Павел Ипатов: «За ситуацию в регионе прежде всего отвечает губернатор»

Оценить
Задать вопросы первому лицу области интересно любому СМИ. Получить ответы в кризисные времена интересно вдвойне. У нас получилось. Губернатор Павел Ипатов согласился ответить на наши вопросы.

Задать вопросы первому лицу области интересно любому СМИ. Получить ответы в кризисные времена интересно вдвойне. У нас получилось. Губернатор Павел Ипатов согласился ответить на наши вопросы.

– Весной 2009 года, в условиях глобального мирового кризиса, вы, Павел Леонидович, чувствуете себя довольно уверенно. Чем это объяснить – производственным опытом, верой в свою команду?

– Я откровенно скажу, что сегодня иду на работу с удовольствием, и действительно чувствую себя достаточно комфортно. Могу сказать, погружение в атмосферу кризиса я прохожу не в первый раз. В своё время, когда работал в атомной отрасли и запускал блоки, мой рабочий день начинался в 7 часов утра и заканчивался в 22. Было много проблем, которые надо было решать. Признаюсь откровенно, когда всё спокойно, размеренно, мне не то чтобы не по себе, но менее комфортно. А в кризисной ситуации надо показывать результат.

Вступая в должность губернатора, я понимал, что надо решать проблемы здравоохранения, решать вопросы, связанные с низкими доходами, жилищным строительством. Мы это всё делали. И я считаю, что шанс, который нам был отпущен во время благоприятной экономической конъюнктуры, мы в целом использовали. Хотя, может быть, не во всём и не всегда были успешными. Но вот сейчас наступило то время, когда нужно сосредоточиться, и тот потенциал, что скопился за четыре года, использовать.

Я, когда нахожусь в Москве, провожу очень много встреч с членами правительства, собственниками предприятий. Все встречи достаточно интенсивны и требуют подготовки к ним. Но я провожу по несколько таких встреч в день. Я чувствую, что у меня получается решить, продавить. Отстоять интересы губернии.

Я не могу сказать, когда кризис закончится. Это из области иррациональности. Эксперты, которые специализируются на таких прогнозах, этого как раз не делают. Кризис глобальный. Подобного не было в мире. Я читаю практически все общественно-экономические журналы, которые сегодня есть в Российской Федерации. И это чтение подтверждает мои собственные ощущения.

Но руководитель без команды не работает. Поэтому я во многом на текущий день, безусловно, опираюсь на правительство области. И считаю, что в нём есть очень эффективно работающие министры. Я опираюсь также на конструктивные отношения с депутатами, представителями общественных организаций. И ещё значительно больше начал общаться с людьми. На улицах, во время посещения ярмарок и других объектов, выезжая в районы, я обязательно общаюсь с людьми. И я никогда не уклоняюсь в любой ситуации от встречи с любым человеком, который хотел бы со мной пообщаться.

– К какой категории руководителей вы относитесь: к тем, кто не сдаёт ни одного члена своей команды ни при каких условиях? К тем, кто ради интересов дела готов жертвовать лучшим другом? К тем, кто может менять членов команды, руководствуясь политической целесообразностью?

– Ни одно не подходит в чистом виде. Могу сказать, что руководствуюсь всегда определённой целесообразностью. При этом речь может идти об эффективности работы.

– Если министр – ваш товарищ, но ради дела его надо заменить другим…

– То это будет сделано.

– Где в вашей команде слабое звено?

– Я считаю, что в условиях кризиса должно произойти изменение работы правительства. И надо сказать, что в целом правительство меняется, но не так быстро, как хотелось бы. Не все сегодня начали меняться.

– Может, подумать о возможности изменений в структуре и о замене людей?

– В целом та структура, которая есть, меня устраивает. Но мы готовим отдельные изменения. И они отразятся на некоторых персонах.

– Как вы считаете, кто несёт перед людьми ответственность за положение дел в регионе в период кризиса? Губернатор? Или партия «Единая Россия»? Или делить ответственность нужно пополам?

– Я считаю, что за ситуацию в регионе прежде всего отвечает губернатор.

– Вы следите за тем, как выглядит социально-экономическое положение нашего региона на фоне страны?

– Конечно, мы ведём мониторинг сами. Но ещё видим и результаты того мониторинга, который ведут федеральные органы. Сегодня еженедельно информация из каждого региона уходит в центр. Она анализируется и рейтингуется. Вот я специально для вас приготовил социально-экономическое положение субъектов РФ на 30 марта. Все регионы разделены на четыре категории. Стабильное состояние, удовлетворительное, неудовлетворительное, наихудшее. Саратовская область относится к тем, кто демонстрирует удовлетворительное состояние. Таких 34 региона. В нашей группе Татарстан, Оренбург, Пензенская область. Четыре региона из Приволжского федерального округа в этой категории. Остальные – или среди тех, где неудовлетворительное состояние, или где наихудшее.

– Кого из ваших вышестоящих начальников больше интересует эта информация? Премьера или президента?

– Я думаю, что эта информация больше всё-таки должна мониториться правительством Российской Федерации, потому что это в чистом виде экономическая составляющая положения в регионе.

– А кого вы считаете своим начальником в большей мере? Путина или Медведева?

– Есть определённые процедурные вопросы взаимоотношений. Для меня президент Российской Федерации – это высшее должностное лицо. Но в последнее время я достаточно активно выхожу на председателя правительства по различным экономическим вопросам. Это и поддержка наших отдельных предприятий, это и моё видение антикризисных мер.

– Можно сказать, что на самом деле работает разделение полномочий между премьером и президентом?

– Конечно, работает. Я точно знаю, по какому вопросу к кому я должен пойти.

– А какое место в иерархии ваших начальников занимает партия «Единая Россия»?

– Очень коротко отвечу. Я являюсь членом партии «Единая Россия». В полной мере политику партии разделяю и живу по Уставу.

– Понятно. А как федеральный центр отслеживает, кому из руководителей регионов и в какой мере нужна помощь?

– Мониторингом состояния регионов занимается Минрегион России. Прежде всего смотрят общий индекс экономической активности и экономики, индекс промышленного производства, сельскохозяйственного производства, а также вопросы, связанные с конкретными направлениями, – строительство жилья, транспортные услуги.

– То есть нет у центра каких-то трёх-четырёх индикаторных параметров?

– Их несколько десятков. В том числе социальные показатели, касающиеся доходов, зарплат, задолженностей. Минфин ведёт свой мониторинг. Его интересует стабильность финансов. И вот так по всем направлениям. Сегодня более десятка ведомств запрашивают у нас информацию.

Не так давно я обратился с предложением упорядочить объём информации и предложил обязать субъекты открыться в своей деятельности и размещать всю информацию на своих сайтах. Тогда можно будет прямо с порталов брать информацию о субъектах. У нас есть антикризисный баннер. Он очень посещаемый. Может, не очень удобный. Ну, тогда надо разработать единую форму отчётности через Интернет.

– Существует ли система оценок деятельности первых лиц регионов в администрации президента?

– Она и раньше была, эта система. Очередную информацию по результатам 2008 года будем отправлять в конце апреля.

– И на каком счету мы у федерального центра?

– По моим личным ощущениям, у нас ситуация в 2008 году крайне успешная.

– Как вы относитесь к участившимся нападкам на правительство и на вас лично со стороны депутатов областной думы и партии ЕР? Какое-то подвывание вокруг вас слышится. Вы воспринимаете это как попытки ослабить сильного или поставить подножку усталому?

– Если я вам скажу, вы, возможно, не поверите. Я вообще не допускаю мысли, чтоб партия «Единая Россия» мне подножки ставила. Возьмём СМИ, где сейчас оценок исполнительной власти области даётся значительно больше, чем раньше. Причём оценки разноплановые.

Из одних ясно, что губернатор, кроме вреда, ничего Саратовской области не принёс. Другие говорят об успехах. У нас по итогам первого квартала валовой региональный продукт (это показатель, который характеризует состояние экономики) не упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, только темпы роста упали. Если мы возьмём показатели за первый квартал, да, у нас спад промышленности, есть снижение грузопотока, особенно по железнодорожному транспорту, всё остальное в Саратовской области растёт.

Мне представляется, что в СМИ всё-таки много заказных статей. Иногда оценки делаются в жёсткой, некорректной форме, с извращением фактов, оголтело. К этому отношусь на сегодня не то чтобы спокойно, но без особых эмоций.

– Рассказывают о том, что вам досталось на заседании фракции в областной думе. А по закону, по Конституции, партия имеет право контролировать работу первого лица исполнительной власти?

– Дело в том, что в преддверии каждого заседания областной думы фракция «Единая Россия» рассматривает тематику. Я являюсь членом «Единой России». И считаю, что на заседании фракции идёт принципиальный открытый разговор. Партия никогда не уходила от проблем и всегда декларировала, что она несёт ответственность за то, что делается на территории области. И я считаю это правильным.

Выигрывая выборы, выступая с определённой программой, партия, реализуя наказы, выполняя обещания, достаточно ответственно ведёт себя. Другое дело, что в условиях экономического роста в стране партия успешно реализовывала свои партийные проекты. Сегодня, в кризис, ситуация поменялась.

Но ответственность партии никуда ведь не исчезла. Поэтому мне представляется, что, понимая эту ответственность, партия совершает конкретные реальные шаги, в том числе и по спросу с партийцев.

Если вы спрашиваете о последнем заседании фракции, то я представлял свой доклад, с которым готовился выступать 23 апреля на заседании областной думы. Было больше десятка вопросов. И мне представляется, что на все эти вопросы я дал ответы.

Тем не менее, я считаю, что партия должна смотреть вперёд, прогнозировать. Может быть, проанализировав, что кризис затягивается, решено, что надо делать какие-то определённые заявления.

– А вот у вас в последнее время появился ещё один критик в лице главы города Олега Грищенко, который забрасывает вас открытыми письмами через СМИ. А вы отвечаете ему на своих заседаниях через посредника сити-менеджера Сомова. Прямой контакт с Грищенко невозможен?

– То, о чём Олег Васильевич пишет письма, называется стуком в открытую дверь. Те вопросы, которые он задавал в первом письме, были обсуждены с главой администрации города, когда Грищенко был в отъезде. Ещё до его письма. И в соответствии с принятыми решениями сейчас выполняется работа.

Проблема с оплатой сверхнормативов возникла не сегодня. Она была все последние годы. И связана с неэффективностью работы наших тепловых сетей и с большими потерями. В лучшие годы мы оплачивали корректировки из бюджета. Я по-прежнему считаю, что эти потери не должно оплачивать население. Но в сегодняшней ситуации, когда привычных денег в бюджете просто нет, надо было найти компромиссное решение.

– Нашли?

– Считаю, что нашли. Мы его озвучим в ближайшее время. Но до этого, понимая, что сотни миллионов рублей мы уже не сможем платить, нужно было навести порядок. Моя позиция была однозначной: в этом году, до начала следующего отопительного сезона, нужно установить счётчики. И я удовлетворён тем, что моя позиция, после жёсткой её постановки, была принята. Рекомендация – по закону мы можем давать только рекомендации – была услышана. И приборы будут в этом году установлены.

– Повод для критики исчерпан?

– Остаётся обида, что городу дают мало денег. Сейчас объясню свою позицию. В сегодняшней ситуации, в условиях кризиса, тот бюджет, который мы имеем, переполнен расходами. Поэтому дополнительные расходные обязательства к областному бюджету реально принять невозможно. Принимая бюджет на 2009 год, мы на этапе работы согласительной комиссии уменьшили только областной бюджет. И не тронули бюджеты муниципальные.

Сегодня мы стоим перед фактом дальнейшей корректировки областного бюджета. И снова не корректируем муниципальные. Сегодня бюджет муниципальных районов принят в объёме, который сложился в середине 2008 года, ещё до кризиса. При этом раскладе город Саратов за первый квартал 2009 года имеет темпы роста 130 процентов.

– Да, они молодцы.

– Имейте в виду, что наполнение бюджета обеспечивает не только город Саратов. Город Саратов бюджет тратит. Деньги в бюджет города даёт крупная промышленность. А крупная промышленность сегодня по компетенции относится к правительству. Вот и получается, что сегодня над доходной частью муниципального образования «Город Саратов» трудится правительство Саратовской области. И бизнес. Мы предприняли в первом квартале несколько значительных шагов, чтобы удержать от остановки крупные предприятия в Саратове. Нам это удалось. Они работают. И, соответственно, дают налогооблагаемую базу. Участие муниципалитета в промышленной политике, в работе с крупным бизнесом есть, но не прямое.

Существуют ещё несколько факторов роста. В бюджет города Саратова зачисляется в основном налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Так вот, принимая бюджет на этот год, мы городу Саратову долю НДФЛ, который делится между областью и городом, увеличили. НДФЛ – это собираемый налог. Реальный налог. Темпы роста НДФЛ составляют сегодня 114 процентов. Несмотря на кризисные явления, на проблемы с занятостью.

Готов объяснить это тем, что, кроме того, что в реальном секторе мы не допустили глубокой просадки, мы ещё подняли заработную плату бюджетному сектору. Фонд оплаты труда всех занятых в бюджетной сфере в прошлом году составлял 13 миллиардов, а в этом году 19. Саратовская область – единственный регион в стране, который столь значительно повысил доходы работников бюджетного сектора.

– И вас это не пугает даже сейчас?

– Это доходы, доходы… У нас оборот розничной торговли вырос в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть мы увеличением реальных доходов стимулировали и спрос. Потому, как бы это ни звучало в кризис, Саратовская область, за счёт принимаемых решений правительства, создала все предпосылки для наполнения бюджета.

– Сейчас задам неприятный вопрос. Ни для кого не секрет, что единоросский лидер Вячеслав Володин позиционирует себя как куратор области. Вас это раздражает?

– Честно могу сказать так: Володин всегда подчёркивает во время нашего общения, что он политик федерального уровня и не хотел бы вмешиваться в дела области. Но его поддержку я чувствую всегда.

– Как изменится социально-экономическое положение области к концу года?

– По уровню первого квартала мы идём на уровне прошлого года. Наша задача на год – не упасть ниже.

– На что вы, как губернатор, обращаете особое внимание? За каким показателем следите ежедневно?

– За поступающими доходами в бюджет и за выплатой заработной платы.

– Не только бюджетникам?

– Задолженности по заработной плате в бюджетных организациях нет, и я не думаю, что она вообще появится. А вот выплату заработной платы на проблемных предприятиях частного бизнеса я мониторю каждый день.

– Вы готовы вслед за президентом Медведевым открыть доходы вашей семьи?

– Конечно.

– Сегодня президент Медведев открыл свой блог, до этого ЖЖ были только у губернатора Пермского края Чиркунова и Кировской области Белых. Они в этих блогах делятся впечатлениями от прожитого дня. Вы готовы вслед за президентом завести электронный дневник в ЖЖ?

– Хорошая идея. Внутренне я к этому готов.

– Вы готовы вслед за губернатором Томска сократить зарплаты работникам правительства, если всё-таки случится напряг с деньгами?

– Безусловно.

– Вы готовы подать президенту просьбу о подтверждении своих полномочий на следующий срок? Или вы ещё не думали об этом?

– Об этом говорить преждевременно.

– Спасибо.