К шаечке по карточке

Оценить
Мы будем первыми провинциалами с электроникой в муниципальных банях

Мы будем первыми провинциалами с электроникой в муниципальных банях

Общественные бани в Саратове решили оснастить электронной системой учёта посетителей. Об этом сообщили на заседании комиссии по градостроительству, ЖКХ, архитектуре и земельным ресурсам Саратовской городской думы. Объявлено, что цель этого саратовского ноу-хау – добиться экономии ресурсов и расходов, а заодно и увеличения доходной части банно-прачечного хозяйства. «Газета недели в Саратове» попробовала выяснить, каким образом дорогостоящая электроника может помочь в достижении намеченной цели.

Программная позиция

Словосочетание «общественная баня» сегодня вызывает самые разные реакции и ассоциации у современных горожан. Ибо само понятие это – «общественная баня» – бытует только в городах. В сёлах все бани частные и имеются практически в каждом подворье.

Так вот, одни горожане умилённо заявляют, что баня, мол, настоящий ритуал и просто замечательное место: «Шаечку возьмёшь, в парилочке с мужичками посидишь – красота…» Другие при упоминании общественной бани брезгливо морщатся: «В квартире никогда не было горячей воды, поэтому баню приходилось посещать вынужденно. Никаких светлых впечатлений».

Однако знатоки и ценители бани дают ей поистине универсальное определение: «Это не прихоть, а средство достижения чистоты и здоровья для тела и души человека». Получается, что, какова бы ни была цель похода в сие заведение (здоровье тела и чистота души или наоборот), ясно одно – люди в баню ходят.

Вот, например, в прошлом году действующие ныне шесть муниципальных городских общественных бань посетило 256 тысяч человек. А так как цифра эта весьма условная и приблизительная, потому что посчитали банщики только проданные в бани билетики, городское предприятие «Банно-прачечное хозяйство» решило учёт посетителей бань усовершенствовать.

Директор МУП «БПХ» Сергей Нестеров нам так и сказал: «Пора навести порядок в учёте посетителей и по времени, и по количеству». Как пояснил Сергей Анатольевич, довольно частыми стали случаи, когда желающие попариться в общественной бане проходят туда «мимо кассы» или выходят оттуда гораздо позже оплаченного времени. Отсюда, мол, и нехватка финансовых доходов и излишки в расходах.

На самом деле принять решение о внедрении какой-нибудь суперсовременной технологии с целью повысить эффективность всего предприятия руководство МУП «Банно-прачечное хозяйство» вынудили городские депутаты.

Гордепы уже четыре года пристально следят за работой этого МУПа и периодически поднимают вопрос эффективности при рассмотрении отчётов о его финансово-хозяйственной деятельности и утверждении тарифов на услуги предприятия.

Повысить свои показатели МУП «БПХ» вместе с курирующим его городским комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству долгое время старались за счёт повышения тарифов на услуги бань. Однако решением депутатов Саратовской городской думы тарифы всё время сохранялись на прежнем уровне. Сегодня в городских банях действуют цены, принятые ещё в 2006 году (баня 1,5 часа – 80 рублей, общий душ – 35 рублей, номер – 60 рублей, сауна – 400 рублей).

Выход из создавшейся ситуации, по словам Сергея Нестерова, его МУПом и комитетом по ЖКХ города был найден совместными усилиями. Переломить настроения депутатов и их отношение к банному хозяйству решили не мытьём, так катаньем. Разработали целую программу по усовершенствованию как самого банно-прачечного хозяйства, так и качества его услуг. Здесь и ремонт помещений и зданий (на начало которого уже в этом году город выделил 10 миллионов рублей), и внедрение чувствительных к присутствию человеческих тел водных установок («Вот стоит человек рядом с краном – вода идёт, отошёл он – вода течь перестала», – поясняет Сергей Анатольевич), и, собственно, установка в банях турникетов.

Будет в наших банях как в Москве

«В наших банях будет современная система учёта посетителей, которая сегодня действует только в Москве, – рассказывает нам директор БПХ Сергей Нестеров. – Мы узнавали, у наших соседей (в Пензе, Самаре, Волгограде и др.) этого нет. Мы будем первыми».

Принцип действия этой современной турникетной системы Сергей Анатольевич описал так: посетитель, придя в баню, как обычно оплатит нужное ему время в кассе. Но вместо привычного талона он получает пластиковую карточку, в которой будет указана стоимость помывки и категория клиента. С помощью этой карточки посетитель пройдёт через турникет, который с карточки информацию считает и зафиксирует.

Чтобы покинуть баню, посетителю снова придётся воспользоваться пластиковой карточкой, выданной ему при входе. И вот тут умная система учёта якобы должна проявить себя во всей красе и сообщить «куда надо», уложился ли человек в оплаченное время или превысил его. Если превысил, посетителя проводят к кассе для внесения дополнительной суммы за дополнительное время. Предполагается, что сделать это будет просто, ведь, по словам господина Нестерова, за каждым посетителем бани присматривает банщик.

Инициаторы этого эксперимента полагают, что система не просто позволит контролировать время пребывания посетителя в бане, но и увеличит доходы учреждения до 5 процентов. Но главное – будет наконец формироваться отчётность по каждой бане по всем категориям граждан.

В МУПе успели выяснить и стоимость необходимого оборудования – порядка 250–300 тысяч рублей, и срок его окупаемости – 1 год. Только вот где это оборудование брать, руководство «Банно-прачечного хозяйства» ещё не решило.

«Однозначно в Москве, – заявил нам Сергей Нестеров. – Там есть несколько организаций, занимающихся поставкой этой техники. Мы ещё не выбрали, в какую из них обратиться. А больше, собственно, негде. В других регионах это оборудование никто не делает и не продаёт».

На вопрос об источнике средств на покупку турникетов директор БПХ сообщил, что на первый, пробный, экспериментальный турникет МУП потратит собственные средства. «Наш годовой бюджет составляет порядка 40 миллионов рублей. Больше половины этих денег предприятие зарабатывает само, – рассказывает Сергей Анатольевич, – поэтому на покупку одного турникета мы деньги найдём. А вот если эксперимент удастся и будет принято решение оснастить ими все городские бани, то необходимые для этого средства мы будем запрашивать у города».

На тарифах новая система учёта, как сообщил наш собеседник, пока никак не скажется, то есть техническое новшество услуги предприятия дороже не сделает.

Ставить эксперимент руководство БПХ решило в бане № 11 на улице Университетской. Уже намечены приблизительные сроки его реализации: конец сентября – начало октября.

Турникет банщика не заменит

Однако что-то в рассказе главного саратовского банщика меня смутило. То ли его уверенность в эффективности внедряемой системы учёта, то ли проскальзывающее в его речи стремление стать своего рода новатором, то ли наивное предположение нового директора, что турникеты и пластиковые карточки на самом деле помогут баням экономить воду и деньги.

Попытаться развеять или подтвердить сомнения решила в одной из муниципальных общественных бань. Антонина Михайловна, представившаяся как «мастер бани», сообщила, что про намерение поставить в помывочных заведениях турникеты она слышала, но пока плохо себе представляет, как «это будет работать и что это изменит».

«Вот у нас сегодня как? Приходит человек в баню, покупает билет на стандартные полтора часа. Банщик, следящий за общим отделением, записывает, во сколько этот посетитель зашёл в помывочную, и по истечении оплаченного времени напоминает, что, мол, «товарищ, пора выходить». Кто-то, узнав, что время истекло и знает об этом не только он, но и банщик, выходит сразу. Но есть и те, кто наотрез отказывается выходить и продолжает сидеть и два часа, и два с половиной. А банщикам приходится ходить и давить таким засидевшимся на совесть», – рассказывает «мастер бани» Антонина Михайловна.

По её словам, такое вот пристальное слежение за временем пребывания в бане каждого посетителя, которое сейчас обеспечивается её сотрудниками даже без турникетов, изрядно распугало клиентов, даже часть постоянных. «Очень много народу от нас ушло в Энгельс. В их банях за временем никто не следит, оплатил ты полтора часа, а просидел там все три, это никого не волнует, никто там тебя выгонять не будет, – рассказывает наша собеседница. – Из тех, кто от нас туда ушёл, никто не вернулся».

Представить себе, что турникеты избавят банщиков от обязанности ходить и напоминать задержавшимся о времени и направлении выхода, Антонина Михайловна не может: «Ну, вот вошёл посетитель в баню через турникет и что? Дальше-то за ним всё равно банщик наш ходить будет».

Рассуждать о том, как новая турникетная система будет способствовать экономии воды, наша собеседница и вовсе не стала. Гораздо нужней для этой цели, по её мнению, та самая чувствительная водная установка, которую директор Нестеров пообещал учреждениям. «Вот этому мы будем рады гораздо больше. Я хоть знаю, как это работает, потому что видела эти краны в частных банях. Это вещь нужная, и экономия будет большая. А про турникеты что говорить? Раз начальство решило ставить, значит, надо. Поставят – посмотрим», – резюмировала «мастер бани».

***

В настоящее время в ведомстве МУП «Банно-прачечное хозяйство» девять муниципальных общественных бань. Из них функционируют шесть:

Баня № 1 – ул. Антонова, 16;

Баня № 8 – 2-й Комсомольский пр., 8;

Баня № 10 – пр. Энергетиков, 7;

Баня № 11 – ул. Университетская, 61;

Баня № 18 – ул. 4-я Нагорная, 30;

Баня № 21 – ул. Огородная, 160/1.

Бани № 4 (ул. Большая Горная, 116) и № 7 (ул. Кутякова, 44) начнут работать с июня текущего года, а баня № 16 по проспекту Энтузиастов, 56, которая была закрыта ещё в 2002 году, должна быть введена в эксплуатацию в 2010 году.