Миллиарды – в автохлам
Правительство РФ изобрело второй проект спасения отечественного автопрома
Премьер-министр России Владимир Путин дал на минувшей неделе поручение профильным министерствам: разработать ряд мер по развитию автомобильного рынка в России. Среди них есть и предложение о премировании владельцев автотранспортных средств за утилизацию автомобилей старше 10 лет.
В свою очередь министерство природных ресурсов и экологии РФ не прочь премировать автолюбителей за утилизацию старой машины сертификатом на 50 тысяч рублей. Сертификаты должны засчитываться при покупке нового автомобиля, произведённого в России, или при заправке экологически чистым моторным топливом.
Россия заинтересовалась системой выплаты премий, когда аналогичный механизм заработал в Германии.
Для поддержания своего отечественного автопрома немцы не поскупились и начали выплачивать премии за утилизацию «автохлама» в размере 2,5 тысяч евро.
По сообщениям СМИ, программа пользуется небывалой популярностью: ежедневно на утилизацию автомобилей подаётся 5–6 тысяч заявок. В начале этого года бюджет Германии выделил на премии 1,5 миллиарда евро, в мае добавил ещё 3,5 миллиарда. Результатом столь широкого жеста германского правительства стало увеличение продаж новых автомобилей на 40 процентов.
Но российские эксперты настроены пока пессимистически. На создание полноценной структуры утилизации автомобилей в стране необходим не один десяток миллиардов рублей. Осложняют внедрение программы отсутствие соответствующих пунктов в законодательстве и неотлаженный механизм реализации.
Согласно исследованиям аналитического агентства «Автостат», в России 50 процентов легковых автомобилей старше 10 лет. Из более чем 15 миллионов автомобилей старше 1997 года выпуска половина приходится на продукцию ВАЗа. В Приволжском федеральном округе доля «старушек» составляет 43 процента. И это при том, что, по наблюдениям исследователей, Поволжье входит в число лидеров по молодому автопарку.
Министр по развитию транспортного комплекса Саратовской области Сергей Шейкин в беседе с корреспондентом «Газеты недели» сказал, что цель программы ясна и понятна – это поддержка отечественного автопрома.
Первый шаг – компенсация процентной ставки по автокредитам – себя не оправдал. Массовой эта акция так и не стала.
Банки выдали только 12 тысяч льготных автокредитов, а это капля в море, говорит министр.
Поэтому разрабатывается второй шаг – дать возможность первого взноса за новый автомобиль за счёт утилизации старого. Идея не лишена привлекательности, считает Сергей Шейкин, но осуществить её в регионах России практически невозможно. В Европе премия выплачивается при покупке нового автомобиля. Но дело в том, что там стоимость утилизации уже заложена дилерами в цену авто.
В России есть только два источника финансирования этой программы: бюджет и средства самих производителей. Понятно, что ни тот, ни другие взять на себя такие обязательства не смогут.
Чтобы программа смогла реализоваться в регионах, Сергей Шейкин считает необходимым отладить систему утилизации и урегулировать выплаты. Потому что, если премии будут выдавать «живыми деньгами», одним из побочных эффектов премиальной программы может стать появление спекулянтов, которые будут приобретать старые машины за копейки и перепродавать их для утилизации.
Но такая напасть, как «утильные спекулянты», Саратовской области ещё долго не будет грозить.
У нас в регионе нет предприятий, занимающихся утилизацией автомобилей, а следовательно, нововведений центра нам пока бояться нечего.
Алексей Зиновьев, заведующий учебной частью саратовской областной автошколы Всероссийского общества автомобилистов, рассказал «Газете недели», что по истечении «срока годности» автомобиль разбирается на запчасти, все рабочие детали продаются или используются дальше, а непригодные детали и кузов сдаются в металлолом. И такая «система утилизации» действует по всей стране.
Если премирование за утилизацию станет реальностью, многие автовладельцы согласятся поменять автомобили, говорит Зиновьев. Утиля по городу ездит много. «Любая «шестёрка» до 90-го года больше 30 тысяч и не стоит, – оценивает Алексей Леонидович. – Но я не верю, что такие суммы будут платить. Инициативы – это, конечно, хорошо. Но лучше бы пошлины на иномарки снизили».
На саратовских улицах официально насчитывается около трёхсот тысяч автомобилей. Если даже 40 процентов из них старше 10 лет, то утилизации подлежит порядка 120 тысяч «железных коней». Если следовать арифметике минприроды, компенсация за них должна составить порядка шести миллиардов рублей. И это только для Саратова.