Интерес подогрели, но спрос не увеличили

Оценить
Пока госпрограмма льготного автокредитования выгодна только АвтоВАЗу

Пока госпрограмма льготного автокредитования выгодна только АвтоВАЗу

«Газета недели в Саратове» попыталась выяснить, удалось ли российскому правительству увеличить в Саратове спрос на продукцию отечественного автопрома.

Напомним, что в опубликованный минпромторгом РФ в начале апреля перечень автомобилей, на которые уже начали выдавать льготные кредиты, включены 29 моделей, из них 22 модели – марки Lada Волжского автозавода. Остальные семь – иномарки российской сборки.

А где, собственно, приобретать недорогие новые автомобили? Ведь банки сотрудничают далеко не со всеми автосалонами. Например, Россельхозбанк к моменту запуска госпрограммы вообще не успел обзавестись партнёрами из их числа.

В первых саратовских автосалонах, куда мы обратились, нам сообщили, что у них нет моделей, покупку которых субсидирует государство. Более того, пополнять ими свой ассортимент автосалоны даже не планируют.

В автосалоне «Элвис» нам рассказали, что специально для увеличения своих продаж закупили автомобили марки UAZ Hunter, попадающей под льготное кредитование. Однако ими до сегодняшнего дня никто не заинтересовался.

«Эта модель никакого интереса у посетителей нашего салона не вызывает. Спрос пока равен нулю», – сообщил консультант салона Пётр.

Кстати, обнаружилось, что автомобили UAZ Hunter в автосалоне стоят от 362 до 387 тысяч рублей. То есть не очень вписываются в условия госпрограммы, по которой стоимость авто не должна превышать 350 тысяч.

Представители автоцентра «Kia Моторс», продающие льготную Kia Spectra, рассказали, что интерес к данной модели у населения довольно высокий, но до кризиса мировой экономики был гораздо больше.

«У нас сегодня есть в наличии 20 автомобилей этой марки. Люди звонят – до пяти звонков в день – и расспрашивают о ней, о кредите на неё. Но ещё ни один человек не пришёл и не купил ни одной машины», – сообщает менеджер отдела продаж Наталья. Стоит Kia Spectra в салоне 342 тысячи рублей.

В автоцентре «Шкода» рассказали примерно такую же историю. По словам консультантов, спрос на модель Skoda Fabia всегда был высоким.

«Одно могу точно сказать: госпрограмма спрос не уменьшила, конечно, но и никак его не увеличила», – заявила нам менеджер салона Марина. Но потом уточнила, что два клиента с помощью государства всё-таки воспользовались и приобрели автомобили этой модели именно по льготным автокредитам за 349 тысяч рублей за штуку.

Решение государства помочь людям с покупкой авто пока не очень работает.

В автосалоне «Алерон», являющимся официальным дилером компании Chevrolet, рассказали, что льготной моделью Niva люди интересуются, но не чаще, чем обычно. Проблема только одна – этих машин нет в наличии: «Дело в том, что Niva Chevrolet выпускается маленькими партиями, и автомобили довольно быстро расходятся. Следующее поступление этой модели в наш автосалон планировалось во втором квартале. Но сказать точно, когда автомобили здесь появятся, пока трудно».

Менеджеры салона «Инком-Моторс», официального дилера компании Ford, сказали, что льготной модели Ford Focus сейчас нет ни в одном дилерском центре. Как оказалось, модель базовой комплектации без заказа в салоны не поставляют и даже не делают. На ожидание покупки по заказу уйдёт не менее полугода.

Консультанты «Инком-Моторс» сообщили также, что ажиотаж среди населения по поводу льготного «форда» наблюдался задолго до принятия госпрограммы, когда в правительственных кругах ещё только велось её обсуждение. Сейчас интерес к машине резко сократился: «Хорошо, если за два дня три раза про неё спросят».

Самые оживлённые продажи автомобилей наблюдаются только в дилерском центре АвтоВАЗа – салоне «Саратов-Лада». Как рассказали нам консультанты отдела продаж, спрос есть на все 22 модели этой марки, указанные в списке минпромторга.

Ответить на вопрос, какую модель спрашивают и покупают чаще, консультанты затруднились и заявили, что «берут всё». В том числе и по льготным кредитам. «Мы в день по 2–3 таких кредита выдаём», – заявила нам менеджер отдела продаж, посовещавшись с кредитным консультантом Сбербанка.

Итак, интерес к государственной программе автокредитования есть. Однако удовлетворить спрос населения теми моделями, что выбрало для программы российское правительство, удастся вряд ли. При всём желании купить иномарку российской сборки люди вынуждены выбирать из модельного ряда Волжского автозавода.

Кредиты на эти автомобили согласно программе выдают три государственных банка – Сбербанк, Внешторгбанк и Россельхозбанк. Часть процентной ставки, а именно 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату выдачи кредита (сегодня – 8,67 процента), компенсируется банкам из госбюджета. Таким образом, для заёмщиков реальная процентная ставка составляет от 6,33 до 9,33 процента годовых. Экономия при покупке автомобиля, по расчётам специалистов, может составить 30–40 тысяч рублей.

Претенденту на льготу необходимо будет внести 30 процентов от стоимости покупки из своих средств и представить в банк справку о доходах. Заработная плата заёмщика должна в три раза превышать размер ежемесячного платежа по кредиту.

Из бесед со специалистами саратовских представительств трёх банков стало известно, что выдача льготных автокредитов идёт полным ходом. Сбербанк, например, за прошедшие две недели выдал жителям региона 111 таких кредитов.

Однако обсуждения программы автокредитования на форумах автомобилистов-любителей, попытавшихся приобрести автомобиль с помощью государства, вызывают сомнения в выгодности льготного кредита.

При детальном рассмотрении вопроса обнаруживается, что разница между ежемесячными платежами при обычном банковском автокредите и кредите, субсидируемом государством, составляет 1000–1500 рублей. Вряд ли это станет для большинства граждан решающим аргументом в вопросе о том, покупать автомобиль сейчас или подождать.

Пользоваться льготными автокредитами, скорее всего, будут те, кто давно был готов к покупке автомобиля. Поэтому резко увеличить спрос на авто, привлечь новых клиентов вряд ли удастся.