Всё хорошо, но могло быть лучше

Оценить
Наследники РАО ЕЭС рассказали журналистам, как побороть сверхнормативы

Наследники РАО ЕЭС рассказали журналистам, как побороть сверхнормативы

Первый вице-президент холдинга «Комплексные энергетические системы» (КЭС) Андрей Шишкин селекторную пресс-конференцию по итогам отопительного сезона в стране начал с комплиментов коллегам и подчинённым: зиму 2008–2009 года энергетики встретили и провели достойно. С особой гордостью московский топ-менеджер рассказывал о небывалой ответственности, которая была возложена на плечи энергетиков после реформирования РАО «ЕЭС» – ведь все нерешённые проблемы «сваливать было не на кого».

Отлучённые дети выжили

Отвечая на вопросы журналистов, Андрей Шишкин уточнил, что КЭС выполняет далеко не все функции РАО. Но главная задача реформы – создание генерирующих компаний, которые могли бы конкурировать в области электроэнергетики – выполнена.

«И если наши компании производят тепло, скажем, в Ивановской области, то там они, конечно, монополисты, но в электроэнергетике появилась рыночная среда, – убеждал журналистов первый вице-президент холдинга. – Для меня это плохо – доходы компании падают, для населения хорошо – оно получает выбор, а значит, выигрывает».

Подводя итоги реформы РАО «ЕЭС», топ-менеджер КЭС, чуть замешкавшись, сказал: «Думаю, что она себя оправдала». Хотя бы потому, что вторая её цель заключалась в привлечении инвесторов в генерирующие компании, оборудование которых было сильно изношено. Сегодня почти все компании нашли инвесторов.

Богатые тоже экономят

Но журналистов итоги реформы РАО волновали меньше всего. Важнее было узнать: как сказывается кризис на работе КЭС? Как изменилась внешняя и внутренняя политика компании?

Технический директор КЭС-Холдинга Александр Фаустов не скрыл, что в первую очередь кризис выражается в падении потребления энергоресурсов предприятиями, сокращающими своё производство. В итоге энергетики недополучают товарную выручку, на которую рассчитывали. По утверждению технического директора, у холдинга есть три основных приоритета, которыми нельзя пренебрегать ни в какой ситуации. Это выплата зарплаты сотрудникам, плата за топливо и оплата ремонтных работ.

Кроме подсчёта потерь, КЭС приходится теперь экономить. Для начала – на управленческом аппарате. В распоряжении менеджеров всех уровней стало меньше автомобилей и секретарей. Многим пришлось проститься с одним из двух личных водителей. Также холдингу пришлось отказаться от услуг консультантов в области реформирования и консультирования. В общем, стало меньше всего того, что позволяли иметь «тучные годы». «Накопили жирок и теперь его подъедаем», – резюмировал Александр Фаустов.

Свой вклад в экономию должна внести система закупок, которая проводится большей частью на конкурсной основе. У холдинга есть выделенная торговая площадка в системе b2b, где можно выбирать лучшего из сотни подрядчиков и поставщиков.

Украсть у энергетиков – в порядке вещей

Андрей Шишкин определил жёсткую, но не новую позицию компании в долговом вопросе: «Наши закрома не резиновые, долги являются серьёзной угрозой следующему отопсезону». Общая дебиторская задолженность по холдингу составляет 18 миллиардов рублей. Это долги, скопившиеся с 2006 года и по текущий день.

У каждого региона был один шанс на один вопрос. Из Саратова спросили о мерах реагирования компании на поведение злостных неплательщиков. Первый вице-президент холдинга ответил, что нельзя рассчитывать на эффективность разовых мероприятий – отключение тепла или обращение в прокуратуру и суд. Надо менять сознание, учить понимать, что платить за тепло нужно, как за хлеб.

«Почему вы приходите в булочную – и у вас даже мысли не возникает схватить хлеб и убежать?» – подхватил технический директор. И сам же ответил на свой вопрос: потому что это уголовное преступление. «А украсть у энергетиков считается в порядке вещей. Даже почётно». Энергетиков такое отношение к продукту их труда приводит в негодование.

Скорее виноваты или скорее обмануты?

Директор саратовского филиала Волжской территориальной генерирующей компании (ВоТГК) Вячеслав Янков вступил в разговор с саратовскими цифрами.

По его словам, дебиторская задолженность с начала года выросла на 700 миллионов рублей. И теперь общий долг потребителей перед поставщиком составляет 2 миллиарда рублей. Янков винит в создавшейся ситуации управляющие компании, которые «не оплачивают в полном объёме даже нормативное потребление».

На журналистский вопрос, почему это происходит, директор предложил два варианта ответа. Либо не платят потребители, либо люди платят, а потом эти деньги оседают в карманах руководителей УК. А пока они там оседают, компания вынуждена покрывать прорехи заёмными средствами под высокие проценты.

Задолженность потребителей существенно осложняет компании решение насущных проблем: оплату топлива, услуг Водоканала, электроэнергетиков, выплату налогов и зарплаты. При этом, как выяснилось, львиная доля долгов приходится всё-таки на «сверхнормативное потребление» по выставленным корректировкам.

Три дороги к согласию

От корректировок, по мнению главного саратовского энергетика Янкова, потребителей избавит в долгосрочной перспективе установка счётчиков, а в краткосрочной – жест доброй воли со стороны областной власти, в случае если она решит взять на себя покрытие сверхнорматива. Хотя «сверхнормативное потребление» и «корректировка» – абсолютно естественные явления, считает Янков.

В Саратове, пытается объяснить он, одни из самых низких нормативов по сравнению с соседними городами и даже областями. По мнению Янкова, норматив надо рассматривать как аванс, а корректировку как окончательный расчёт. Если и этот вариант объяснения не принимается, нужно увеличить норматив, тогда корректировок либо не будет вообще, либо они будут в отрицательную сторону.

Только платить от этого люди меньше не будут: «Бывает, что прибор учёта выдаёт показания выше тех, что вычисляются балансовым методом».