Отведай, государь, из нашего кубка…

Оценить
Справиться с отсталостью водоканальной системы под силу только президенту

Справиться с отсталостью водоканальной системы под силу только президенту

Ежегодно в Саратове на водопроводных и канализационных сетях возникает около 10000 аварий. В Санкт-Петербурге ежегодно насчитывают до 2000 прорывов водопроводных сетей. В сетях водоснабжения в Лейпциге происходит максимум 4 утечки в год (площадь Лейпцига всего в 1,3 раза меньше площади Саратова). Складывается ощущение, что и по качеству питьевой воды сравнение получится не в нашу пользу. Почему?

Когда драгоценная вода потечёт по улицам

Однажды на семинаре Клуба региональных журналистов исполнительный директор группы компаний «Росводоканал» Михаил Никольский высказал прямо-таки крамольную для сознания рядового обывателя вещь. «Хотите качественные услуги? – спросил он. – Надо повышать тарифы».

Тарифы на водоснабжение в России по сравнению со странами Европы, по данным лучшего водоканального специалиста в стране Никольского, минимальны. В то время как объёмы потребления – максимальны.

Пока население Дании и Германии, потребляя 100 литров на человека в сутки, платит 3 доллара за куб холодной воды, мы со всей широтой русской души умудряемся (по нормам) получить и слить более 300 литров воды ежедневно. С гарантированной оплатой около 15 рублей за куб.

Михаил Никольский считает, что такая цена несёт информативную функцию, она говорит потребителю: если дёшево, значит, трать воду сколько хочешь.

И пока россияне потребляют максимум, оплачивая минимум, у водоканалов увеличиваются так называемые невозвратные расходы – траты на электроэнергию, заработную плату растущему штату. В то время как расходы возвратные – те самые трубы, коммуникации – сокращаются.

Скоро на возвратные тратить будет просто нечего. Инфраструктура ЖКХ не сможет обновляться до тех пор, пока в стране будут существовать высокие объёмы потребления и низкие тарифы.

Повышение тарифов на воду должно стимулировать к экономии не только население, но и сами водоканалы. Когда драгоценная вода потечёт по улицам города, руководство компании-оператора будет вынуждено грудью ложиться закрывать эти прорывы. Ведь, только по официальным данным, до потребителей не доходит от 20 до 40 процентов воды. А сколько на самом деле её уносится по улицам, только благодаря прорывам на сетях?

Функция тарифов из информационной должна стать стимулирующей.

Французские тендеры

Муниципалитеты во Франции наделены большими полномочиями. Например, государство отдало им функции водоснабжения. И теперь муниципалитеты заключают контракты на оказание услуг водоснабжения с крупными компаниями, у которых есть технические возможности и которые могут обеспечить финансирование необходимых капиталовложений. Частные компании в условиях конкуренции борются между собой за контракты на оказание услуг водоснабжения. Это норма. Примерно 70 процентов французских систем водоснабжения эксплуатируются частными компаниями.

Однако за качество услуг водоснабжения во французских городах отвечают мэры (по нашему – сити-менеджеры). Мэр заинтересован в том, чтобы компания-подрядчик выполняла свои обязательства должным образом, а условия контракта обеспечивали ему необходимую защиту. Конкурсные предложения на торгах оцениваются на основании цены и уверенности мэра в способности участников выполнить условия технического задания.

Во Франции рейтинг мэра определяется работой городского водоканала. И поэтому управляющая комплексом компания регулярно отчитывается ему, демонстрируя полную прозрачность. Все заинтересованы в том, чтобы ежегодно сравнивать отчётность разных городов страны по водоканальным показателям. Странное с нашей российской точки зрения соревнование объясняется тем, что за качество работы управляющей водоканалом компании мэр отвечает своим местом.

Французские контракты претендентов на управление водоснабжением и водоотведением почти всегда предусматривают обязанность подрядчика инвестировать средства в оборудование и объекты инфраструктуры и эксплуатацию системы в течение установленного периода времени.

Конкурсные предложения по контракту на водоснабжение должны содержать тариф на срок действия контракта, который заключается, как правило, на 25 лет. Тариф должен учитывать возврат капиталовложений, стоимость технического обслуживания системы, возможность покрытия эксплуатационных затрат и желаемую прибыль. Основные средства при этом почти всегда остаются в собственности муниципалитета.

Чего у нас нет и ещё долго не будет

Ничего из вышеперечисленного у нас в России нет. В большинстве муниципальных водоканалов продолжают использоваться энергоёмкие и трудозатратные технологии, несовременность которых сказывается на тарифах, но не приводит к эффективным результатам.

О какой экономии воды можно говорить при отсутствии приборного учёта объёмов потребления воды? Да, водоканал может подсчитать, сколько её отпущено, отдельные жители города могут подсчитать, сколько лично они использовали, но это ничего не решает ровно до тех пор, пока счётчиков нет у всего населения. Только при таком условии можно всерьёз говорить о качестве работы водоканала.

В отличие от Запада, в России отсутствует процедура отбора управляющих компаний для управления системами водоснабжения и водоотведения, отсутствуют системы мониторинга этих систем, нет показателей для оценки деятельности управляющей водоканальными сетями компании. Инвестиционная привлекательность комплекса низкая. Отсутствует конкуренция.

Мэров российских городов, сити-менеджеров и даже губернаторов Никольский не винит. Он убеждён в том, что сегодня все рычаги влияния на коммунальную политику находятся в компетенции федеральной власти и президента. «Мы ждём реформы от него, – говорит Михаил Никольский. – Сначала государь должен внести свою посильную лепту».