«В двух шагах»: несистемные трудности
Ростовская торговая сеть успокаивает саратовских потребителей
В последнее время в редакцию «Газеты недели в Саратове» поступает всё больше вопросов от горожан про состояние торговой сети «В двух шагах», заменившей в феврале текущего года не устоявшую перед кризисом саратовскую сеть «В яблочко».
Жители города из числа постоянных клиентов ростовских магазинов жалуются «Газете недели» на скудный ассортимент и полупустые полки. «Может быть, они повторяют судьбу своих предшественников? – спрашивают читатели. – Во всяком случае выглядит всё так, как будто они распродают последнее».
О том, как ростовская сеть продовольственных супермаркетов входила в наш регион, «Газета недели в Саратове» писала в конце зимы.
Напомним, тогда нам удалось узнать, что ЗАО «В двух шагах» включает в себя более 50 универсамов площадью от 250 кв. м до 1000 кв. м. Большая часть магазинов находится в Ростове и Ростовской области. Несколько универсамов «В двух шагах» есть в Краснодарском крае. Общая численность сотрудников сети «В двух шагах» превышает 1000 человек.
Начальник управления развития потребительского рынка министерства экономического развития и торговли Саратовской области Пётр Иванченко тогда представил нам ЗАО «В двух шагах» как федеральную сеть. Однако в самом ЗАО федеральной торговой сетью себя начали считать только с заходом в наш регион.
«Компания вышла на федеральный уровень! Впервые универсамы донской сети вышли за пределы Южного федерального округа. Теперь жители Саратова и городов-спутников смогут оценить работу ростовской торговой сети», – восклицали тогда ростовские новости.
ЗАО «В двух шагах» обещало саратовцам открыть в нашем городе свыше 30 своих магазинов – на площадях известных здесь универсамов саратовского торгового дома «Лиа-Лев» (магазины «В яблочко» и Smartkauff).
Но чтобы новые магазины соответствовали «высоким внутренним стандартам» компании, ростовчанам якобы пришлось провести в доставшихся им помещениях «необходимую доработку». Для «комфорта и удобства покупателей».
«Просторные торговые залы, хорошее освещение, современное торговое оборудование, вежливый персонал и широкий ассортимент реализуемой продукции по вполне доступным ценам», – так говорили о себе ростовчане, заходя в Саратовскую область, и добавляли, что в их магазинах можно будет встретить «высококачественную продукцию» не только донских производителей, но и местных, саратовских. Оснований не доверять красивым обещаниям не было.
Спустя четыре с половиной месяца с подачи своих читателей «Газета недели в Саратове» снова обратилась к магазинам «В двух шагах», для того чтобы оценить, насколько они отвечают требованиям саратовского потребителя.
Что касается просторных и светлых помещений, то тут претензий у саратовцев нет никаких. Относительно вежливости персонала вроде тоже. Но вот «широта ассортимента», по мнению наших читателей, оставляет желать лучшего.
«Ассортимент в этих супермаркетах даже в самом начале их появления в городе не пестрил разнообразием, – говорит Роман, – а в последние две недели с магазинами вообще что-то странное происходит.
Супермаркет «В двух шагах» рядом с моим домом находится, поэтому мне удобно там покупки делать. Но проблема в том, что купить-то нечего.
Вот последний раз дня три назад за майонезом заходил, обошёл весь магазин – нету. Продавцы проводили к так называемой майонезной полке, на которой, смешно сказать, одна пол-литровая пачка соуса стоит. Спрашиваю у продавцов, мол, это что, всё?! А где богатый выбор, доступные цены и что, мол, с вами творится? Они только головой качают – не знаем, мол, ничего».
Недоумение горожан и интересующие их вопросы мы решили адресовать непосредственно руководителям или представителям ЗАО «В двух шагах». Попытка связаться с ростовским офисом компании ощутимых результатов не дала. Выяснилось только, что всё руководство ЗАО в командировке в Саратове, а рядовые сотрудники ничего про саратовские магазины не знают. Про дела компании в целом нам рассказывать тоже не стали – без разрешения начальства нельзя.
В саратовском представительстве ростовского ЗАО найти начальников тоже оказалось нелегко. По телефону нам сообщали при этом, что «сеть ни в коем случае не закрывается, наоборот, всё будет только лучше».
Не удовлетворившись ответом, мы рассказали о тревогах потребителей сети. Официальный комментарий не заставил себя ждать. Развеять сомнения и тревоги саратовских потребителей, а заодно и ответить на попутные вопросы редакции взялся генеральный директор ЗАО «В двух шагах» Вадим Рыбаков.
Прежде всего он отметил, что в настоящее время
в Саратовской области под торговой маркой «В двух шагах» действует 29 магазинов. Все эти магазины арендуют торговые площади у частного бизнеса. А все сегодняшние трудности ЗАО «не носят системного характера».
«В связи со сложной экономической ситуацией ряд поставщиков не смогли соблюсти существующие договорённости и в одностороннем порядке пересматривали существующие контракты. Были случаи, когда из-за этого нам приходилось приостанавливать работу с рядом партнёров, – поясняет Вадим Алексеевич однообразие продуктов на полках его магазинов. – Не стоит забывать, что открытие магазинов в Саратове было сопряжено с определёнными трудностями. Это не только большое удаление от головного офиса, это и большая работа в регионе, ведь за месяц нужно было открыть полноценно функционирующую торговую сеть. Считаю, что это нам удалось.
Сейчас мы готовы ко второму этапу развития – качественному насыщению существующих магазинов. Именно для этого нами было создано обособленное структурное подразделение, которое располагается в Саратове. Основная задача – оперативное управление магазинами, отклик на потребности покупателей, выстраивание грамотной логистической цепи и решение других организационных вопросов.
Спешу заверить читателей: мы намерены развивать сеть невзирая на трудности, с которыми сталкиваемся не только мы, но и другие торговые сети».
Ещё немного ясности в вопрос о том, что творится с магазинами, внёс начальник управления развития потребительского рынка министерства экономического развития и торговли Саратовской области Пётр Иванченко.
В конце января Пётр Кузьмич делился с нами опасениями по поводу того, захотят ли ростовские предприниматели работать с продукцией местных товаропроизводителей, как делала торговая сеть «В яблочко».
В ходе последней беседы с «Газетой недели в Саратове» он сообщил, что переживания были напрасными: «Нормально ребята работают, как все сетевые магазины. Местный товар закупают. В процентах не скажу, но весь скоропортящийся продукт – наш».
Пустым полкам Пётр Иванченко нашёл своеобразное объяснение: «Это, скорее, кадровая проблема. Они никак не могут найти нормального управляющего в свой саратовский филиал, который бы занимался здесь всеми делами. Сейчас они меняют второго такого директора».