники всех мастей и рангов в принципе народ не спешный. Какой бы важности ни был вопрос, всегда найдётся повод под разным предлогом оттянуть решение на максимально возможный срок. Депутат Марков на июньском заседании городской думы не удержался от того, чтобы покритиковать за медлительность федералов, которые три года не могут решить вопрос с передачей в муниципальную собственность здания русской классической гимназии.
Очередным примером неспешности можно назвать вопрос об ответственности за бродячих кошек и собак на улицах города. По закону за всю живность, что бродит по нашим улицам, отвечает правительство Павла Ипатова. По факту не отвечает никто.
30 октября 2008 года депутаты Саратовской городской думы обратились с письмом к губернатору. В нём они просили региональный уровень власти отдать им полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных. В ответ получили отписку. И вот вынуждены обращаться снова. Более зримо, чем в первый раз, описывая ужасы угрозы роста числа заболеваний бешенством на улицах Саратова. Депутаты городской думы доводят до сведения губернатора свою убеждённость в том, что если подконтрольный ему уровень власти игнорирует обязательства и полномочия, возлагаемые законом, то их надо делегировать вниз – на муниципальный уровень. Вместе с деньгами на исполнение, естественно.
***
Динамика роста поступлений неналоговых доходов в бюджет г. Саратова (млн руб.)
2006
2007
2008
Неналоговые
доходы
675
928
1740
Поступления от использования муниципального имущества
404
412
460
Динамика роста поступлений налогов в бюджет г. Саратова
2006
2007
2008
Налоговые
доходы (млн руб.)
2121
2958
4156
Рост
поступлений
по НДФЛ (% к предыдущему периоду)
129
139
134
Рост поступлений по единому налогу (%)
122
108
111
Рост поступлений по земельному
налогу (%)
65
274
215
Рост поступлений по налогу на имущество физлиц (%)
124
153
155
Доходы, полученные от платных услуг МУПов (млн руб.)
2006
2007
2008
От учреждений культуры
16
1
-
От учреждений образования
7
11
23
От учреждений здравоохранения
195
211
254
От учреждений физкультуры и спорта
6
21
48
Муниципальные закупки (млн руб.)
2006
2007
2008
Объём муниципального заказа
2525
3391
3353
Объём сэкономленных в ходе размещения заказов средств
58
131
330
Обновление трамвайно-троллейбусного парка (шт.)
2006
2007
2008
Новые троллейбусы
2
7
56
Новые трамвайные вагоны
-
-
22
Капитальный ремонт троллейбусов
10
5
-
Капитальный ремонт трамвайных вагонов
9
19
16
Ремонт трамвайных путей (км)
3,5
5,6
4,4
Ремонт контактной сети (км)
5,8
14
11
Новые остановочные павильоны
-
18
-
Отремонтированные остановочные павильоны
-
156
-