Отношения, осложнённые долгами

Оценить
Саратовские предприятия ждут обещанного АвтоВАЗом

Саратовские предприятия ждут обещанного АвтоВАЗом

АвтоВАЗ начал потихоньку расплачиваться с саратовскими предприятиями. Но их руководители смотрят на складывающуюся ситуацию с меньшим оптимизмом, чем правительство области.

В конце мая заместитель председателя Саратовского областного правительства Александр Стрелюхин и руководители нескольких крупных саратовских предприятий, работающих на отечественный автопром, встречались с руководством Волжского автозавода в Тольятти.

Секретариат Стрелюхина сообщал тогда, что на встрече решали возможность использования производственных площадок ОАО «БалаковоРезиноТехника» при создании нового завода по производству автомобильных шин. Этот проект мощностью 4,2 миллиона шин в год должен был реализовываться в рамках соглашения между государственной корпорацией «Ростехнологии» и производителем автомобильных шин Pirelli & C. SpA.

Ещё одной темой для обсуждения якобы стала возможность участия промышленных предприятий Саратовской области в производстве на базе Renault Logan семиместного автомобиля, разработанного фирмой Renault и АвтоВАЗом.

Далее, как сообщали помощники зампреда Стрелюхина, поднимался вопрос сотрудничества ОАО «АвтоВАЗ» с саратовским ЗАО «Тяжёлые зуборезные станки» по ремонту и модернизации станков Gleason.

Однако основной целью визита саратовской делегации в Тольятти было всё-таки выяснение долговых отношений между ОАО «АвтоВАЗ» и саратовскими поставщиками автокомплектующих.

Напомним, к февралю текущего года Волжский автозавод задолжал своим партнёрам из Саратовского региона довольно приличную сумму.

По данным минпрома области, на АвтоВАЗ приходилась большая часть из совокупного миллиардного долга автозаводов перед саратовскими предприятиями.

Ситуация тогда накалилась до того, что наши предприятия готовы были вовсе отказаться от сотрудничества с этим «локомотивом экономики».

Среди саратовских партнёров АвтоВАЗа поговаривали, что, мол, такое небрежное отношение к своим поставщикам у тольяттинского предприятия сложилось из-за «старательной поддержки его российским правительством».

Решение проблемы своих задолженностей АвтоВАЗ видел в новой схеме оплаты комплектующих. Схема подразумевала, что до 70 процентов закупок концерн будет оплачивать своими векселями и векселями работающих с ним банков. На деньги в этом случае приходилось бы лишь 30 процентов расчётов.

Этот расклад в корне не устроил большинство саратовских предприятий. «Сроки погашения задолженностей по вексельной схеме – от шести и более месяцев и с существенным дисконтом при их досрочном предъявлении. Это абсолютно неприемлемо для большинства саратовских предприятий», – поясняли нам в областном минпроме.

На майской встрече с руководством Волжского автозавода вопрос долговых обязательств рассматривали снова. На этот раз, по сообщению секретариата Александра Стрелюхина, обсуждался целый комплекс механизмов погашения дебиторской задолженности перед саратовскими предприятиями-поставщиками автокомплектующих. В том числе рассматривалась и вексельная схема со сроком погашения в течение трёх месяцев, и введение моратория на дебиторскую задолженность 2008 года с графиками погашения задолженности при обязательных текущих платежах за уже поставленную продукцию.

По официальным данным, на встрече в Тольятти сторонам удалось достичь определённых договорённостей о поэтапном погашении долгов автоконцерна. Порядка 400 миллионов рублей АвтоВАЗ обещал отдать саратовским предприятиям до 15 июня текущего года.

Пытаясь выяснить, как близко находятся саратовские партнёры АвтоВАЗа к получению обещанного им в мае, мы получили неутешительную информацию.

Большинство из опрошенных руководителей саратовских предприятий заявляют, что «реального выхлопа» от проведённого в Тольятти совещания на сегодня нет.

Помощник генерального директора ОАО «БалаковоРезиноТехника» Александр Журавлёв рассказал нам, что в настоящее время АвтоВАЗ «начал потихоньку расплачиваться по долгам». Однако задолженность за концерном всё ещё сохраняется. Называть сумму долга Волжского автозавода перед балаковским предприятием наш собеседник посчитал некорректным. По его словам, продолжение обсуждения сложного финансового вопроса руководителями предприятий намечено на 19 июня.

По поводу участия БалаковоРезиноТехники в производстве шин Pirelli, якобы обсуждавшегося на майской встрече в Тольятти, Александр Васильевич сообщил, что тема эта прозвучала совсем вскользь. «Этот вопрос там никто и не обсуждал, – заявил нам Журавлёв. – Для реализации этого проекта просто была предложена наша площадка. Итальянской компании Pirelli & C. SpA предстоит выбирать из двух площадок – балаковской и тольяттинской. Насколько мне известно, никаких конкретных решений по этому поводу ещё не принято».

На Саратовском заводе тяжёлых зуборезных станков нам сообщили, что представителя ЗАО на встрече с руководством АвтоВАЗа не было, поэтому как обсуждали тему сотрудничества двух заводов и обсуждали ли её вообще, здесь не знают. Генеральный директор ЗАО «Тяжёлые зуборезные станки» Владимир Костюк рассказал, что проект по ремонту и модернизации станков саратовское предприятие предлагает АвтоВАЗу на протяжении уже пяти лет.

«У нас есть возможность поучаствовать в модернизации АвтоВАЗовского оборудования. Можем брать их старые станки, разбирать их на мельчайшие детали, чистить, шлифовать, заменять изношенные детали на современные новые и т. п. Сейчас в их парке около 500 станков, которые эксплуатируются и 30, и 40 лет. Это уже изношенное и морально устаревшее оборудование, которое, конечно, сказывается на качестве производимой АвтоВАЗом продукции. И люди поэтому жалуются на это низкое качество, – рассказывает Владимир Сергеевич. – Мы неоднократно проводили встречи с руководством Волжского завода, обо всём договаривались, но как только дело доходило до подписания договоров, там менялось руководство».

Последняя встреча с директорами АвтоВАЗа, по словам Владимира Костюка, у него состоялась в конце 2008 года. Тогда тольяттинское предприятие пообещало прислать на ремонт в Саратов пять своих станков, но планы снова сорвались.

«Мы уже обратились и в правительство Саратовской области, и в администрацию президента. Надеемся, что, может быть, там нам посодействуют в реализации этого проекта», – говорит Владимир Сергеевич.

Ещё один партнёр АвтоВАЗа Европейская подшипниковая корпорация и входящий в неё Саратовский подшипниковый завод о своих взаимоотношениях с Волжским автозаводом распространяться не стали. Но в пресс-службе ЕПК нам сообщили, что все проблемы с долгами завода решаются на уровне корпорации. На текущий день руководства компаний согласовали график погашения долгов, и АвтоВАЗ расплачивается в соответствии с этим графиком.