Сопротивление принудиловке

Оценить
Саратовский банк отправили вместе со всеми претензиями в Москву

Саратовский банк отправили вместе со всеми претензиями в Москву

Завтра в арбитражном суде Саратовской области должно состояться судебное разбирательство по вопросу обоснованности заявления ЦБ РФ о признании банкротом ЗАО «Поволжский немецкий банк». Конкурсным управляющим ЦБ просит назначить государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов». А в арбитражном суде города Москвы может быть предпринята попытка оспорить приказ Центробанка об отзыве лицензии. Сейчас в проблемном саратовском банке работает временная администрация.

9 апреля Поволжский немецкий банк объявил о своей добровольной ликвидации. На пресс-конференции президент группы компаний WDB Виктор Шмидт объяснял это тем, что банк так и не смог справиться с кризисным поведением вкладчиков и заёмщиков. Одни в повальном порядке опустошали депозиты, другие не могли вовремя возвращать кредиты. Решение акционеров о ликвидации банка было вызвано, по словам Виктора Шмидта, «искренним желанием сохранить своё лицо как добросовестного предпринимателя и налогоплательщика».

Ходатайство Поволжского немецкого банка о добровольной ликвидации и аннулировании лицензии должны были рассматривать в Центробанке РФ. У Банка России было три варианта решения судьбы кредитно-финансового учреждения: согласиться с ходатайством просящего банка, найти банку инвестора или отозвать лицензию.

Между аннулированием лицензии и её отзывом существует принципиальная разница. Как объяснили нам в ГУ ЦБ РФ по Саратовской области, аннулирование лицензии осуществляется только в случае отсутствия у банка нарушений действующего законодательства и нормативных актов Банка России. При этом у банка должна сохраняться возможность рассчитаться по всем своим обязательствам самостоятельно. За банком сохраняется право распоряжаться своими активами и истребовать задолженность у дебиторов.

Отзыв лицензии у банка – это принудительная мера воздействия со стороны Банка России за допущенные банком нарушения. В результате отзыва лицензии прежнее руководство отстраняется от управления кредитной организацией.

WDB был заинтересован только в одном исходе дела – добровольной самоликвидации и аннулировании лицензии. Между тем на одном из антикризисных штабов при губернаторе области региональная власть дала чётко понять, что добровольно самоликвидироваться банку будет непросто.

Глава ГУ ЦБ РФ по Саратовской области Сергей Губин сообщил, что наиболее оптимальным выходом из ситуации считает поиск инвестора. Губернатор Павел Ипатов согласился, что «банк должен сохранить себя». Но найти удовлетворяющего всем запросам инвестора так и не удалось.

После того как Поволжский немецкий банк объявил о самоликвидации, Банк России провёл оценку его финансового положения. По итогам проверки ГУ ЦБ РФ отклонило ходатайство о самоликвидации и приняло решение об отзыве лицензии банка с 7 мая.

В ответ на это акционеры банка попытались оспорить приказ ЦБ об отзыве лицензии в областном арбитраже. Как сообщили редакции в суде, заявление было возвращено истцам через несколько дней. Поскольку иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или жительства ответчика, акционеров банка перенаправили в арбитражный суд Москвы. И хотя у банка есть право обжаловать решение областного арбитража, жалобы на его действия пока не поступало.

*** С 2004 года по декабрь 2007 года в арбитражных судах были оспорены 33 приказа Банка России об отзыве лицензии. Действия Банка России, связанные с отзывом лицензий у кредитных организаций, признаны законными, а соответствующие приказы обоснованными.