Расовая слепота или этническая идентичность

Оценить
Все хотят спасать молодёжь от негатива улицы, но не знают, как это сделать

Все хотят спасать молодёжь от негатива улицы, но не знают, как это сделать

Взрослые снова обсуждали на минувшей неделе стратегию воспитания детей. Собрались на круглый стол под мудрёным названием «Поликультурная компетентность как основа формирования нравственной молодёжи в современном гражданском обществе». И принялись дискутировать.

Перед началом заседания кто-то из участников (а в дом приёма официальных делегаций пришли руководители национальных общин, общественных организаций, представители мэрии, комитета общественных связей и национальной политики, районных комитетов образования) крикнул, мол, нечего заседать полтора часа, надо к молодёжи в вузы, училища идти. Крикуна осадили подозрением в некомпетентности: «Ну, если вы считаете, что наша молодёжь нравственна, то…»

Речь президента национального культурного центра закавказских народов «Кавказ» Эмилии Шария изобиловала цитатами из Аристотеля, Пушкина, Достоевского на тему нравственных устоев человека. В качестве удачного примера воспитания поликультурной компетентности Эмилия Гургеновна привела пятилетний опыт работы с молодёжью, посещающей центр. Показали слайды с кадрами выступлений на национальных фестивалях, на форуме «Мы – россияне», на акциях против терроризма, на встречах в домах престарелых, детских интернатах.

«Я была на мероприятиях Дня славянской письменности и культуры, там было очень мало молодёжи. Надо заполнить их свободное время, объединяться и спасать молодёжь от негатива улицы», – говорила ведущая.

Председатель комитета общественных отношений администрации Саратова Павел Грищенко предложил воспользоваться опытом Германии, где акцент делают на мероприятиях, которые позволяют национальным меньшинствам вливаться в немецкое общество. Например, в спортивных командах играют турки, немцы, русские, чеченцы. Там с детства приучают не замечать расовых различий. По его мнению, усилия нужно направить на то, «чтобы армяне, грузины, русские чувствовали себя в первую очередь россиянами, гражданами одной страны – России».

«А как же Конституция РФ, где записано, что Россия – многонациональная страна?» – вступил в спор президент национально-культурной автономии российских немцев Поволжья области Юрий Гаар. «Как тогда национальным меньшинствам сохранить свою уникальность? Не надо опыт Германии, США слепо накладывать на Россию. Давайте исходить из законов Российского государства, а значит, сохранять свою национальную идентичность. Скажите, в какой школе за последние три года ввели родной язык – татарский, армянский, казахский?» Этот оратор считал, что, если организовывать экскурсии для школьников в национальную деревню, дети «увидят, какая богатейшая культура у других народов, и не будут бояться «нерусских».

Специалист городского комитета по образованию Татьяна Богданова привела в пример международные и национальные лагеря для молодёжи, телемосты, СМС-акции, предложила ходить по школам и рассказывать детям об истории разных народов и даже не исключила устройств дефиле в национальных костюмах.

Всю дискуссию свёл на нет преподаватель ПАГСа, социолог Константин Мокин. Он призвал «оставить в покое этническую идентичность». «Эта идентичность нас и разделит. Пока мы будем разделяться на армян, азербайджанцев, русских – будут проблемы. Этнические различия не должны быть значимы, существенны для нас. Дома будь евреем, татарином, грузином, разговаривай на своём родном языке, но на улице ты – гражданин страны, в которой живёшь, и должен «играть по правилам» этой страны. Все мы – россияне, надо воспитывать расовую слепоту».

В итоге участники круглого стола сошлись на том, что причина межнациональных конфликтов скорее всё-таки недостаток нравственного воспитания молодёжи, а не отсутствие её поликультурной компетентности.