Ликвидация по собственному желанию
Одно из крупнейших финансово-кредитных учреждений региона – Поволжский немецкий банк – прекратило своё существование
В четверг, 9 апреля, спустя несколько часов после того как собрание акционеров единогласно приняло решение о добровольной ликвидации банка, с журналистами встретились руководители Группы компаний «WDB» и самого банка. Президент НП ГК «WDB» Виктор Шмидт рассказал о причинах принятия столь непростого решения, о том, что делать вкладчикам, и о своём взгляде на развитие саратовского банковского сектора.
Банк работал в Саратовской области 15 лет. На начало этого года ЗАО «WDB-банк» занимало в регионе второе место по величине собственного капитала и третье место по активам и кредитам. На протяжении полутора десятков лет банк наращивал клиентскую базу, обеспечивал кредитование физических и юридических лиц, стал одним из первых участников ипотечного кредитовании в области. Банк открыл 13 дополнительных офисов, которые принесли в прошлом году 81 миллион рублей прибыли. И вот теперь бессменный руководитель ГК вынужден подводить черту под историей банка.
Между вкладчиками и заёмщиками
«Сейчас, когда кризис усугубился, а меры противодействия не приносят пока желаемых результатов, мы вынуждены признать, что кризис коснулся и нас», – констатировал Виктор Шмидт. Коснулся ещё тогда, в октябре прошлого года, когда вкладчики не смогли справиться со страхами за свои сбережения, а банку пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы справиться с натиском вкладчиков.
Виктор Александрович с уверенностью заявляет, что ажиотаж вокруг банка был вызван «не без помощи недоброжелателей». Тогда, осенью, когда был брошен клич о плачевном состоянии банка, WDB удалось приостановить отток вкладов. Но за короткий срок кредитному учреждению пришлось выплатить 700 миллионов рублей. Эта сумма для банка почти неподъёмная, признаётся Виктор Шмидт.
Но только проблемы с вкладчиками вроде бы поутихли, начались проблемы с заёмщиками: клиенты просто не могут справиться со своими обязательствами по своевременной выплате процентов и возврату кредитов, утверждает президент Группы компаний. На фоне сокращения производств, предприятий и массовых увольнений невыплаты по кредитам достигли тех размеров, которые неизбежно приводят к серьёзным последствиям. По словам господина Шмидта, невыплаты привели к образованию кассового разрыва.
Редкий случай, когда банк сообщает о своём закрытии, имея положительный баланс и активы, значительно превышающие обязательства.
«Только наше искреннее желание сохранить своё лицо как добросовестного предпринимателя и налогоплательщика вынуждает нас пойти на этот шаг», – комментирует Виктор Александрович решение акционеров.
На первое апреля активы банка оценивались в 4,5 миллиарда рублей. Обязательства перед вкладчиками – физическими лицами составляют 2,3 миллиарда. 149 миллионов рублей размещены на расчётных счетах юридических лиц. Тем не менее выполнять свои обязательства перед вкладчиками банк уже не может, нет оборотных средств. Средства есть только на бумаге: «А я же не могу человеку вексель вместо денег дать», – разводит руками Виктор Шмидт.
Предприятия задерживают выплату процентов и возврат кредитов. Вкладчики досрочно закрывают депозиты. В итоге образуется финансовый вакуум. Конечно, кредиты дают под обеспечение, но и здесь не всё так просто.
«Если бы не кризис, то можно было бы продать имущество и продолжать работать дальше, – объясняет Виктор Александрович. – Но сегодня так быстро всё не покупается и не продаётся». Даже то имущество, которое заложили клиенты банка и передали ему в виде обеспечения, тоже не может быть реализовано в оперативные сроки. Поэтому сегодня банк оказался в такой сложной ситуации. Впрочем, как и его клиенты.
Согласно проведённому специалистами банка анализу, около 40 процентов предприятий промышленности и бизнеса Саратова обслуживались в WDB-банке. Сегодня у большинства из них почти нет возможности выплачивать бешеные проценты по кредиту – 22–24 процента годовых. Только очень высокодоходный бизнес может позволить себе такие кредиты без существенного вреда для собственного здоровья. А таких в России можно пересчитать по пальцам, и среди саратовских предприятий такие вряд ли найдутся.
Виктор Шмидт рассказывает, что WDB неоднократно обращался за поддержкой к Центробанку. Но те средства, которые ЦБ РФ смог предоставить, не могли оказать существенного влияния на ситуацию. Поэтому, если мы не можем в полном объёме выполнять все обязательства перед вкладчиками, Агентство по страхованию вкладов сможет, решило руководство банка.
«Агентство в течение месяца выплатит все вклады с процентами, – утверждает Виктор Александрович. – Это будет честно; а просто сидеть и проедать свои активы, видеть, как их становится всё меньше и меньше, мы не хотим».
Все деньги вернутся
По закону Агентство по страхованию вкладов обеспечивает сохранность вкладов физических лиц до 700 тысяч рублей. Процедура ликвидации банка проходит под контролем государства и позволяет соблюсти интересы всех без исключения клиентов банка. Вклады компенсируются полностью с процентами, которые были начислены на момент прекращения деятельности банка.
В первую очередь государство вернёт вклады до 700 тысяч рублей, объясняет Виктор Шмидт. Потом тем, у кого на депозитах были большие суммы. Это что касается физических лиц. А с юридическими за 8 месяцев банк предусмотрительно провёл большую работу. «Мы полностью рассчитались по межбанковскому кредитованию, рассчитались с 95 процентами юридических лиц», – сообщил журналистам Шмидт.
Банкиры объяснили, что через 15 дней Центробанк должен принять решение относительно дальнейшей судьбы WDB. Если ходатайство о добровольной ликвидации будет принято и одобрено, то предусмотрено ещё 15 дней на расчёт со всеми вкладчиками. Поэтому в течение месяца все вкладчики банка получат свои сбережения, успокаивает Виктор Шмидт. А потом активы банка перейдут государству. Когда обращение в Центробанк будет рассмотрено, WDB сообщит о дальнейших действиях по расчёту с клиентами, говорит Виктор Александрович.
Расчёт с заёмщиками банка будет проходить в прежнем режиме. Ипотечные заёмщики так же будут выплачивать ипотеку, только уже не банку, а Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое выкупает банковские закладные. «От людей, получивших квартиру, никто не будет досрочно требовать погашения кредита или повышать проценты, – обещает банкир. – Положено платить 10–15 лет, будут выплачивать 10–15 лет государству в лице АИЖК».
Оказалось, что закрытие банка не стало громом среди ясного неба для самих вкладчиков и клиентов банка. По словам Виктора Александровича, работа с вкладчиками велась в течение последней недели. Гражданам объясняли причины закрытия банка и по какой схеме они смогут вернуть свои сбережения. Господин Шмидт говорит, что многие клиенты выражали сожаление и удивление по поводу закрытия учреждения.
Банков столько, сколько нужно
Ситуация с WDB-банком никак не отразится на других проектах группы компаний, утверждает председатель правления НП ГК «WDB» Сергей Григорьев. Такие структуры, как строительная компания «Кронверк», птицефабрика и цементный завод, будут продолжать работать в прежнем режиме.
Несмотря на кризис компания «Кронверк» ведёт строительство на 4 стройплощадках в Саратове, это около 60 тысяч квадратных метров жилья, рассказывает журналистам Сергей Викторович. Птицефабрика в последнее время вообще стала передовым и прибыльным предприятием. В связи с возросшим спросом на яйцо на предприятии не только регулярно выплачивается зарплата, но и идёт модернизация, обновляется оборудование.
Поэтому ситуация с банком не является показательной для всего бизнеса Группы компаний «WDB». А вот не станет ли она звоночком для работы банковского сектора – большой вопрос.
Виктор Шмидт поосторожничал и не решился давать чётких прогнозов развития банковской системы Саратова. Но оговорился, что такая плачевная ситуация не может сложиться только в одном банке. Это обусловлено ситуацией в целом по стране. «Если WDB-банк обслуживал 40 процентов предприятий Саратова, которые оказались «плохими», значит, все остальные хорошие? Не знаю, думайте сами», – предложил он журналистам.
Но прогноз на развитие экономики в целом господин Шмидт всё-таки дал. «Через год-два всё начнёт стабилизироваться, начнут создаваться новые рабочие места, начнётся новая жизнь, – предполагает Виктор Александрович. – Только более предусмотрительная, более расчётливая».
Как в этой жизни будут вести и чувствовать себя саратовские банки, Виктор Шмидт не знает. А может, знает, но не говорит: «Всё зависит от ситуации в банке, может, у кого-то есть большая «подушка».
При этом Виктор Шмидт не скрывает, что местным региональным банкам придётся нелегко, поскольку всё основное финансовое стимулирование направлено на госбанки. А региональные банки, даже если они и градообразующие, интереса для Москвы не представляют.
«Всем денег государства не хватит, нужно спасать самые крупные. А наш Саратов для Москвы не самый главный город, даже не столица Поволжья. Поэтому крупные банки, которые входят в топ-30 первых банков России и имеют госкапитал, наверное, имеют право жить дальше. Их субсидировали уже не единожды, и дальше буду субсидировать», – делится невесёлыми заключениями Шмидт.
При этом предприниматель уверен, что банков, как и компаний, существует столько, сколько нужно, лишние рано или поздно уйдут с рынка. При нынешней ситуации в экономике достаточно будет несколько банков в России, предполагает Виктор Шмидт. До тех пор пока всё поднимется, опять наработается капитал. А потом, возможно, и появится потребность в новых банках. «Но этот процесс должен стимулироваться государством, – говорит банкир. – Без желания государства банки сами по себе не могут существовать».