КТОС подаёт SOS

Оценить
В период всеобщей вертикализации власти создаётся впечатление, что местное самоуправление никому не нужно. А все разговоры о его необходимости, так же как и заклинания о гражданском обществе, не более чем сотрясание воздуха.

В период всеобщей вертикализации власти создаётся впечатление, что местное самоуправление никому не нужно. А все разговоры о его необходимости, так же как и заклинания о гражданском обществе, не более чем сотрясание воздуха.

Но в Саратове есть человек, который с этим утверждением категорически не согласен. Это – председатель Ассоциации самоуправляемых территорий Александр Джашитов.

– Александр Эммануилович, в развитых странах местное самоуправление считается основой гражданского общества, панацеей от бардака. А у нас – шума много, порядка и гражданского общества – минимально. Почему?

– Причин много. Назову две основные. Первая: некоторые граждане разуверились в том, что можно самим решать отдельные вопросы на территории района, города. С другой стороны, государство и партия, стоящая у руля, не проявляют политической воли поддерживать местное самоуправление. Да и само это понятие воспринимается слишком узко. Например, в федеральном послании президент подчеркнул необходимость того, чтобы граждане занимались самоуправлением. Но в другой части послания определил местное самоуправление только как органы местного самоуправления. А на самом деле участие и осуществление гражданами местного самоуправления предполагает различные формы: публичные слушания, конференции, сходы, собрания, референдумы, территориальное общественное самоуправление. Если публичные слушания худо-бедно у нас проходят, причём инициированные сверху, то сходы редки, а референдумы практически невозможно провести. Нет политической воли.

Мы на днях, кстати, приняли обращение к Медведеву, Володину и Глыбочко. Обращение звучит так: «КТОС подаёт SOS».

– Всё так плохо?

– К сожалению. И эта ситуация не текущего дня. Она складывалась постепенно. Если до 2004 года мы развивались (самый удачный период с 2001-го по 2004 год), когда территориальное общественное самоуправление получало муниципальный заказ на конкурсной основе, чего нигде в России не было, то с 2004 года ситуация резко изменилась. В 2004 году нам отказали в поддержке деятельности правоохранительной направленности. Сейчас, например, Госдума хочет принять даже закон о дружине. А у нас в тот период при КТОСах действовали дружины.

– И вы реально следили за порядком?

– Естественно, мы не ходили с пистолетами, мы помогали милиции проводить работу с несовершеннолетними, выявляли наркоманов, проводили обходы подвалов, работали с малообеспеченными семьями, семьями, где пьющие родители. Наши добровольцы получали очень маленькую сумму за дежурства.

– Зачем вообще нужно дублировать функции правоохранительных органов?

– Вы повторяете ошибку некоторых наших депутатов. Мы не дублировали чужих функций, не боролись с бандитами, не проводили задержаний и арестов. Приведу один лишь пример. В Октябрьском посёлке председатель дружины, бывший десантник, организовал трёх бабулек, которые ему сообщали, где какие безобразия происходят. И он очень быстро навёл в посёлке порядок.

Неслучайно Госдума решила возвратить дружины. Только у нас такое возможно: сначала уничтожить, а потом пытаться наладить заново.

В том же 2004 году была свёрнута наша информационная деятельность. Мы издавали информационные бюллетени, распространяли текущую информацию, поступающую от администраций районов и города, доводили её до населения. Существовала и обратная связь: население ставило проблемы, которые необходимо решить, перед администрациями.

В 2006 году нам отказали в поддержке самой главной сферы – социальной. Наша работа заключалась в помощи и поддержке малообеспеченной части населения, не охваченной социальными учреждениями. Помимо поддержки администрации, мы привлекали средства депутатов, местных предпринимателей, благотворительных фондов. Проводили мероприятия для пожилых людей, ветеранов, инвалидов, подростков, молодёжи, организовывали поздравления с праздничными датами, поздравления столетних. Подчёркиваю, это касалось тех людей, которые были обделены заботой администрации. Помощь администрации не доходит непосредственно до территорий. Если мероприятия проводятся, то на них приглашают ветеранов, чьи имена на слуху, малообеспеченные семьи, стоящие на учёте. А мы хорошо знаем своих людей и видим, кто нуждается в помощи. Кроме того, мы поддерживали подростковые клубы, проводили различные конкурсы самодеятельности. Конечно, при помощи администрации. Мы всегда говорили, что, если нас поддержит администрация, мы много пользы принесём. А сейчас те же клубы подростковые и органы общественной самодеятельности по месту жительства просто погибают.

В 2007 году мы в последний раз провели трёхуровневую спартакиаду среди КТОСов (всего их было четыре): в микрорайонах, затем среди районов, финальная часть проходила на стадионе «Динамо». Кто, если не мы, мог бы провести соревнования в микрорайонах, если в администрации района всего один человек, отвечающий за физическую культуру? Обратите внимание, какие виды спорта были в спартакиаде: шашки, перетягивание каната, игра «чапаевцы» (электронный вариант), лапта, скакалка, футбол и другие. Причём в команде по некоторым видам спорта обязательно присутствовал один ветеран. Мы старались объединить поколения.

В 2008 году нам отказали в безвозмездном пользовании помещениями, а в 2009-м и в поддержке деятельности в сфере ЖКХ. Мы проводили субботники, озеленения, занимались обустройством детских и спортивных площадок. Что касается территорий, принадлежащих многоквартирных жилым домам, их обслуживают управляющие компании или ТСЖ. Мы же обустраивали муниципальные земли и, в отличие от управляющих компаний, с граждан денег не брали. В этом году мы не получили от администрации ни рубля на нашу деятельность.

– Вам их по закону нельзя выделять, кажется?

– С 2004-го по 2008 год действовало решение Саратовской городской думы по передаче отдельных полномочий администрации города комитетам территориального общественного самоуправления и выделению для их реализации необходимых материальных и финансовых ресурсов. Но к концу 2008 года оказалось, что этого делать нельзя, а можно только через выделение субсидии. И сейчас начался процесс, чтобы в бюджете города были заложены субсидии под ТОС. Приведу примеру: по нашим следам шли Пермь, Волгоград, Тверь, их представители приезжали к нам учиться. А сейчас в той же Перми порядка 20-ти КТОСам выделяют 16 миллионов рублей, причём отдельной строкой на содействие их деятельности. У нас же в лучшие времена на все 30 КТОСов выделялось чуть больше пяти миллионов рублей. В этом году КТОСы не получили ни рубля. Они гибнут.

Сейчас мы добиваемся, чтобы Гордума внесла изменения в бюджет по выделению субсидий, хотя бы в половинном объёме от прежнего финансирования (порядка 2,8 миллиона рублей), но с пониманием в гордуме у нас большие проблемы. Когда Думу представляли люди, избранные от конкретных территорий, мы находили с ними общий язык. С «проектами партии» гораздо сложнее.

Плюс появился ещё один затор: в новом законе с 2005 года необходимо утверждать границы КТОСов, которые устанавливаются решением Саратовской городской думы. Положение о территориальном общественном управлении для установления границ требует предоставления двух документов. А комиссия по местному самоуправлению обязала нас предоставить восемь. Закончилось всё вообще тем, что Гордума приняла решение проверить легитимность создания КТОСов. Хочу подчеркнуть: проверять легитимность КТОСов дума не имеет права. КТОСы – это некоммерческие организации, которые входят в систему местного самоуправления. Они самостоятельны в рамках своих полномочий. Вот если мы заключили договор с администрацией, нам выделили средства под определённые полномочия, мы обязаны выполнять договорённости. Это правильно. А проверять и контролировать КТОСы могут граждане, проживающие на территории; администрация района, которая регистрирует Устав КТОСов по поручению администрации города; управлении юстиции по Саратовской области, куда мы ежегодно подаём отчёт о нашей деятельности.

– А зачем вам вообще всё это надо, почему не плюнуть и не заняться чем-нибудь другим?

– Хороший вопрос. Когда я три года преподавал в Алжире математику (сейчас преподаю теоретическую механику в СГТУ), был в сборной команде по волейболу. Мой знакомый француз, которого в любое время суток позови играть, поедет, называл нас с ним «mordu duvolley-ball» – «укушенный волейболом». Вот я своих председателей КТОСов называю «mordu dupouvoirlocal» – «укушенные самоуправлением». И когда меня спрашивают, что ты всё это не бросишь, отвечаю: жалко. Тем более не хочу бросать в таком положении. Вот как только наладим работу, финансирование, пожалуй, уйду.

– Можно ли вообще создать самоуправление сверху посредством закона, или потребность в самоуправлении должна исходить от граждан?

– Знаете, когда говорят, что местное самоуправление не зависит от государства, это не так. Есть государственная власть, ей всё подчиняется – и федеральное управление, и управление субъектами федерации. А местное управление находится внутри системы и подчиняется всем законам, которые издают федералы и субъекты. Государственная власть очень сильно может влиять на местное самоуправление. Например, при Дмитрии Фёдоровиче Аяцкове КТОСы не были так беззащитны, каждый год получали премию, развивались. Нынешняя власть иногда не отличает КТОСы от ТСЖ.

Поэтому государственная власть должна создать условия для осуществления и развития местного самоуправления. Необходимы три условия. Первое: достаточная правовая база (не только федеральные законы, но и соответствующие решения субъекта и представительных органов власти). С этим, кстати, у нас в области более-менее прилично. Второе: должна осуществляться финансовая поддержка, причём не в виде копеечных грантов, а такая, чтобы люди могли нормально выполнять возложенные на них полномочия. И третье: политическая воля. В учебнике администрации коммуны Цюриха есть фраза: «Тот, кто выступает от имени администрации, – не король, дающий приказания, а согражданин, который должен оказывать услугу обществу и населению. И он должен отдавать себе в этом отчёт. Администрация – это форма услуг, а не форма власти». Но как только я произношу эту фразу среди наших властей предержащих, они начинают на меня волком смотреть. Потому что у нас многие во власть идут по двум причинам: отхватить бюджетный пирог и сохранить неприкосновенность.