Война как наказание Божие?

Оценить
Патриарх Кирилл предложил свою оценку истории Великой Отечественной

Патриарх Кирилл предложил свою оценку истории Великой Отечественной

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил вниманию общественности новое прочтение истории. Не единожды за последние месяцы он оценивал историю России с точки зрения православия. «У каждого есть право на своё собственное толкование истории, и учёные объясняют её по-своему. У Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа», – сказал патриарх в проповеди после литургии в московском Сретенском монастыре в начале июня. По его мнению, «наша отечественная история, как никакая другая, учит наш народ тому, что суд Божий происходит не только в вечности – он происходит и в истории».

Предстоятель Русской православной церкви предложил оценить с точки зрения наказания Божия историю Великой Отечественной войны.

«Некоторые недоумевают и говорят: ну почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война, почему так много народу погибло?» По мнению Кирилла, следует посмотреть на Великую Отечественную войну так, как смотрели на победы и поражения наши благочестивые предки. Тогда становится понятно, что великие жертвы, понесённые русским народом в той войне, были наказанием «за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью».

Кирилл напомнил, что в войне с нацистской Германией погибло 26700 тысяч человек. «Многие специалисты в области военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, вооружён, превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе как чудо». Народ истекал кровью, потерял миллионы сограждан и при этом защитил столицу, потом начал наступление и победил врага.

Но всё это, как отметил патриарх, нельзя связывать исключительно со способностью и доблестью полководцев и солдат. Предстоятель Русской церкви указал на то, что теми великими потерями, которые понёс наш народ в войне с фашистами, он искупил богоотступничество во времена большевиков.

На сайте фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память» в ответ на новость «Патриарх Кирилл назвал Великую Отечественную войну «наказанием Божиим» форум выплеснул множество мнений и реплик.

Многие из участников форума оскорблены словами патриарха, они считают, что он умаляет и даже перечёркивает подвиг русского народа в Великой Отечественной войне: «То есть это не немцы хотели нас уничтожить, а Боженька. До такого даже Геббельс не додумался».

Высказались на форуме и те, кто ничего ужасного в словах патриарха не нашёл. «Никакого попрания памяти тут нет. Это просто взгляд на причины или их отсутствие в исторических событиях – трагедии и страданий это не отменяет. А осмысление истории – философское или как в данном случае – теологическое – это абсолютно нормально».

Святейший патриарх не мог не предвидеть, что его слова могут вызвать острую реакцию и дискуссии. Известный миссионер протодиакон Андрей Кураев отмечает, что в Кирилле есть крайне редкое для России сочетание: интеллектуал, облечённый властью. Кураев называет нового патриарха ярким, эмоциональным, убедительным. И приводит пример из детства Кирилла (тогда, в миру ещё, Владимира):

«Когда ему было 9 лет, весь его класс «вступали» в пионеры. Будущий митрополит отказался. Его уговаривают, и в ответ слышат: «Марь Ванна, да я согласен! У меня только один вопрос: а можно я в этом галстуке буду в храм ходить?» На этом вопрос о пионерстве был снят. И в этой реплике – весь будущий митрополит. Он отстоял ортодоксальную позицию, но с помощью неожиданно нового аргумента».

Ещё в декабре 2008 года, на встрече со студентами Московской духовной академии, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, Кирилл сказал: «У нас с вами нет права проиграть историческую битву за Россию. Как мы говорим, что есть часть вины у Русской церкви за трагедию 17 года, так не дай Бог, если будущие поколения скажут, что у Русской церкви снова была часть вины за разрушение духовной традиции Святой Руси. Мы исторически уже многие битвы проиграли как страна и даже как церковь. Но нам предстоят очень серьёзные духовные сражения».

С какой же целью патриарх Кирилл – умный, дальновидный, харизматичный, обаятельный, волевой – решил обнародовать своё видение такого священного для российского государства исторического события, как Великая Отечественная война? Не спровоцирует ли это раскол в обществе?

«Газета недели» обратилась к религиозным деятелям, представителям власти и ветеранам с вопросами:

– Как вы воспринимаете слова патриарха Кирилла?

– Считаете ли вы возможным и естественным, что религиозные деятели дают оценку историческим событиям и персоналиям?

Иван Брянцев, министр – председатель комитета общественных связей и национальной политики:

ДУМАЮ, ЦЕРКОВЬ ГОТОВА ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

– То, о чём говорит патриарх Кирилл, надо воспринимать с позиций терминологии. Это другой взгляд на жизнь, другой способ познания жизни, точка зрения православия – и только. Наука тоже трактует события по-своему, это просто отличный от религиозного способ познания.

Конечно, найдутся люди, которые не поймут этих «высших материй», а воспримут слова патриарха как умаление подвига русского народа в Великой Отечественной войне. Но это проблема данных людей – малообразованных, неинтеллектуальных.

Каждый имеет право трактовать любые события, как это делают, например, эксперты. Но личное мнение – это личное мнение. А если лидер конфессии берёт на себя ответственность что-то заявлять, то он, скорее всего, делает это обоснованно.

Не думаю, что это провокационное заявление. Это у политиков бывает так, что они делают громкие заявления, не отвечая за последствия. Например, чего легче сказать: «Саратов – столица Поволжья»? И что дальше? Зная, что реализовать обещание можно через, условно говоря, 20 лет, а тебе отмерено всего пять лет, довольно безответственно так говорить.

Думаю, раз церковь «замахнулась» на такие высказывания, значит, у неё есть все основания и далее обосновывать свою точку зрения, объяснять её, она готова вести развёрнутую дискуссию на эту тему, чтоб все всё правильно поняли.

Александр Лазерсон, председатель организации ортодоксального иудаизма «Саратовская иудейская община»:

НЕ НАДО РАССМАТРИВАТЬ СЛОВА ПАТРИАРХА ПРИМИТИВНО

– А почему нет? У нас в стране свобода мысли и слова. Патриарх же не призывает к вражде и кровопролитию. Не скажу, что я согласен с этими трактовками, но считаю, что религиозный деятель и может и обязан давать свою оценку событиям.

Кстати, в истории еврейского народа много похожих страниц. Например, трагедия Холокоста, когда истребляли тысячи евреев. Многие не могут понять, почему с богоизбранным народом случилось такое! Как допустил Бог? Между тем пророки предсказывали, что будет с еврейской нацией, если она отступит от постулатов Священного Писания. И вот случилось.

Не правда ли, очень похоже на трактовку патриарха Кирилла? Так что элемент правды в этом есть. Не надо рассматривать его слова примитивно, всё это лежит в иной, философской плоскости. Имеется в виду то, что бедствия случаются, когда люди отступают от законов жизни, заповедей.

Например, если вы идёте в горы, не берёте альпинистское снаряжение и срываетесь, кто виноват? Закон всемирного тяготения никто не отменял. Так же и с религией. Например, создают люди себе кумиров, верят в их непогрешимость – вот вам и культ личности Сталина. И разрушение церквей – это лишь внешние проявления отступничества.

Так что никакое значение подвига советского народа в войне не ущемляется. Патриарх точно знал, что говорил и для чего.

Галина Мушта, председатель совета ветеранов Ленинского района Саратова, ветеран Великой Отечественной войны, защитница саратовского неба:

МЫ ПОГИБАЛИ НЕ ЗА ГРЕХИ КОММУНИЗМА

– Утверждать, что миллионные жертвы русского народа в войне – плата за грехи и богоотступничество, это значит утверждать правоту фашизма. Я не могу с этим согласиться. Это подло – так говорить. Это утверждение антипатриотических идеалов! Мы погибали не за грехи коммунизма, мы погибали, защищая Родину!

А на Бородинском поле русская армия тоже за грехи коммунистов погибала? И армия Суворова, и Кутузова? А чем виноваты дети, которых немцы сжигали? Я часто встречаюсь с бывшими малолетними узниками концлагерей – им в войну было три, четыре, пять лет всего.

Вот я была 22 июня на митинге на Воскресенском кладбище. Три попика махали кадилом и пели: «Рабы Божьи...» Ну, какие мы рабы?! Мы гордые, свободные люди. При чём тут попы? Это у фашистов на пряжках было написано «С нами Бог», а с нами никого не было – ни попов, ни хоругвей. Мы за Родину воевали.

Плохо, что наше правительство совместно с Церковью вычеркнули из истории государства Российского советский период. А ведь советские годы – это Магнитка, Кузбасс, московское метро, это воспитание патриотизма. Вспомните наши фильмы тех лет – «Девчата», «Высота», «Весёлые ребята», и какие там были улыбающиеся лица. А сегодня на улицах вы много видите весёлых лиц людей, стариков?

Лонгин, епископ Саратовский и Вольский, управляющий Саратовской епархией РПЦ:

В ИСТОРИИ МНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЙ ПРАВИЛЬНОСТИ ПОДОБНОГО ВЗГЛЯДА

– Да, я считаю это совершенно возможным и естественным.

Все мы знаем, что значительная часть сведений о нашей истории сохранилась благодаря летописям, которые велись в русских монастырях.

Так вот, повествуя о самых важных событиях – о нашествии иноплеменников, о поражениях и победах русского оружия, – летописцы всегда давали им оценку, связывая происшедшее с наказанием, возмездием, вразумлением Божиим людям за их богоотступничество или, наоборот, милостью Божией к русскому народу.

Связано это с тем, что верующий человек всегда старается извлечь урок из всего, что с ним происходит. И мы видим в русской истории множество подтверждений правильности подобного взгляда на жизнь.

Кроме того, я полагаю, что каждый верующий церковный человек, будь то архипастырь, священник или мирянин, имеет возможность открыто выражать своё мнение как полноправный гражданин своей страны.

При этом надо помнить, что Церковь не требует от своих чад полного единодушия в оценках исторических событий и, соответственно, не навязывает своего мнения всем и каждому.