Авторынки глобальные и локальные: нет кредитов – нет интереса
Теоретически на них должны присутствовать и продавцы, и покупатели
Если верить статистике, то около 60 процентов граждан России не имеют личного автомобиля. При этом 85 процентов из них даже не собираются его покупать. От двух до шести процентов россиян запланировали покупку на текущий год, ещё восемь процентов – на ближайшие два-три года. Отказаться от таких планов, в первую очередь из-за нехватки средств, пришлось девяти процентам граждан. Эксперты уверены, что кризис, влияя на автомобильный мир, заставит россиян сильно скорректировать свои планы.
У Лады перед Фордом всегда приоритет
С началом кризиса денег на приобретение машин в личное пользование в России стали тратить меньше. Это привело к рекордным темпам падения рынка в первом квартале 2009 года. Из того, что люди покупали, самым популярным стал российский бренд Lada. Первенство среди иномарок держит Ford. Вторая по популярности среди иностранных машин – американская Chevrolet, третья – японская Nissan.
Популярность «Лады» отчасти можно объяснить помощью российского правительства желающим приобрести её. Напомним, вступив в борьбу за спасение отечественного авторынка, автопрома и автопотребителя, российские власти через госбанки стали выдавать льготные автокредиты на машины не дороже 350 тысяч рублей.
Ещё в апреле был утверждён и опубликован список из 29 моделей, основную часть которого составляли модели Волжского автозавода (22 из 29-ти). Из иномарок российской сборки в список тогда попали только Fiat Albea, Skoda Fabia, UAZ Hunter, Renault Logan, внедорожник Chevrolet Niva, Ford Focus, а также Kia Spectra.
Потом перечень льготных автомобилей в министерстве промышленности и торговли стали пересматривать.
Учитывая недовольство граждан ограниченностью выбора, правительство пошло народу навстречу, и в список будут включены «Волга Сайбер», «Газель», «УАЗ Патриот», «Хантер» во всех модификациях и микроавтобус «УАЗ» («буханка»), формально считающийся коммерческим автомобилем. Кроме того, перечень автомобилей планируют пополнить более дорогими модификациями «Шевроле Нива», «Форд Фокус», «Шкода Фабиа» и «Октавиа».
Максимальная цена «льготного» автомобиля, по просьбам трудящихся, будет поднята до 600 тысяч рублей. Сейчас все параметры обсуждаются и согласовываются в стенах федерального ведомства.
Вслед за государством отечественные производители автомобилей начали реализовывать собственные льготные кредитные программы. Вот, например, всё тот же АвтоВАЗ, скооперировавшись со Сбербанком, с 1 июня текущего года ввёл кредитную схему «под 0 % годовых». Представители Волжского автозавода объясняли прессе этот свой шаг тем, что по государственной программе субсидирования их машин продаётся не так много, как предполагалось.
Государственная правка конкурентных способностей
Ещё одна мера, направленная правительством РФ на спасение отечественного авторынка, вылилась в повышение таможенных пошлин на новые и подержанные иномарки.
Согласно статистике импорт в Россию подержанных автомобилей иностранного производства в январе–апреле упал более чем в 20 раз, новых – в четыре раза.
Этот заградительный шаг в правительстве России объясняли преследованием только одной задачи – сохранение рабочих мест и российского автопрома как локомотива экономики.
Аналитики отмечают, что серьёзное падение импорта подержанных иномарок выгодно не только российским автозаводам (в том числе иностранных автоконцернов), но и дилерам. По прогнозам, в ближайшие два-три года существенной статьёй дохода последних станет перепродажа машин, которые сейчас продаются в России как новые.
«Новые (автомобили) должны конкурировать с новыми, а подержанные с подержанными», – считает директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения минпромторга России Алексей Рахманов. По его мнению, высказанному в недавнем интервью, конкуренция новых и подержанных автомобилей на любом рынке воспринимается как нонсенс.
«Чем больше будет расти наш рынок, тем больше на него будет выплёскиваться подержанных авто. И рано или поздно мы подойдём к точке насыщения, в которой подержанные автомобили, ввозимые на территорию России, будут экономически нецелесообразны», – сказал ответственный чиновник.
Однако пока в самом министерстве промышленности и торговли Российской Федерации отмечают, что стимулирующие меры поддержки отечественного автопрома в виде повышения пошлин на иномарки пока не заработали с должным эффектом. Министр Виктор Христенко осторожно прогнозирует, что эффект появится, когда в стране закончатся ранее ввезённые иномарки.
Всё спокойненько, как на кладбище
Но понятие «авторынок» помимо макроэкономического значения имеет вполне конкретное житейское. Авторынок – это место, где автомобилисты-любители из рук в руки передают друг другу сотни лошадиных сил, где играют по установленным обычными людьми правилам и где совершенно по-своему видят и настоящее, и будущее.
«Газета недели» решила посмотреть, как живёт сейчас авторынок в Саратове.
В нашем городе их работает несколько. Самый популярный и самый большой – на Вольском тракте. Самый модный и, наверное, самый дорогой – на Соколовой горе.
Ворота под крупной надписью «Авторынок» на Соколовой горе в воскресный полдень были открыты настежь. Это нормально. Каждый продвинутый автомобилист вам скажет, что авторынки оживают исключительно под выходные дни. В будни здесь не встретишь ни продавцов, ни покупателей. Однако место, куда забрела воскресным днём автор этих строк, казалось, застряло именно в буднях. Ни продавцов, ни покупателей – и только куцый ряд из десятка иностранных авто.
Выяснять причины безжизненности авторынка решила у группы товарищей в спецовочных комбинезонах, копошащихся во внутренностях грузовой «Газели» здесь же на рыночной территории.
«Товарищи» мои сомнения развеяли подтверждением, что это, мол, «теоретически действительно авторынок» и что «теоретически здесь на самом деле должны быть и продавцы, и покупатели».
«Сейчас здесь пусто, потому что рынок готовится к приёму машин», – загадочно произнёс один из моих собеседников и тут же посоветовал пройти через калитку «в соседний двор».
Проследовав в указанном направлении, я оказалась на другом авторынке, который, на первый взгляд, казался более активным. Во всяком случае машины (сплошь и рядом иномарки) стояли в шесть длинных рядов. Пересчитать количество автомобилей, выставленных на продажу, я даже не решилась. Между рядами мерно прогуливалось человек пять, периодически притормаживая друг возле друга и тихо о чём-то переговариваясь. Атмосфера на рынке, прямо скажу, была по-кладбищенски спокойна.
К тому же гуляющие в «междурядьях» автомобилей товарищи оказались людьми неконтактными. Небрежно бросая на ходу, что они тут ничего не покупают и «уж тем более» не продают, все торопились оказаться на приличном от меня расстоянии.
Охранник рынка посоветовал мне поговорить с менеджером и указал на краснокирпичное здание администрации.
«Автосалоны бестолковые все как один»
Старший менеджер Роман, деловито предупредив, что у него есть только пять свободных минут, начал рассказывать о делах, творящихся в его маленьком мире подержанных авто.
«Наш авторынок считается центральным городским. Его ещё называют модным, потому что здесь продают только иномарки, – сообщил он. – Но в последнее время дела, правда, не радуют».
По словам Романа, на его рынке продажи упали в три раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Объяснение простое: у людей просто нет денег на автомобили, даже на подержанные.
«Интерес людей к приобретениям напрямую зависит от банковских кредитов. У нас, кстати, тоже машину можно было в кредит оформить. А сейчас… Нет кредитов – нет интереса, – рассуждает наш собеседник. – Знакомые ребята из автосалона рассказывали, что у них сейчас тоже всё совсем не гладко. Если раньше продажи в салонах составляли примерно 90 машин в месяц, то сейчас от силы продаётся 10 штук».
По мнению Романа, цена на подержанные автомобили, ну как минимум на иномарки, снижаться не будет. Напротив, в последнее время цена постоянно растёт: «Я свою машину купил прошлой осенью за 500 тысяч рублей, а в начале этого года продал уже за 600 тысяч».
Отсутствие возможности кредитоваться спрос на автомобильный секонд-хенд, конечно, снизило, но не уничтожило совсем. По словам менеджера Романа, сейчас люди приобретают автомобили исключительно за наличные. «Причём цена не играет здесь важной роли. Стоит машина 100 рублей или два миллиона, покупатель с деньгами берёт то, что ему нужно, и всё», – поясняют нам.
Я спросила у своего консультанта, не думает ли он, что автосалоны, переключающиеся на продажу подержанных авто, отобьют у рынков хлеб. Ответом мне стало уверенное и твёрдое «Нет!».
– Во-первых, наши саратовские автосалоны бестолковые все как один, – заявил он. – Их общая политика по раскручиванию одной-двух марок уже привела к тому, что ряд из них просто загибается. Вот соседствующий с нами автосалон, арендующий у нас участок, по осени даже намеревался нас прикрыть и поставить ещё один свой корпус. Мы работаем до сих пор, несмотря на падение продаж, а они уже концы с концами не сводят.
Во-вторых, даже если автосалоны решат поправить своё положение за счёт выхода на вторичный рынок, на нас это никак не отразится. В салоне подержанная машина всё равно будет стоить дороже, чем здесь. Потому что у них торговля неновыми автомобилями возможна только по схеме «трейд-ин», когда подержанное авто принимается от клиента в зачёт при покупке им нового.
Единственный плюс в таких взаимоотношениях с салоном только в том, что продавец перед продажей своего автомобиля проводит полную диагностику и подготовку, а салон покупателю такой машины обеспечивает гарантийное обслуживание.
***
Авторынок ещё два года назад показывал рекордные темпы роста: 35,5 % – в количественном выражении, 57,3 % – в денежном.
На каждую тысячу россиян в 2007 году приходилось 188 машин, в 2008 году – уже 207, а в первые месяцы 2009 года уровень автомобилизации в России вырос до 225 автомобилей на каждую тысячу жителей. Однако за пять месяцев 2009 года падение продаж составило 47 % (574680 штук) по сравнению с тем же периодом прошлого года.