Совершенно ничья скважина

Оценить
Прокуратура не понимает, на каком основании нефтяники оказались на авиационном полигоне

Прокуратура не понимает, на каком основании нефтяники оказались на авиационном полигоне

По мнению надзорного ведомства, компания незаконно выстроила нефтяные скважины, не имея соответствующих документов на земельный участок, разрешений на строительство, ввод производственных сооружений в эксплуатацию, а также на размещение подземных сооружений в местах залегания полезных ископаемых.

Двенадцатый апелляционный арбитражный суд признал незаконными права собственности компании «ЛукБелОйл» на две нефтяные скважины в Энгельсском районе, оставив в силе решение первой инстанции, вынесенное по заявлению областной прокуратуры.

Как рассказал прокурор отдела областной прокуратуры Дмитрий Матросов, поводом для обращения в суд послужили результаты проверки исполнения земельного законодательства, проведённой прокуратурой Энгельсского района.

Контролёры обнаружили на землях авиаполигона Гурьяново несколько нефтяных скважин. По словам Матросова, никаких документов, регламентирующих их строительство, не имелось. Как выяснилось, скважины принадлежат саратовскому ООО «ЛукБелОйл», Федеральная регистрационная служба (ФРС) зарегистрировала права собственности компании ещё в 2006 году, хотя, по мнению представителя прокуратуры, «неизвестно, на каком основании это было сделано».

Как предположил Матросов, проверяющие структуры не замечали «самовольные» сооружения несколько лет, так как скважины «расположены в безлюдной местности на границе Энгельсского и Ровенского районов, вероятно, их просто никто не видел».

Областная прокуратура обратилась в саратовский арбитражный суд с требованием признать незаконными действия ФРС по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации за ООО «ЛукБелОйл» права собственности на скважины, а также о признании недействительными этих прав.

Суд первой инстанции вынес решение в пользу прокуратуры. ФРС и представители компании обжаловали это решение, однако двенадцатый апелляционный арбитражный суд оставил жалобы без удовлетворения.

Как пояснил Дмитрий Матросов, «пока мы не выдвигали требований о сносе незаконных сооружений, но в последующем, если это решение устоит, возможны репрессивные меры». Как отмечают в прокуратуре, аннулирование права собственности на постройки ставит под сомнение права компании на земельный участок, в недрах которого находятся привлекательные запасы нефти.

Представители «ЛукБелОйл» намерены оспорить это решение в федеральном арбитражном суде Поволжского округа. Как отмечает начальник юридического отдела компании Олег Черноморец, поправки в статью 25 закона «О недрах», согласно которым недропользователи обязаны получать отдельное разрешение на застройку, вступили в силу в январе нынешнего года. Скважины в Энгельсском районе были сооружены в 2005–2006 годах.Как подтвердило территориальное управление Федерального агентства по недропользованию, ответившее на официальный запрос компании, ранее такого разрешения не требовалось.

Представители «ЛукБелОйл» считают претензии прокуратуры необоснованными. Как считает начальник юридического отдела компании Олег Черноморец, «это, пожалуй, первый в России (да и в мире) случай, когда нефтяная скважина признана самовольной постройкой».

По словам исполнительного директора Александра Пауля, компания была обязана пробурить семь скважин, согласно требованиям лицензии на добычу нефти, выданной министерством природных ресурсов. Проект разработки месторождения и акт приёма работ были согласованы с этим ведомством, а также Ростехнадзором, Росприроднадзором и другими службами. Кроме того, буровые работы прошли регистрацию в Агентстве недропользования.

Напомним, что это далеко не первая претензия правоохранительных органов. Как уже рассказывала «Газета недели», в марте 2007 года областное ГУВД возбудило в отношении руководства «ЛукБелОйл» уголовное дело по факту неуплаты налогов, которое через четыре месяца было прекращено за отсутствием состава преступления. В августе того же года компании отказали в выдаче лицензии на работу с опасными отходами, на получение документа потребовалось больше года.

В июне 2008-го городское УВД Саратова возбудило дело о незаконном предпринимательстве. В апреле нынешнего года материалы добрались до суда, но не рассмотрены до сих пор, так как Кировский районный суд Саратова вынес определение о том, что дело должно слушать в Энгельсском городском суде.

Как отмечают на предприятии, повышенный интерес правоохранительных органов стал заметен после 2005 года, когда «ЛукБелОйл» начал наращивать добычу нефти высокого качества.

Основная претензия, которую выдвигают контролирующие структуры, связана с оформлением земельного участка. Компания арендует 4,3 гектара земли на авиаполигоне Гурьяново, находящемся в ведении министерства обороны. Договор между предприятием и энгельсской КЭЧ был заключён ещё в апреле 2001 года.

В нынешнем году все полномочия по распоряжению «военной» землёй перешли к минобороны, в котором специально создан департамент имущественных отношений. Саратовские нефтяники направили в департамент проект нового договора, но, как выяснилось, глава ведомства ещё не утвердил регламент заключения подобных соглашений.

Как подсчитали в компании, за пять лет на предприятии побывали 70 проверок (не считая налоговой инспекции). В марте нынешнего года нефтяники обратились за помощью в региональную торгово-промышленную палату. Там предположили, что в этой истории «налицо косвенные признаки рейдерского давления».

Тем временем дело о 4,3 гектара продолжает рассматриваться в судах различных инстанций (всего областная прокуратура, территориальное управление Росимущества и военная прокуратура подавали шесть исков). Арбитражные суды уже отказали территориальному управлению Росимущества, которое оспаривало договор между «ЛукБелОйлом» и энгельсской КЭЧ, и военному прокурору, оспаривавшему постановление главы энгельсской администрации от 2002 года о предоставлении земли.