Меньше куришь – крепче спишь
Организация «Будущее» и реготделение ЛДПР спорят о том, кто остановит табачную фабрику
На минувшей неделе региональное отделение ЛДПР, начавшее борьбу с единственным производителем сигарет в регионе ещё в июне 2008 года, объявило о продолжении своей «масштабной и долгосрочной» акции протеста.
Основной посыл пикетчиков дублирует прошлогоднее обращение нескольких тысяч жителей Саратова к президенту страны, Госдуме, депутатам областной и городской дум с требованием вынести производство за черту города.
В качестве доказательства правильности своей позиции противники присутствия табачного производства в Саратове обращают внимание на тот факт, что главный государственный санитарный врач по Саратовской области Алексей Данилов якобы «вынес замечания по работе фабрики». В своём пресс-релизе либерал-демократы сообщают и о том, что региональное управление Роспотребнадзора даже подало на БАТ-СТФ в суд «по ряду вопросов в их деятельности». Правда, на конкретизации этого самого «ряда вопросов» пикетчики заострять внимания не стали.
«Газета недели в Саратове» поинтересовалась у руководства БАТ-СТФ, не мешает ли ей столь пристальный интерес и столь открытая неприязнь со стороны реготделения ЛДПР. Генеральный директор ОАО «БАТ-СТФ» Валерий Поздняков ответил, что компания не намерена реагировать на выпады со стороны либерал-демократической партии – «предприятие работает и будет работать в обычном режиме».
– Мы воспринимаем действия активистов саратовского отделения ЛДПР как циничную попытку привлечь к себе внимание общественности и использовать имя «Бритиш Американ Тобакко» в пропагандистских и популистских целях. Организаторы пикета искажают факты деятельности предприятия, сведения о его собственниках и экологической обстановке вокруг фабрики.
Пресс-служба предприятия расширила директорский комментарий сообщением о том, что общий для экономик всех стран кризис никак не отразился на работе фабрики. Поэтому таких проблем, как, например, задержки заработной платы работникам или сокращение их численности, у БАТ-СТФ не возникает. На фабрике сегодня работает свыше 900 жителей Саратова. Средняя заработная плата на предприятии составляет более 33тысяч рублей в месяц.
С уплатой налогов, по данным пресс-службы компании, вопросов тоже нет. «В 2008 году выплаты ОАО «БАТ-СТФ» в бюджеты всех уровней превысили 5,7 миллиарда рублей, в том числе 192 миллиона рублей ушли в консолидированный бюджет области и внебюджетные фонды», – сообщили нам в компании.
В январе – марте 2009 года БАТ-СТФ получила 80 миллионов рублей чистой прибыли, против 33 миллионов чистого убытка в первом квартале 2008 года, которые на предприятии объяснили значительными выплатами кредитов после реконструкции производства. Мощности фабрики по завершению реконструкции увеличились на 36 процентов и достигли уровня 45 миллиардов сигарет в год. Выручка от продаж выросла на 7 процентов – до одного миллиарда 105 миллионов рублей.
Природой неугасающего протеста мы поинтересовались в реготделении ЛДПР, а заодно спросили, не считают ли в партии, что в сложное для промышленников время можно повременить с пикетами.
Координатор саратовского отделения партии Александр Конобеев заявил нам, что понятие «кризис» к саратовской табачной фабрике не применимо: «Кризис может быть у кого угодно, но только не у табачки». Далее господин Конобеев начал настаивать на том, что вопросы, поднятые его партией, это «наши общие вопросы». Так как касаются здоровья каждого человека и особенно здоровья детей: «Они снижают цены на сигареты, чтобы люди больше курили, молодёжь подсаживают. Нужно же внушать молодым обратное, делать курение немодным».
По словам координатора реготделения ЛДПР, за стремление выжить фабрику из города либерал-демократов совершенно безосновательно обвиняют в популизме. «Мы не призываем совсем закрыть предприятие. Но какого чёрта ему делать в центре города?! Какие бы очистные сооружения у себя они ни ставили, воздух чище не становится. Это же самая настоящая оккупация. Пусть они ставят своё производство где-нибудь в области, – заявляет наш собеседник. – Мы не остановимся, пока своего не добьёмся!»
На этой же неделе президент Саратовской региональной общественной экологической организации «Будущее» Вячеслав Мальцев поспешил оповестить саратовские СМИ о том, что «информация ЛДПР об их участии в акциях является грубой ложью». По его словам, ни эта и ни какая другая политическая партия к экологическим акциям протеста отношения не имеют. Разрешение администрации города на все нынешние и последующие мероприятия, как заявил Мальцев, получены на имя исполнительного директора СРОО «Экологическая организация «Будущее» Кармишина».
Александр Конобеев в ответ на этот выпад заявил, что Мальцев – «хороший пиарщик», который ловко пользуется наработками ЛДПР, «как всегда, на всё готовенькое». «Наши активисты всегда получали и получают разрешение администрации на проведение пикета на себя как на физические лица, – сообщил он. – Если Мальцев уверяет, что на пикеты выставляются только его люди, то пусть он уточнит у них, в какой именно партии они состоят. Наши пикетчики – члены ЛДПР».
Министр промышленности и энергетики области Александр Никонов,у которого мы спросили, воспринимает ли минпром все эти пикеты всерьёз, объяснил, что,как бы ни волновали всех вопросы экологии, задача министерства промышленности заключается в обеспечении промышленного производства.
«К сожалению, мне непонятны шаги, направленные на остановку деятельности такого предприятия, как ОАО «БАТ-СТФ», – недоумевает министр. – Мы неоднократно справлялись о соответствии фабрики требованиям экологической безопасности в надлежащих инстанциях. По результатам многолетних исследований атмосферного воздуха, на прилегающей к фабрике территории превышения предельно допустимых концентраций выбросов табачного производства не зафиксировано.Это подтвердили и областной комитет охраны окружающей среды и природопользования, и региональное управление Роспотребнадзора, и управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Саратовской области».
Министр Никонов также отметил, что в советские времена экологического вреда от фабрики было гораздо больше.
Если сегодня есть вопросы к деятельности ОАО «БАТ-СТФ», то их необходимо рассмотреть на межведомственной комиссии, – считает Александр Никонов. – Но остановка этого производства негативно скажется как на рынке труда, так и на налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней. В любом случае, уровень развития современных технологий создаёт большие возможности для компромисса между производством и окружающей средой. Ещё замечу, что лично сам не курю, и если бы люди меньше курили, то поводов для протеста было бы меньше».