Российские юристы станут особой кастой
В Саратове обсудили президентский указ о реформе юридического образования
Заседание этого совета в Саратове готовили больше месяца – организовывали приезд и рассылали приглашения деканам и ректорам крупнейших юридических вузов страны, известным адвокатам и правоведам, учёным и профессорам.
В минувший четверг, 4 июня, совет учебно-методического объединения (УМО) по юридическому образованию вузов России собрался в Саратовской государственной академии права. Планировали обсуждать стандарты системы юридического образования. Вот только, несмотря на тщательную подготовку, повестку заседания пришлось срочно корректировать. Как говорят юристы, «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами дела». Коррективы внёс недавний указ президента РФ.
26 мая 2009 года президент Дмитрий Медведев подписал указ о реформе юридического образования. Это уникальный, единственный в своём роде случай – указ президента принят по инициативе общественной организации. И организация эта – Ассоциации юристов России. Она давно стучится во все двери и говорит о дискредитации этой профессии в России.
На юриста учат в массе вузов, к правоведению отношения не имеющих, так что диплом законника можно получить легко и смело называть себя юристом. Эти «специалисты» потом надевают судейскую мантию, расследуют преступления, открывают адвокатские конторы, в их руках – человеческие жизни и судьбы.
Сигнал SOS юридического сообщества услышал президент РФ Дмитрий Медведев и подписал указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Его цель не просто прекратить выпуск юристов-недоучек, но повысить правовую культуру в стране. В указе три основных пункта.
Первый постановляет оказать содействие общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров.
Второй указывает на необходимость разработки государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция», для чего необходимо увеличить практическую часть учебного курса. Определиться с образовательными стандартами надо в короткие сроки – до 1 января 2010 года.
Третий пункт указа касается совершенствования процедур лицензирования образовательной деятельности и госаккредитации государственных и негосударственных вузов России, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также определения критериев оценки их деятельности.
Глава государства поручил подготовить меры по повышению качества юридического образования. Естественно, указ президента и его реализация стали главной темой заседания совета УМО в Саратове.
Каждый выступающий обязательно упоминал о том, что указ – уникальный шанс улучшить качество юридического образования в России, им нельзя не воспользоваться. И сейчас на совете нужно быстро разработать инструментарий и конкретные предложения для АЮР. Звучали даже предложения забыть об отпусках ради этой работы.
Декан юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Голиченков возмущённо рассказал о том, что сейчас в МГУ три четверти студентов юрфака несовершеннолетние: «Как этих детей обучать праву? За них приходят и «учатся» их состоятельные родители».
Декан упомянул о важности роли практики в вузах. Мол, вузы упрекают, что новоявленные специалисты не могут даже составить протокол на месте происшествия. «Этому и надо учить на практике. Должны быть бесплатные юридические консультации для студентов, система поствузовского образования». Существуют такие специализации, для которых даже практические занятия толком не разработаны. Например, для корпоративных юристов.
Президент Уральской государственной юридической академии Виктор Перевалов указал на необходимость формирования новых стандартов преподавательско-образовательной, социально-образовательной, управленческой, научно-исследовательской практики. «Не надо говорить – «студент такой-то прослушал курс», а нужно – «студент может работать там-то и там».
Президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев высказался за профильную специализацию студентов. «За три года магистрата нельзя получить специалиста, умеющего работать. Нужны годы учёбы по специализации». Упоминая о постоянном увеличении количества непрофильных вузов, обучающих юристов (в этом году получены более 100 лицензий), Мирзоев призвал к жёсткости в этом вопросе. «Нужен жёсткий контроль, чтобы око государево за этим следило».
Многие выступающие критиковали стандарт двухуровневой системы юридического высшего образования, которая разрабатывалась до указа президента. Первая ступень обучения – бакалавр (3,5 года), вторая – магистр (2 года). Говорили об отсутствии профессионального заказа на бакалавров и магистров. А декан юридического факультета Московского городского университета управления правительства Москвы Валерий Липунов предложил вообще убрать из обращения эти иностранные термины, которые чужды россиянам.
Ректор Российской правовой академии Сергей Герасимов заметил, что среди разработчиков критериев нет ни одного работодателя – представителей прокуратуры, суда, правоохранительных органов, бизнесменов. С ним не стали спорить, «учли на будущее».
Виктор Блажеев, ректор Московской государственной юридической академии:
– В нашей стране 1211 филиалов вузов готовят юристов. Уровень подготовки во многих из них не отвечает предъявляемым требованиям. Многие из более чем 700 тысяч юристов, которых подготовили за последние годы, не работают по специальности. В этом главная проблема. Указ президента направлен на то, чтобы ужесточить те требования, которые предъявляются к вузам, готовящим юристов, и избавиться от тех вузов, которые не отвечают этим требованиям. Кроме того, предполагается ввести единый профессиональный экзамен, который будут сдавать все те, кто получил высшее профессиональное образование. Должна быть задана определённая планка, ведь окончание учебного заведения вовсе не свидетельствует, что обладатель диплома будет работать юристом. Разработкой механизма этого экзамена и займётся Ассоциация юристов России.
Ещё одна наша задача – выработка стандартов юридического образования. Сейчас министерство образования РФ готово ввести один из стандартов – двухуровневую систему (бакалавры и магистры). Но в связи с последним указом возможны изменения существующих положений.
Ассоциация юристов России будет курировать и общественную аккредитацию вузов. Предположительно, во время очередной обычной аккредитации конкретного вуза в ней примут участие и члены АЮР.
Александр Голиченков, декан юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова:
– Очень важно решить, каковы критерии оценки работы того или иного конкретного вуза и насколько объективны эти критерии. Квалификационный экзамен – это конечно, барьер, через который не все пройдут. Но ориентироваться только на него – неправильно.
Если выпускники вуза востребованы – это объективный критерий. Вот юристы крупных корпораций каждый год устраивают профессиональный конкурс, и победители, как правило, выпускники одних и тех же 9–11 вузов России. Это тоже показатель для вуза. Или конкурс «Путь в профессию» для студентов-юристов. Победители – выпускники 13–14 вузов России. Полезно проанализировать, какие вузы готовят адвокатов для работы в Москве. Это 9 вузов страны, причём львиную долю московских адвокатов выпускают два высших учебных заведения – Московская государственная юридическая академия и университет им. М. В. Ломоносова. Кстати, МГУ адвокатов как таковых не готовит.
Если таким критериям будет соответствовать непрофильный, негосударственный вуз, то его не ликвидируют. Практика показывает, что есть сильные непрофильные вузы, и для своего региона они незаменимы. Вопрос критериев очень сложный, и не надо делать резких движений. Заметьте, что президент Медведев тоже не даёт распоряжений закрыть все непрофильные вузы, обучающие юристов. Запреты порождают множество сопутствующих проблем. Например, где эти студенты продолжат учиться, куда деваться профессуре? Нужно сначала проработать социальные последствия мер по улучшению высшего юридического образования.
Сергей Суровов, ректор СГАП, профессор:
– Сроки, которые указал президент, очень сжаты. Осталось полгода. Самое главное – разработать стандарты юридического образования. А исходя из них, решим, будут дополнительные экзамены или нет. Теперь, после указа, может так случиться, что юридическое образование может не пойти по пути бакалавриата и магистрата. Возможно, это будет единое образование, без разбивки на уровни.
Сейчас уже всем понятно, что уровень профессиональной подготовки по юридическим специальностям выпускников непрофильных вузов дискредитирует выпускников профильных учебных заведений. Я считаю, что специализированных юридических вузов должно быть немного – по одному на каждый федеральный округ, в столичных – больше. И в любом случае это должны быть вузы, заслужившие авторитет своими научными и преподавательскими кадрами, опытом, историей, научной школой.
Дискуссия идёт даже вокруг сроков обучения. Я считаю, что оптимальной срок обучения юристов – 6 лет. Или хотя бы 5 лет, как сейчас. А предложенные два года магистрата – это невероятно мало. Люди должны этой наукой пропитаться! Юридическая работа очень специфична – много теории, много практики. Думаю, юридическое образование выходит на новый виток развития, станет более обособленным, кастовым во всей системе образования России.
Ассоциации юристов России уже выдвинула свои предложения
1. Усовершенствовать систему лицензирования и аттестации юридических вузов, ввести в том числе общественную аттестацию юридических вузов.
2. Составить рейтинг юридических вузов.
3. Прекратить приём студентов на юрфаки непрофильных вузов.
4. Ввести государственный квалификационный экзамен на право занятия определёнными видами юридической деятельности.
5. Создать перечень государственных должностей, для замещения которых необходимо обладать юридическими знаниями, в том числе сдавать квалификационные экзамены. В список внести мэров и губернаторов.
6. Внедрить систему госзаказа и целевого набора, выделить квоты для молодых специалистов в ведущих юридических вузах.
7. Разработать образовательные стандарты для обучения юристов.
8. Создать правовые школы-интернаты в Москве и Санкт-Петербурге для одарённых детей из регионов.