Заказчики забыли, что такое капремонт
Правительству Саратовской области страшно за каждый федеральный рубль
Около трёх миллиардов рублей выделено Саратовской области на текущий год федеральным фондом содействия реформированию ЖКХ. Примерно два с половиной миллиарда отводятся на капитальный ремонт жилых зданий и около 500 миллионов – на ремонт социальных объектов (школы, садики и т. п.).
Сумма более чем устраивает региональное правительство. Сомнения вызывает только одно: смогут ли ведомства, которым перепали эти деньги, правильно ими распорядиться? Говорили об этом на последнем заседании антикризисного штаба области.
Министру строительства и ЖКХ региона Дмитрию Федотову было поручено рассказать руководству областного правительства о проведении капремонта жилого фонда и соцобъектов по муниципальным заказам.
Оказалось, что на местах большие федеральные деньги разыгрывают с большими нарушениями.
Однако начал Федотов не с этого, а с прошлогодней статистики. В 2008 году, по его словам, был выполнен капитальный ремонт в 1921 многоквартирном доме на общую сумму 1 миллиард 253 миллиона рублей. По реализации программы капремонта, как отметил министр, сверху были сделаны «некоторые замечания».
«Капитальный ремонт многоквартирных домов выполнялся опосредованно, без разработки рабочих чертежей и с нарушением организационно-правового порядка. Были случаи, когда в сметную документацию включался текущий, а не капитальный ремонт. Не все необходимые расчёты производились, плохо осуществлялся строительный контроль».
Чтобы не повторить ошибок прошлого, министерство разработало специальное постановление, уточняющее «порядок реализации федерального закона». В постановлении даны рекомендации муниципальным образованиям по подготовке конкурсной документации, проведению и размещению заказов, по осуществлению контроля за деятельностью управляющих компаний при проведении конкурсов на выбор подрядчиков и т. п.
Пока этот документ не успел сыграть решающей роли в процессе освоения средств фонда реформирования. По Саратовской области проведено более 60 процентов конкурсов по многоквартирным домам, подлежащим капитальному ремонту.
Проанализировав конкурсную документацию в Воскресенском, Перелюбском и Ивантеевском районах, в министерстве строительства области сделали вывод, что документация эта совершенно неправильная. Она «не содержит требований и условий, которые могли бы исключить возникновение рисков, связанных с действиями недобросовестных подрядчиков».
Для решения проблемы к специалистам министерства строительства подключился комитет по координации и контролю госзакупок для нужд Саратовской области. Совместными усилиями был разработан ещё один ряд рекомендаций (на этот раз специально для муниципалитетов) о том, как нужно составлять конкурсные документы, размещать заказы и контролировать их исполнение. Советы были разосланы руководителям районных администраций.
«Эти рекомендации, с одной стороны, совершенно чётко определят и условия проведения контрактов, и сроки исполнения, и качество работ, – пояснил министр Федотов. – С другой стороны, добросовестным подрядчикам это поможет получить те объёмы работ, которые им очень нужны в это непростое время».
Губернатору Павлу Ипатову и данная мера показалась недостаточной. Он порекомендовал максимально усилить контроль за муниципальными заказами.
«Муниципальный конкурс в муниципальных образованиях проводят учреждения и отделы, которые 20 с лишним лет ни копейки не видели на капитальный ремонт.
Они забыли, что это такое. А им сегодня взяли и сверху свалились сотни миллионов рублей. Откуда у них правильная документация, экспертиза?! – рассуждал Ипатов. – Если президент говорит о контроле каждого рубля, то его должны все контролировать – и государственная власть (чем мы и занимаемся здесь), и правоохранительные органы… Эти 3 миллиарда рублей должны быть использованы эффективно. Не освоены, не потрачены, а эффективно использованы».
Областной минстрой обязали проводить еженедельный мониторинг ситуации с муниципальными заказами и выборочно проводить проверки отдельных районов.