Загадочное слово: корректировка

Оценить
Сравнительный анализ систем оплаты жилищно-коммунальных услуг – у нас и у соседей

Сравнительный анализ систем оплаты жилищно-коммунальных услуг – у нас и у соседей

Весна – не только долгожданное потепление, но и новая волна корректировок по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Вот-вот закончится отопительный сезон, энергопоставщики посчитают затраты и, конечно, они не совпадут с той суммой, которую заплатит население. Придут платёжки со сверхнормативкой, и снова будет скандал. Как прошлой весной. Как прошлой осенью, когда жители Елшанки перекрывали Московское шоссе.

«Газета недели» решила изучить тему в сравнении. Мы позвонили в администрации соседних с Саратовом городов – Воронеж, Пензу, Самару, Ульяновск, Волгоград, Тамбов – и запросили официальную информацию.

– Насколько добросовестно горожане оплачивают коммунальные услуги? Есть ли долги? Если да, то какая работа ведётся по их погашению?

– Каким образом жители оплачивают ЖКУ – напрямую управляющим компаниям, ТСЖ или через посредника (ЕРКЦ)?

– Кто и каким образом компенсирует разницу между платежами населения (по тарифам) и суммой, на которую энергоснабжающие организации поставили ресурсы? Сталкивается ли город с проблемой корректировок по оплате за ЖКУ?

– Какая часть населения или домов города обеспечена счётчиками на воду, тепло, газ, электроэнергию? За счёт кого они устанавливаются?

Кроме того, мы узнали мнения местных жителей о коммунальных платежах.

Юлия Шишкина, Люся Шлёпкина

Тамбов: цветные платёжки за долги

Площадь – 92 кв. км, население – 279,8 тыс. человек

Личное мнение

Карина Филатова, жительница Тамбова:

– Лично меня в недоумение ввело новшество по оплате вывоза мусора. Раньше мы платили определённую сумму за человека, а теперь оплата происходит за квадратные метры квартиры. А если в трёхкомнатной квартире живёт один человек? Мусора у него мало, а платить приходится больше.

Счётчика в доме нет, но за электричество платят все, примерно за 7 кВт с квартиры, в зависимости от того, какую сумму укажет в квитанции УМПЖХ. А в остальном вроде бы всё терпимо. Бунтов не наблюдалось.

Екатерина Близнецова, жительница Тамбова:

– Моей сестре в квитанции за март услуги по вывозу мусора и пользованию лифтом умножили не на человек, а на площадь квартиры – в итоге в два раза больше обычного! Теперь юрист разбирается.

Официальные данные

В целом тамбовчане оплачивают коммунальные услуги добросовестно. Размер переходящей общей задолженности не превышает сумму месячных начислений. Работа по погашению задолженности жителями города ведётся в нескольких направлениях: управляющие компании проводят беседы с должниками, направляют иски в суды; жилищный комитет администрации города ведёт профилактическую работу. МУП «Единый расчётный центр» в целях информирования граждан об имеющейся у них задолженности вводит в действие с апреля 2009 года цветные платёжные квитанции, на обороте которых печатаются разъяснения для жителей по основным вопросам ЖКХ.

Оплата услуг ЖКХ в Тамбове ведётся напрямую управляющим компаниям, ТСЖ без привлечения посредника. Перечисленные деньги поступают на счета, указанные на квитанциях. ЕРЦ производит печать квитанций, оплату за услуги ЖКХ не принимает.

В Тамбове установлен стопроцентный размер оплаты услуг ЖКХ. Однако в некоторых случаях счёт ресурсопоставщиков превышает сумму начислений жителям. Данные затраты ложатся на убытки управляющей компании. Корректировок по оплате ЖКУ в сторону увеличения начислений в Тамбове до 2009 года не было.

Все приборы учёта в жилых помещениях устанавливаются за счёт собственников жилья. На 01.01.2009 г. обеспеченность приборами учёта составила:

- теплоснабжение – 22,7 %;

- горячая вода – 12,3 %;

- холодная вода – 2,8 %;

- электроснабжение – 51,2 %.

Волгоград: корректировки только в сторону уменьшения

Площадь – 565 кв. км, население – 983,9 тыс. человек

Личное мнение

Евгений Воробьёв, житель Волгограда:

– Повышения тарифов периодически происходят, но бунтов мало. Так, я слышал, люди были в шоке, когда им повысили плату за центральное отопление, а у них электроотопление. Неожиданные долги и ошибки редки. У меня брат работал в расчётном центре ЖКХ. Там всё налажено.

В большинстве домов только электросчётчики. Тарифы, видимо, завышены, поэтому никто дополнительные счета нам не выставляет. Там и так с запасом. Вообще последние несколько лет коммуналка изменилась в лучшую сторону. Платежи высокие, но видно, куда идёт хотя бы часть денег. Опиливают деревья, заасфальтировали 2-3 дорожки, дворники без устали метут.

Алина Порох, жительница Волгограда:

– У нас и у наших друзей никаких проблем с оплатой за ЖКУ не возникало. ЖЭУ работает, конечно, не идеально, но никаких «местных бунтов» не было никогда. То, что вижу лично я, – грязные подъезды, мусор во дворах. А в остальном вроде всё нормально: отопление, горячая вода – всё в норме, не замерзаем.

Официальные данные

Соотношение между фактической оплатой населением ЖКУ и начисленной населению суммой составляет 97,5 %. Работа с должниками: иски в суд (с начала года 719 исков на сумму около 5 миллионов рублей); остальным направляются предупреждения; один должник был выселен из занимаемого по договору социального найма помещения.

Оплата ЖКУ жителями Волгограда производится через посредника (Городской информационно-вычислительный центр) при наличии договора с УК, ТСЖ или ЖСК или этим организациям напрямую.

В связи с тем что в Волгограде действуют экономически обоснованные тарифы на ЖКУ, то есть уровень оплаты населением ЖКУ составляет 100 % поставленной услуги, разница между платёжками населения и стоимостью поставленных ресурсов отсутствует. Корректировки случаются – за неоказанные и некачественно оказанные услуги производится перерасчёт (уменьшение) размера оплаты за ЖКУ.

В связи с реализацией ФЗ № 185 на 2009 год запланировано установить общедомовые приборы учёта на 155 домов. Общее количество запланированных к концу года общедомовых счётчиков – 369 штук, на общую сумму 22618,9 тыс. рублей. На 1 января 2009 года в многоквартирных домах Волгограда было установлено 2569 общедомовых приборов учёта.

Самара: что за зверь такой – корректировки?

Площадь – 466 кв. км, население – 1,139 млн человек

Личное мнение

Наталья Эммануиловна, жительница Самары:

– Я живу в пятиэтажке. Нашему дому лет 20, и за всё это время я не припомню, чтобы были какие-то проблемы с коммунальными платежами. За квартиру мы платим регулярно и вовремя, поэтому никаких долгов и резкого увеличения платы за свет, воду, тепло не бывало. Правда, раз принесли на большие суммы, но оказалось, что тарифы подняли, а мы закрутились и не знали.

О проблеме «корректировок по оплате за ЖКУ» я ничего не знаю. Что это за зверь такой?

Счётчики в нашем доме старые – на электричество. Ставить новые счётчики на свет, воду и газ нас не агитируют. Знаю, что мои знакомые после ремонта ставят себе новые счётчики на воду. Отзывы разные – у кого экономия выходит, у кого нет. Коммунальные платежи мы платим в сберкассу. По-моему, никаких посредников по сбору средств между нашим домоуправлением и жильцами нет. Иногда на домах появляются объявления, где пишут про задолженности. Грозят раскидать долги на всех. А разве это законно?!

Официальные данные

В администрации Самары долго не могли понять, о каких корректировках идёт речь. «Плату за отопление могут распределить на все месяцы года равномерно – это да. Но никакой разницы между выставленными счетами от энергетиков и оплаченной жителями коммуналкой у нас не бывает. Поэтому мы её никак не погашаем. А должники, конечно, есть, как и у всех, наверное».

Информация сайта администрации Самары

«На днях глава Куйбышевского района Михаил Фомин провёл экстренное совещание по вопросу принятия мер к должникам по оплате ЖКУ.

По информации Единого информационно-расчётного центра, 8600 человек – жителей Куйбышевского района – сегодня находятся в списке должников с задолженностью свыше 10 тысяч рублей. Их долги перед КЖКХ Куйбышевского района составляют свыше 42 миллионов рублей, а перед управляющей компанией – свыше 75 миллионов. Долги некоторых превышают 50 тысяч рублей и даже 100 тысяч рублей.

На встрече говорилось о том, что ежедневно специалисты администрации района совместно с председателями ТОСов выходят в рейды по выявлению неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. Управляющая компания ООО «ПЖРТ Куйбышевский» выявляет должников, долг которых превысил срок свыше двух месяцев. В 2009 году планируется массовая подача исковых заявлений в суд на взыскание задолженностей с граждан по оплате ЖКУ. Глава Куйбышевского района Михаил Фомин отметил, что те неплательщики, которые ссылаются на отсутствие работы, могли бы погасить долги, устроившись работать, например, в ту же сферу ЖКХ, где сегодня наблюдается дефицит рабочих рук: дворников, слесарей, плотников».

Ульяновск: 13-я платёжка не прижилась

Площадь – 622,46 кв. км, население – 604 тыс. человек

Личное мнение

Дядя Гриша, житель Ульяновска:

– Мы с женой живём в этом доме с 1964 года. Дом пятиэтажный. Мы – пенсионеры. Платим за квартиру добросовестно, как пенсия придёт – бежим платить. Не припомню такого, чтобы случались какие-то неувязки с платёжками, завышенные суммы не приходят, за текущие трубы на улицах не заставляют платить. Да их быстро ремонтируют.

Про корректировки мы не знаем ничего. В нашей квартире есть только счётчик электричества, остальные нам ни к чему. Знаю, что в соседних подъездах ставили счётчики на воду и газ. Говорят, есть экономия.

Официальные данные

В отделе по связям со СМИ администрации города Ульяновска по телефону нам сообщили следующее.

Сейчас задолженность населения Ульяновска по коммунальным платежам – около 1 миллиарда рублей. В связи с этим существует план мэра Ульяновска по работе с неплательщиками. Его основной принцип – индивидуальный подход. Для пенсионеров, ветеранов, малоимущих вводят рассрочки, заключаются договоры на отсроченный платёж, оформляются субсидии. К обычным злостным неплательщикам применяют жёсткие санкции отключения воды и электричества в квартирах (таких случаев уже несколько сотен).

Между управляющими компаниями города и населением есть посредник по сбору коммунальных платежей – ООО «РИЦ».

В прошлом году в соответствии с постановлением правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в Ульяновске было принялись возмещать корректировки за счёт управляющих компаний, а значит, населения. Была введена так называемая 13-я платёжка, но жители возмутились – писали в инстанции, президенту РФ; и мэр Ульяновска дальнейшее внедрение «13-й платёжки» не поддержал. Долги перед энергоснабжающими организациями погашали за счёт бюджета. В начале 2009 года долг населения составлял около 450 миллионов рублей, городская казна выплатила половину этой суммы. В начале 2009 года принята городская программа на 2009–2011 годы по установлению внутридомовых и внутриквартальных регуляторов тепла. Стоимость одного такого устройства – около 80 тысяч рублей на один дом.

Никакой агитационной кампании по установке в квартирах счётчиков на электричество, воду, газ, тепло администрация города не ведёт. Это забота управляющих компаний.

Пенза: власть ищет подход к неплательщикам

Площадь – 288,5 кв. км, население – 507,8 тыс. человек

Так как сумму долгов пензяков за ЖКУ в администрации города нам не сообщили, пришлось искать её в Интернете. Там, к нашему удивлению, обнаружилась только одна заметка на эту тему. В газете «Молодой ленинец» от 31 марта сего года сообщается, что долги по оплате жилищно-коммунальных услуг имеют примерно десять тысяч пензяков. Общая задолженность составляет около 50 млн рублей.

Личное мнение

Татьяна, жительница Пензы:

– У нас дом кооперативный, и когда какие-то повышения происходят, нам об этом сообщают заранее – обходят квартиры, предупреждают, насколько повысятся тарифы, и берут подписи, что мы с новыми суммами ознакомлены. Те, у кого в квартирах есть счётчики на горячую и холодную воду, платят значительно меньше. У нас, к сожалению, денег на них пока нет, потому что стоят счётчики дорого. Тем, у кого приборов нет, разбрасывают тот объём ресурсов, который расходует наш дом. Про корректировки не слышала ни разу. Вообще, если грядут увеличения какие-то, то об этом сообщается в газетах заранее. Платим деньги на почте, посредников никаких нет.

Официальные данные

В Пензе более 60 процентов многоквартирных жилых домов находятся в управлении ООО «Генеральная управляющая компания» Пензы, остальные – в ТСЖ, ЖСК и т. д. Приёмом средств за жилищные услуги от жителей домов, находящихся в управлении «Генеральной управляющей компании», занимается её расчётно-кассовый центр.

Проводится активная работа с должниками ЖКУ. На квитанциях размещается информация о сумме долга. Работники обслуживающих организаций проводят разъяснительную работу с неплательщиками. Периодически ходят по квартирам должников и объясняют, почему надо оплачивать ЖКУ, каковы последствия игнорирования квитанций, какие есть способы выхода из трудной ситуации. Рассылаются информационные письма с суммой долга и возможностями его погашения. В подъездах на досках объявлений размещается информация о должниках, проживающих в этом доме.

Также ведутся судебные дела по взысканию долгов за ЖКУ. К выселению как к мере воздействия на неплательщиков в Пензе пока не прибегали, но в перспективе всё же планируется использовать специализированный фонд (в основном общежития) для переселения злостных неплательщиков из их квартир. Возможно, этот процесс начнётся уже в текущем году.

Еженедельно совместно со СМИ проводятся рейды по должникам. Проблема освещается в электронных, печатных и телевизионных СМИ, что даёт свои результаты: за шесть месяцев подобной активной работы общий долг жителей домов за жилищные услуги сократился.

Безусловно, подход к каждому жителю-должнику должен быть дифференцированным. Кто-то не может оплачивать ЖКУ по объективным причинам, а некоторые, не имея финансовых проблем, просто отказываются платить.

Позиция власти такова: не «враждовать» с должниками, а идти навстречу жителям, попавшим в трудную финансовую или жизненную ситуацию, совместно искать пути выхода из неё. Как вариант – реструктуризация долга (иными словами, рассрочка). В расчётно-кассовом центре можно заключить договор на реструктуризацию долга: сумма долга делится на равные доли и распределяется на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

Также местные власти активно ведут работу по субсидированию: если оплата ЖКУ составляет более 22 процентов от совокупного дохода семьи, то гражданин имеет право оформить субсидию на оплату ЖКУ (должники не имеют такого права, пока не оплатят долг или не заключат договор о реструктуризации долга). Субсидию на оплату ЖКУ можно оформить в отделе по начислению субсидий.

В 60 процентах многоквартирных домов Пензы действует система персонифицированного учёта средств, поступивших от жителей конкретного дома. То есть ведётся раздельный учёт доходов и расходов на каждый дом.

В марте 2009 года в Пензе впервые была использована новая форма отчёта перед жителями: на оборотной стороне квитанций за февраль была размещена информация о начислениях по квитанциям и о фактических затратах, то есть о том, сколько собрано денежных средств с жильцов конкретного дома и на что они потрачены (содержание общего имущества с расшифровкой, аварийное обслуживание, текущий ремонт и т. д. – всего более 15 позиций). В этой пробной акции участвовали 4 МУПа: всего 270 домов, 25878 лицевых счетов.

Общедомовые приборы учёта устанавливаются на жилищный фонд за счёт бюджетов разных уровней (в первую очередь за счёт средств городского бюджета). Счётчики на тепло и ГВС установлены на 24 процентах домов. Планируется оснастить счётчиками на коммунальные услуги весь жилищный фонд Пензы.

Воронеж: проблем с корректировками нет

Площадь – 590,43 кв. км, население – 839,9 тыс. человек

Личное мнение

Ирина, жительница Воронежа:

– У нас в доме есть счётчики на всё, поэтому ни за кого кроме себя мы не платим. Конечно, меня возмущают постоянно увеличивающиеся суммы в жировках, но так происходит не только у нас, но и по всей стране, и всё с согласия федерального правительства, точнее, этого его постановления № 307. В стране кризис, людей увольняют, а тарифы всё растут. У многих моих знакомых нет общедомовых счётчиков, и они в надежде на уменьшение счетов в платёжках очень ждут их установки.

Официальные данные

Задолженность по оплате коммунальных услуг населения Воронежа составляет 189,2 млн рублей. В целях сокращения долгов управляющие организации проводят беседы с должниками, рассылают предупреждения и уведомления о погашении задолженности, направляются исковые заявления в судебные органы.

На территории городского округа «Город Воронеж» функции единого информационно-расчётного центра ЖКХ выполняет муниципальное унитарное предприятие «Муниципальный информационно-вычислительный центр» (МУП «МИВЦ»). Договоры на информационное обслуживание заключены МУП «МИВЦ» с 259 жилищными организациями.

В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ любая жилищная организация вправе либо самостоятельно, либо с привлечением подрядной организации осуществлять начисление, учёт, сбор и обработку платежей граждан за ЖКУ.

Некоторые ТСЖ выполняют эти функции самостоятельно.

С 1 января 2009 года население городского округа «Город Воронеж» производит оплату за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с федеральным стандартом уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Проблем с перерасчётом размера платы по жилищным услугам в городе Воронеже нет.

В городском округе «Город Воронеж» всего 5308 многоквартирных жилых домов. В настоящее время общедомовыми счётчиками теплоснабжения обеспечены 2499 домов, холодного водоснабжения 2009 домов, горячего водоснабжения 2826 домов, газоснабжения 941 дом, электроснабжения 784 дома.

В настоящее время общедомовые приборы учёта устанавливаются за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, поставщиков коммунальных услуг, ГУ «Центр энергосбережения Воронежской области», бюджета городского округа «Город Воронеж».

Саратов: услуги хуже, а цены космические

Площадь – 393 кв. км, население – 836,1 тыс. человек

Личное мнение

Вера, жительница Саратова:

– Если говорить о повышении тарифов, то услуги предоставляются хуже, а цены космические. Нет давления горячей воды в ванной, на девятом этаже, в вечерние часы и в выходные дни, когда разбор воды большой. Получается, что мы ей практически не пользуемся, а берут по полной. И ничем не докажешь.

Писала заявление в УК «Жилкомплекс», так они если и создадут комиссию, чтобы придти и проверить давление, то в рабочие часы, когда давление, скорее всего, будет нормальным, так как все жильцы в основном тоже на работе и разбора воды нет.

Нужно действительно ставить счётчики, но будет ли это спасением, не знаю, так как общедомового счётчика ещё нет. Кстати, подписи с нас на установку приборов ещё весной прошлого года собирали. Вот ждём. Хотя платить такие бешеные суммы за ржавые трубы водоканала, из которых вода в основном на улицу течёт, а не в дома, и за горячую воду, которая чаще бывает чуть тёплой, надоело. В январе мы 4700 отдали, и это без оплаты за газ. А вот за что такие деньги берут – непонятно.

Официальные данные

Задолженность жителей за ЖКУ на 7 апреля составила почти 1,1 млрд рублей. Из них 825,8 млн за коммунальные услуги и 274 млн за жилищные. Собираемость платежей в среднем составляет 83 процента в месяц.

В 2008 году в домах Саратова установлено 1784 прибора учёта энергоресурсов. В этом году ведомственной целевой программой «Установка общедомовых приборов учёта потребления ресурсов (тепловой энергии, холодной воды, электроэнергии) в многоквартирных домах Саратова на 2009–2011 годы» планируется на 293,9 млн рублей установить 5648 приборов учёта. Из них 1799 теплосчётчиков, 582 счётчика на холодную воду, 3267 – на электроэнергию.

Возмещение сверхнормативного потребления за счёт средств бюджета города осуществляется только по услугам отопления и горячего водоснабжения. В прошлом году из городского бюджета комитету по ЖКХ на оплату «корректировок» были перечислены субсидии в 570 млн рублей. Из них 330 млн для расчётов по корректировкам за 2007 год и 240 млн на 2008 год. Кроме того, в прошлом году на оплату долгов МУ ДЕЗов за потреблённую сверх установленных нормативов потребления теплоэнергию райадминистрациям было выделено почти 140 млн рублей. В горбюджете этого года на возмещение необеспеченных платой затрат организаций, оказывающих услуги отопления и горячего водоснабжения за 2008 год, предусмотрено в виде субсидий 55,6 млн рублей.

***

Тарифы, по которым МУП «ЕРКЦ г. Саратова» работает с управляющими компаниями:

- за расчётное обслуживание в соответствии с тарифом на услуги, утверждённым нормативным актом органа местного самоуправления, – 6,09 руб. за один лицевой счёт;

- за кассовое обслуживание в соответствии с тарифом на услуги, утверждённым нормативным актом органа местного самоуправления, – 2,95 % от статей содержания и ремонта жилья.

Сейчас ЕРКЦ обслуживает около 120 тысяч лицевых счетов в Саратове.

***