За «безрукими кассирами» нужен глаз да глаз!

Оценить
Комиссия в банкомате может превысить сумму, которую вы получаете

Комиссия в банкомате может превысить сумму, которую вы получаете

Свыше миллиона пластиковых банковских карт имеется в нашем регионе – таковы данные управления Центробанка РФ по Саратовской области на 1 апреля текущего года.

Наличие в портмоне среднестатистического взрослого саратовца пластиковой карты сегодня стало такой же нормой, как, например, владение мобильным телефоном. Большинство из нас уже и зарплату получают именно на такие карточки.

Наверняка многие успели столкнуться с проблемой комиссий в банкоматах при попытке обналичить свои заработанные деньги.

Хорошо, если размер комиссии известен заранее и не превышает разумных пределов. А если не известен? Или волею судеб деньги приходится снимать через банкомат чужого банка? Известны случаи, когда размер комиссии немногим отличался от размеров суммы, беспечно снимаемой со счёта.

Жалобы на подобные ситуации от держателей пластиковых карт не первый год поступают в Федеральную антимонопольную службу. ФАС, обещая разобраться, провела проверку и пришла к выводу: о комиссиях за снятие наличных в банкоматах банки клиентов должны предупреждать. Обязать их делать это федеральная служба пообещала через Центробанк России.

18-процентная информация не подтвердилась

Проблемой комиссионных сборов за снятие наличных в банкоматах по так называемым чужим (выпущенным другими банками) пластиковым картам ФАС занялась в прошлом году. Поводом стала жалоба одного из держателей карты, который, сняв со счёта 500 рублей, обнаружил, что за проделанную операцию с него списали ещё 90 рублей.

Другие владельцы пластиковых карт сообщали антимонопольщикам, что комиссия за снятие наличных через «чужой» банкомат может доходить до 18 %, причём банки своих клиентов заранее о подобных потерях не уведомляют.

В июне прошлого года ФАС отправила свои проверочные запросы в 19 крупнейших банков страны. 13 из них (68 %) ответили, что не взимают с держателей карт других банков комиссию за снятие наличных. Оставшиеся шесть банков (32 %) берут комиссию, размер которой составляет от 0,3 до 2,5 % от заказанной клиентом суммы.

Участники рынка при этом убеждали проверяющих, что впервые слышат о том, чтобы комиссия за снятие денег с пластиковой карточки через банк-эквайер (обслуживающий банк) составляла 18 %: «максимум 1,5 %». И поясняли, что в тех случаях, когда банк-эквайер вводит дополнительный платёж за снятие наличных денег с пластиковой карты, эмитированной другим банком, он обычно находит возможность заранее проинформировать клиента о размере такой комиссии: например, выводит её на экран монитора своего банкомата.

С чужих берут все, со своих – некоторые

Изучив официальную информацию о комиссиях в банкоматах саратовских банков, как местных, так и работающих на территории области банков из других регионов, мы выяснили, что большинство банков свои карты в своих же банкоматах всё же обслуживают бесплатно.

Однако некоторые банки берут дополнительные деньги за снятие наличных даже при обслуживании своих карт в собственных банкоматах, не говоря уже о «чужих» банкоматах. Те, кто пытается заработать на своих клиентах через «родные» банкоматы, списывают с их счетов 0,3–2 % от снятой суммы.

Снятие денег через «чужие» банкоматы дешевле одного процента не обойдётся точно. Максимум – те же два процента, с припиской, что сумма комиссии будет не менее 125 рублей, например. Есть варианты: «мин. 3 USD», «мин. 150 рублей» и т. п. (зависит от банка-эмитента).

Некоторые кредитные организации, честно предупреждая клиента о размере своей комиссии при пользовании «чужим» банкоматом, сообщают также, что в этой сумме они не учитывают комиссию банка-эквайера, если таковая взимается. При этом ни один банк из работающих в Саратовском регионе открыто не сообщает о комиссиях за обслуживание карты другого эмитента.

ФАС предлагает, Центробанк не отвечает

Памятуя о том, что комиссии могут вводиться и изменяться кредитными организациями (как эмитентом, так и эквайером) в одностороннем порядке, специалисты Федеральной антимонопольной службы пришли к выводу, что степень информированности держателей банковских карт необходимо повышать.

Это, по мнению ФАС, послужит гражданам дополнительным стимулом к получению полной и необходимой информации о действующих комиссиях, что в свою очередь повлечёт повышение уровня конкуренции на рынке банковских услуг.

Повышать степень информированности держателей пластиковых карт ФАС предлагает выведением на экран каждого банкомата некоего сообщения о вероятной комиссии. После прочтения этого сообщения у клиента должна быть возможность отказаться от операции.

Ведомство предлагает даже свой вариант текста: «Внимание! За совершение данной операции в нашем банке может быть предусмотрена комиссия! При снятии незначительных сумм размер комиссии может превысить полученные вами денежные средства. Для получения актуальной информации рекомендуем обратиться к вашему банку-эмитенту».

На сообщении о размере возможной комиссии ФАС не настаивает.

Все свои предложения вместе с результатами проведённого службой опроса и выработанным решением – создать совместную с ЦБ рабочую группу – специалисты ФАС несколько дней назад направили первому заместителю Центробанка Геннадию Меликьяну. Официальной позиции по этому вопросу у Центробанка до сих пор нет. Или, как нам пояснили в саратовском управлении Банка России, до регионов она ещё не доводилась.

Предупреждать о комиссии нужно, но нереально

«Газета недели в Саратове» обратилась с вопросами на тему открытости комиссионных поборов к кредитным организациям, работающим в области. Отвечать соглашались далеко не все. Но даже те, кто решился, предпочли не распространяться о взимании комиссий за обслуживание чужих пластиковых карт, равно как и о тарифах на это (кстати, в ГУ ЦБ по Саратовской области этих данных и, следовательно, их анализа тоже не оказалось). Преимущественно наши собеседники рассуждали в общем об инициативе ФАС и о возможностях её реализации.

В пресс-службе саратовского отделения Сберегательного банка нам заявили, что все их банкоматы снабжены правилами пользования – своего рода памятками для клиентов. В них же, как нам пояснили, сообщаются сведения о возможных комиссиях:

«Политика банка такова, что мы информируем как наших действительных клиентов, так и тех граждан, которые ими ещё не стали, но уже решили услугами банка воспользоваться, обо всех тарифах на наши услуги, то есть о тех расходах, которые могут предстоять гражданам. Так что требование ФАС на нас никак не распространяется. Получается, что мы проблемой информирования населения о комиссиях в банкоматах озаботились раньше, чем антимонопольная служба».

Первый заместитель директора департамента розничного бизнеса саратовского банка «Экспресс-Волга» Дмитрий Гаврилов прежде всего напомнил, чтоэтот банк не берёт комиссию за снятие денег в своих банкоматах своими картами:

«Большинство наших клиентов к этому привыкло. Поэтому, если банк решает брать дополнительную комиссию по снятию денег со своих дебетовых карт, клиентов просто необходимо об этом предупреждать тем или иным способом. Думаю, это логично. Что же касается снятия наличных в банкоматах других банков, то, мне кажется, предупреждать каждого человека, конечно, нужно, но это просто нереально. Ведь при снятии денег с карты одного банка в банкомате другого комиссия берётся именно банком, обслуживающим пластиковую карточку. И притом что банков в Саратовской области очень много, а в целом по стране и тем более, предупреждать каждого клиента о сумме комиссии просто невозможно. Каждый банк, выдавший пластиковую карту, должен самостоятельно донести до клиентов сведения о комиссии, которую им придётся заплатить, воспользовавшись «чужим» банкоматом».

Управляющая филиалом Абсолют Банка в Саратове Маниря Салихова рассказала, что,если для снятия наличных средств клиент использует банкомат, не принадлежащий банку-эмитенту или его партнёрской организации, размер взимаемой комиссии может быть существенно увеличен – в соответствии с тарифами владельца банкомата:

«Учитывая этот факт, нам понята инициатива ФАС. Антимонопольная служба стремится защитить интересы держателей карт. И нас в данной ситуации беспокоит только сам механизм расчёта взимаемой комиссии и создание дополнительного программного обеспечения, позволяющего реализовать данный проект.

Так как информационная открытость и прозрачность условий использования всех продуктов для нас – один из принципиальных аспектов работы, мы всегда обращаем внимание держателей карт на вероятность повышенной комиссии при использовании терминалов, не входящих в нашу сеть и сеть банков-партнёров. Кроме того, мы постоянно расширяем сеть банкоматов, которыми наши клиенты могут пользоваться на льготных условиях, чтобы дать нашим клиентам возможность снимать средства с минимальными комиссиями».

Три потолка для трёх банков

Из увиденного и услышанного можно сделать только один вывод: если не хотите переплачивать, лучше обращаться в «родные» банкоматы. Если обстоятельства всё же вынуждают подойти к «чужому», потратьте время и соберите на него досье.

А от двух уважаемых государственных учреждений – Федеральной антимонопольной службы и Центробанка РФ – желательно получить введённые в ранг закона ограничения, или «потолок» для комиссионных. Вернее, три «потолка». В своём банке, в банке-партнёре и в «чужом» банке для того, который выдал человеку карточку. Особенно зарплатную. Ведь их в основном выдают по воле руководства, без учёта готовности или неготовности работника к новому для него способу получения жалования.