Взрослые о детях, а дети о взрослых

Оценить
На заседании своего клуба единороссы предпочли разделить людей на два сорта

На заседании своего клуба единороссы предпочли разделить людей на два сорта

Как победа Димы Билана на конкурсе «Евровидение» связана с любовью к родине? Можно ли называть российских хоккеистов, победивших на чемпионате мира, патриотами? А тех, кто болел за них, стоит ли так громко называть? А что такое вообще патриотизм? И что такое Родина? Зря вы думаете, что это вопросы для классного часа школьников начальных классов. Совершенно взрослые люди из государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» запутались в них окончательно и вместе искали ответ. Не нашли. Потому что патриотизм – он ведь у каждого свой. И можно сколько угодно писать в резолюциях и рекомендациях о том, что нужно изменить отношение СМИ к проблемам патриотического воспитания, но вырастить патриотизм искусственно не получится. Не в пробирке ведь живём, а в живой среде. И одно событие добавляет каплю любви на чашку весов, а другое – каплю сомнения.

Региональный координатор клуба Александр Ландо философские эти тонкости, надо думать, прекрасно понимает. Сказал участникам встречи, что до глубины души был тронут результатом опроса молодых людей в сельской местности. Результат на самом деле грустный. Ни один опрошенный, выросший в селе, не назвал работу в сельском хозяйстве престижной. Молодёжи, по наблюдениям Александра Ландо, подавай деньги, славу и власть. Но ведь их родители имели в системе своих жизненных ценностей и такую как бескорыстное служение родине. Что изменилось? Чтобы ещё больше заострить предстоящую дискуссию, Александр Соломонович ввернул мысль драматурга Островского. Не ручаюсь за дословность, но смысл был такой. Есть два сорта людей: либо патриот своего Отечества, либо мерзавец в своей жизни.

Проректор СГУ Дмитрий Чернышевский начал тут же углублять тему. У него был тоже тронувший его до глубины души пример настроений юного поколения. На каком-то из интернет-форумов он прочитал мысль, выраженную в таких словах: родина – это там, где тебе хорошо, а не там, где тебе выпало родиться. По мнению проректора Чернышевского, такое мировоззрение иначе чем разрухой в головах назвать трудно. А началась эта разруха с того, что раньше главное место в сознании людей занимал коллектив и его чаяния и нужды. Теперь иное. Не коллектив, а человек – пуп земли. И каждый этот пуп может думать об истории своей родины всё что угодно. Например, что Власов – герой. Или что хан Батый и православный святой Александр Невский – одно и то же лицо. Чтобы как-то притормозить эти тенденции, нужно воспитывать государственную идентичность. Государственный взгляд на историю – мощное средство в деле этого воспитания. И потому Дмитрий Чернышевский – за президентскую комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущербинтересам России.

Ведущий Александр Ландо попробовал сбить пафос оратора замечанием о том, что был бы жив Солженицын, то мог бы попасть под действие этого закона. И получил ответ, что настоящему художнику высказать свою мысль не помешают никакие объявленные кары.

Только вот интересно, как можно отличить настоящее от ненастоящего? Учитель истории Татьяна Тау рассказала о том, как она пытается объяснить детям, что не всему из того, что показывают по российскому телевидению, можно верить. Но если дети посмотрели два фильма о Власове и в одном он герой, а в другом предатель, то как ей доказать, что правы те, кто считает его предателем? В учебнике об этом не сказано прямо. Там приведены только факты.

– Учите детей думать! – посоветовал правозащитник Александр Никитин. Родина, с его точки зрения, начинается с возможности человека раскрыть свою личность. А все стенания о потерянном народом патриотизме – это романтизация рабства. Рецепт правозащитника был прост: власть должна перестать воровать и этим показать народу, что она любит родину.

– Воруют везде. И данный факт не имеет никакого отношения к патриотизму, – не согласился с правозащитником политолог Роман Чуйченко. И начал говорить о том, что любовь к родине, как и всякая вообще любовь, в принципе иррациональное чувство.

Ждать, когда оно возникнет само собой, бессмысленно, считает профессор ПАГСа Олег Фомин. У него тоже была своя история про юных россиян и рассказ про испытанное от общения с ними потрясение. В колонии для несовершеннолетних он проводил опрос, в ходе которого выяснил, что честь, уважение к старшим, вера, патриотизм у воспитанников начисто отсутствуют. Потому что они не читают хороших книг, не смотрят хорошие фильмы.

Ведущий дискуссии Александр Ландо согласен, что и книги, и фильмы, и учебники с государственно-патриотическим взглядом на историю и на окружающую действительность нужны. Но главное всё же не в материале, а в той личности, которая его преподносит. Он имел в виду учителей истории и литературы. По мнению Александра Ландо, именно учителя должны быть патриотами. Они должны источать энергию патриотизма.

Продолжить список энергетиков взялся ректор ПАГСа Сергей Наумов. Он сказал, что начинать следовало бы с рассмотрения патриотичности российской элиты и с отношения государства к кладбищам, на которых покоятся останки настоящих патриотов. Эту тему охотно поддержал единоросс-функционер Борис Шинчук. Он довёл до сведения патриотически настроенных участников дискуссии информацию о том, что на Воскресенском кладбище в Саратове потеряна могила Марины Расковой, в овраге на том же кладбище лежат останки солдат войны без всякой могилы, а с братской могилы новенькую табличку скрутили на следующий же день после появления.

– Почему мы говорим только о детях? – спросил собравшихся для обсуждения истоков любви к родине Борис Шинчук. И предложил немедленно начать проверку патриотической настроенности чиновников областного правительства. – Заставлял же всех Аяцков сдавать экзамены на знание Конституции. Теперь надо проверить уровень исторической культуры и образованности, чтобы понять, можно ли им доверять.

Вчерашние дети тоже выступили на заседании государственно-патриотического клуба. Молодой человек по имени Владимир спросил: «Кто может установить, что есть патриотизм? Я вот считаю, что Власов был героем и считаю себя при этом патриотом России». Финалист партийного проекта «Кадровый резерв» Ксения сама задала вопрос и сама ответила на него: «Почему в России нет патриотизма? Потому что страна не даёт условий жизни своим людям!» Ксения училась в США и ей есть с чем сравнивать. И уже этот факт выделял её среди остальных членов диспута. Депутат облдумы Галина Комкова, например, походя заметила, что патриотом считает того, кто имел возможность уехать за границу, но не уехал.

Пока я размышляла о том, то ли это намёк в сторону Ксении, то ли завуалированный комплимент самому знаменитому узнику России Ходорковскому, слово взял политтехнолог Эдуард Абросимов. Он объявил, что к собранию государственных патриотов имеет опосредованное отношение, так как является либерал-консерватором. Но молчать не может, потому что не согласен с тем, что ребёнка должны воспитывать школа, государство и патриотические клубы. Ребёнка должны воспитывать родители. У них есть право и обязанность корректировать поток информации, спускаемый в голову юного человека. Своего ребёнка Эдуард Абросимов воспитывает «строго для себя», патриотом семьи. Потому что, по мнению Эдуарда Абросимова, патриотизм – это вовсе не военные победы. А понимание того, что от тебя что-то или кто-то зависит. Если ты обихаживаешь дачу – ты патриот дачи. Если ты обихаживаешь страну – ты патриот страны.

Это было очень полезное и очень интересное мероприятие. Жаль только, что в пресс-релизы всё, что я здесь вспомнила из прозвучавших речей, не попало. И в резолюции, которую отправят наверх по вертикали в «Единую Россию», итог диспута выглядит списком мероприятий, призванных повысить уровень патриотического воспитания молодёжи.