Недоверчивый народ

Оценить
Речь пойдёт не о коррупции. А о том, как воспринимают россияне практически любые действия или заявления властей. Воспринимают, если не совсем грубо, так: «Опять на нас нажиться хотят».

Речь пойдёт не о коррупции. А о том, как воспринимают россияне практически любые действия или заявления властей. Воспринимают, если не совсем грубо, так: «Опять на нас нажиться хотят».

Это происходит вовсе не потому, что мы такой подозрительный и злой народ. Нет, просто чиновники всех уровней в последние восемь лет убедили нас, что всё, что они делают, они делают для себя, нежно любимых. Правда, говорят, что делают это ради нас или во имя интересов государства. Кстати, вы заметили, что в эти же исторические сроки произошло резкое разделение интересов государства и народа?

Приводим иллюстрацию. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что летний отдых в Испании может быть вреден для здоровья россиян по причине гриппа A/H1N1. И он, Онищенко, не рекомендует россиянам ездить на всякие там Коста-дель-Соль и Коста Дорада.

Я позвонил знакомому менеджеру туристического агентства. И услышал в ответ: «Не стоит обращать внимания. Испанцы заявили, что у них всё в порядке. А Онищенко, наверное, турки попросили». То есть мой знакомый подразумевал, что турки, обеспокоенные оттоком туристов, могли попросить главного санитарного врача нашей державы подсобить им.

Сначала я хотел возмутиться и заступиться за г-на Онищенко. Но вспомнил, как последовательно злейшими врагами здоровья россиян Онищенко объявлял:

прибалтийские шпроты;

молдавский коньяк;

грузинскую минеральную воду и вина;

польское мясо.

Каждое такое вето совпадало с обострением политических отношений нашей страны со странами-производителями вредоносной продукции. Уже этой весной санитарно-надзорное ведомство запретило ввоз свинины из нескольких американских штатов. Хотя к тому времени специалисты-вирусологи однозначно признали: к свиньям «свиной» грипп отношения не имеет. Эксперты посчитали решение санитарного надзора мерой по защите отечественных производителей мяса от конкурентов.

С другой стороны, вполне возможно, что г-н Онищенко чист как младенец и ни о чём кроме как о нашем здоровье не печётся. Но, как уже было сказано, все действия наших чиновников россияне рассматривают исключительно как направленные на их личную выгоду.

Увеличение штата инспекторов, проверяющих пассажиров авиарейсов, оснащение инспекторов тепловизорами и другие меры в Интернете однозначно называют освоением бюджета. Ну, вы понимаете, что подразумевает словосочетание «освоение бюджета».

Однозначно – в штыки – была принята инициатива министра МЧС Сергея Шойгу по оснащению автомобилей алкотестерами. И опять по той же причине: «Нажиться на нас хотят». Люди вообще ни в чём чиновникам не верят. Опубликованные недавно декларации наших начальников ничего кроме иронической жалости не вызвали. «Как же вы живёте, бедные?» По данным ВЦИОМ, 70 процентов россиян декларациям не поверили.

Инициатор нынешнего этапа борьбы с коррупцией Дмитрий Медведев далёк от радужных настроений. «Успехов (в борьбе с коррупцией. – Д. К.) пока не видно», – не так давно сказал он. И подписал пять новых указов, направленных против коррупции. Правда, создаётся впечатление, что Медведев сражается в одиночку. От других ведущих наших политиков радикальных заявлений на эту тему что-то не слышно.

Большая часть населения, по данным соцопросов (60 процентов), уверена, что коррупция непобедима. Да и парламент как-то не определился. И вот тому пример: Госдума запретила размещать в Интернете «позорные доски» с именами госслужащих, совершивших должностные преступления.

Законопроект с идеей сетевой «позорной доски» был внесён в 2007 году. Предполагалось, что правительство будет размещать на своём официальном сайте информацию о лицах, осуждённых за должностные преступления по девяти статьям Уголовного кодекса: злоупотребление должностными полномочиями и их превышение, нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность.

Но у фракции главной партии страны нашлись-таки причины защитить проворовавшихся чиновников. Законопроект отклонён депутатами под предлогом конфиденциальности сведений о судимостях чиновников.

Никакой это не секрет, общество должно знать, кто и как живёт на наши деньги. Но всем давно уже ясно: депутаты и чиновники – братья по крови. Особенно тогда, когда начинается распил государственных средств.

На днях министр юстиции России Александр Коновалов сказал, что в коррупции заинтересованы 25 процентов россиян. Интересно, кого больше среди «заинтересованных» – учителей-врачей-сантехников или же депутатов с чиновниками?