Мамы защитили «островок стабильности»

Оценить
Вместо того чтобы помочь депрессивным сёлам, чиновники закрывают в них школы

Вместо того чтобы помочь депрессивным сёлам, чиновники закрывают в них школы

Школа эта считается малокомплектной: здесь учатся 50 детей и работают 14 педагогов. Родители учеников узнали, что образовательное заведение попало в районную программу реструктуризации, в рамках которой средние школы превратятся в основные, основные в начальные.

По сведениям родителей, в школе Букатовки предполагалось ликвидировать старшую ступень с 1 сентября 2009 года, то есть нынешним десятиклассникам пришлось бы экстренно искать другое место для продолжения учёбы. Ближайшая школа находится в селе Синодское за 25 километров.

Прокуратура Воскресенского района вынесла протест на решение местных депутатов о реорганизации сельских школ. Поводом для прокурорской проверки стали жалобы родителей учеников школы села Букатовка, где планируется закрыть старшие классы.

«Не представляю, как можно каждое утро возить учеников на такое расстояние, дороги у нас – яма на яме. Детям придётся вставать затемно и возвращаться домой под вечер, – говорит директор букатовской школы Галина Нахова. – Закрытие старших классов отразится на зарплате учителей: меньше часов – меньше денег».

Сельчане написали жалобы в саратовское министерство образования и областную думу. Но региональные власти ответили, что по закону школы относятся к ведению муниципалитетов и вмешиваться в дела местного самоуправления вышестоящие инстанции не вправе.

Депутаты должны рассмотреть прокурорский протест в течение месяца. «Букатовская школа, конечно, не ахти какая. Большая часть учителей не имеет специального педагогического образования, помещение не отвечает санитарным и пожарным нормам, методическая литература и библиотечный фонд устарели. Но, честно сказать, у нас в районе все школы находятся в безобразном состоянии», – говорит помощник прокурора Елена Кирилина.

Сельские школы закрывают в рамках регионального проекта модернизации образования. Официально это называют «оптимизацией» или даже «развитием» сети учебных заведений. Как подчёркивают авторы реформы, к закрытию школ они не имеют никакого отношения ведь непопулярное решение принимают муниципалитеты.

Малокомплектные учебные заведения (таковых почти 60 процентов) слишком дорого обходятся казне: если крупным городским школам рассчитывают финансирование по количеству учеников (от 32 до 38 тысяч рублей за одного ребёнка в год), то мелким сельским по количеству классов (от 396000 до 514000 рублей за класс, в котором может быть три-пять детей). Реорганизация образовательных учреждений позволит бюджету сэкономить 156 миллионов рублей.

По словам начальника отдела образования Воскресенского района Светланы Бакулиной, «никакой напряжённой обстановки в школах нет».

«В начале года на совещании директоров я рассказала, что в связи с комплексной программой модернизации образования ряд учреждений будут реорганизованы, никакого письменного распоряжения на этот счёт пока нет. Но родители несколько сгустили краски, – говорит Светлана Бакулина. – Реорганизация школы в Букатовке намечена на 2010 год, и мы ищем способы, чтобы обойтись «малой кровью». В прошлом году пять школ района уже понизили в статусе (лишили старшей или средней ступени). До 2011 года закроют старшие классы в остальных. Детей, желающих продолжать образование, планируют возить в базовые школы, для этого приготовлены шесть автобусов. Если строго применить все нормативы, у нас должна остаться одна школа из семнадцати. В районе всего 1105 учащихся, столько же, сколько посещает одну стандартную городскую школу. Мы не злые люди и не враги своим односельчанам, делаем всё возможное, чтобы сохранить хотя бы часть учебных заведений».

Начальник отдела образования Хвалынского района Ирина Летягина:

– Я уже высказала нашу позицию на депутатских слушаниях в областной думе, и чуть работы за это не лишилась. С одной стороны, реструктуризация сети продиктована демографической ситуацией: невозможно достичь качества образования, если в классе осталось по три-четыре ребёнка, единственный выход свозить детей в базовые школы. С другой стороны, закрытие школы означает гибель села.

Школа остаётся островком стабильности на селе, пока она работает, у жителей есть уверенность, что всё не до конца развалится. Стоит тронуть школу сразу начинается отток населения.

Например, мы реорганизовали школу в селе Благодатное, где осталось 50 учеников, сделали из средней основную. Предполагали, что будем возить старшеклассников в посёлок Возрождение, где работает прекрасная школа, дважды победитель конкурса по нацпроекту. Но возить оказалось некого: все выпускники 9-го класса уехали в Сызрань, Балаково, Вольск, Саратов.

За три года мы реорганизовали десять школ, в том числе две закрыли, в этом году планируем оптимизировать ещё три школы. И пока на этом остановимся. В этом вопросе нужно быть очень взвешенными и исходить из реальных условий: есть ли транспорт, ГСМ, дорога для подвоза детей и насколько приемлемо расстояние.

У нас есть школы, отдалённые на 60 километров, в том числе полпути по бездорожью. Разумеется, возить детей оттуда невозможно. Сейчас мы пытаемся организовать подвоз туда учителей из базовых школ.

Депутаты нарушили федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка», согласно которому «ликвидация объекта социальной инфраструктуры для детей не допускается без предварительной экспертной оценки последствий».

Думаю, что для улучшения сельского образования надо поддерживать само село. Будет работа, социальная инфраструктура и не будет проблем с количеством учеников и качеством педагогов. Почему раньше для деревенских школ строили такие огромные здания, на 300–600 мест, и они были заполнены, дети учились даже в две смены? Потому что работало сельское хозяйство, в сёлах жило по 1,5 тысячи человек. А сейчас осталось по 200.

В области более 900 сельских школ. В прошлом году закрылись двенадцать, 70 средних школ превратились в основные, 27 основных в начальные, 57 школ стали филиалами средних.

Директор саратовского лицея-интерната естественных наук Галина Коннычева:

– В нынешнем учебном году мы отмечаем ощутимый приток детей из села. Их стало больше на 40 процентов. Появились дети из таких отдалённых районов, которые раньше у нас не были представлены: из Романовки, Екатериновки, Турков, Новоузенска, Алгая. Причём это не только старшеклассники, но и ученики 7–8 классов, чего никогда не было. Впервые наше общежитие для сельских ребятишек, рассчитанное на 200 мест, загружено полностью.

Как учитель, я могу сказать, что авторы образовательной реформы не совсем правильно расставили акценты: сделали упор на материально-технических показателях, забыв о педагоге. Изменилось время, родители, дети, а учитель остался прежним. В школы поставляют новую технику, но коробки стоят нераспечатанными. Даже в саратовских гимназиях многие учителя не умеют работать на интерактивных досках и делать мультимедийные презентации, представьте, что происходит в посёлках.

Проект модернизации предполагает, что педагог будет получать более высокую зарплату за качество работы. А он не может этого качества дать, потому что его не научили. Нужно было начинать с учителя. Сельская школа буксует особенно тяжело, ведь с учётом того образа жизни, который ведут некоторые деревенские жители, учитель вынужден заботиться не только об образовании ученика, но и компенсировать то, чего ребёнок недополучает в семье. На это уходит много времени и усилий.

В реформировании сельского образования правительству следовало начинать именно с семьи и социальной ситуации в целом. Я не согласна с тем, что село вымирает из-за закрытия школ. Да, родители детей школьного возраста уезжают, но закрытие учебного заведения становится только последней каплей. Для того чтобы сельские дети, получившие качественное образование в городах, возвращались на малую родину, им нужно дать серьёзный стимул.