Отопсезон: за каждым процентом неоплаты стоят сотни миллионов рублей
Сегодня уже можно смело заявлять, что зиму жители Саратовской области благополучно пережили. Отопительный сезон плавно подошёл к завершению. О том, насколько сложным он оказался, «Газета недели в Саратове» выясняла у генерального директора сразу трёх компаний – ООО «Саратовская газовая компания», ОАО «Саратовоблгаз», ОАО «Саратовгаз» – Сергея Лисовского.
– Сергей Михайлович, отопительный сезон 2008–2009 можно считать уже завершившимся. Как бы вы оценили его итоги?
– Оценку отопительного сезона всегда следует проводить в сравнении. Так уж сложилось, что 2008 год был во многом благополучным, а 2009-й оказался задетым кризисом. Поэтому я бы сравнил первый квартал 2009 года с первым кварталом 2008-го. В первом квартале 2009-го по всем категориям потребителей резко сократились платежи. Особенно заметно это было в январе. Уровень оплаты ТЭР был тогда фантастически низким – 59 % от выставленных счетов. Мы такого не наблюдали уже много лет. Даже бюджетные организации в январе платили на уровне 18 %, этого уже лет 10 как не было. Так что провал по платежам оказал сильное влияние на общую картину прошедшего отопительного сезона.
Если смотреть по цифрам, то итог таков. Оплата организациями электроэнергетики (основные потребители газа) в первом квартале прошлого года составляла 96 %, в этом году – 83 %; предприятиями промышленности – 94 % (2008 год) и 87 % (2009 год); коммунальный комплекс – 89 % и 86 % соответственно. По населению в 2008 году уровень оплаты составлял 92,8 %, в первом квартале текущего – 84 %. И нелишним, наверное, будет напоминание, что за каждым из этих процентов стоят сотни миллионов рублей.
– То есть понервничать ситуация заставила…
– Нервных перегрузок в этом году было гораздо больше и у нас, и у членов регионального правительства, и у руководства муниципалитетов. Причина нервотрёпки ещё и в том, что в этом сезоне мы были вынуждены прибегнуть к крайним мерам, то есть производить отключения газа в целом ряде районов, и это коснулось даже некоторых бюджетных организаций. Оговорюсь, что крайняя мера никогда не вводится внезапно. Естественно, мы вели многочисленные переговоры и рассматривали графики оплаты задолженности. Другими словами, делали всё возможное, чтобы выход из сложной ситуации с задолженностями был безболезненным для всех сторон. Большинство потребителей, кстати, этих графиков добросовестно придерживались, и проблема разрешилась благополучно. Но отдельные районы срывали их и дважды, и трижды, что в конечном итоге вынудило нас прибегнуть к крайним мерам. Наиболее сложная ситуация сложилась в Балашовском, Красноармейском, Петровском и Калининском районах. Даже те обещания, которые были даны под гарантии руководства области в некоторых районах, например в Красноармейском, до сих пор не выполнены. Это наводит на мысли о том, как нам работать дальше. Я уже заявил на областном селекторе, что по ряду районов мы больше ни на какие договорённости не пойдём. Надо сказать, что после этого заявления Петровский район, например, очень оперативно исправился, и я считаю, что с ним работать мы продолжим в нормальном режиме.
Крайние меры почему-то оказываются самым действенным способом для выхода из трудной ситуации. Как только мы начинаем прекращать подачу газа на объекты, решение по закрытию своих задолженностей там сразу находится.
– И всё-таки давайте вернёмся к неприятной теме задолженности за ваши услуги. Как они сегодня выглядят в денежном выражении?
– Сейчас невыполнение договорных обязательств по оплате перед газовой компанией составляет 664 миллиона рублей, без учёта населения. Основная сумма за энергетиками (ОАО «ВоТГК») – 425 миллионов. 158 миллионов нам недоплатили организации коммунального комплекса, 81 миллион – промпредприятия.
Что касается бюджетных организаций, то сейчас ситуация постепенно выравнивается. Если в начале года уровень оплаты ТЭР с их стороны не превышал 18 %, то сейчас платежи подошли к отметке 100 %. Даже прокуратура, которая не платила весь квартал, и та с долгами рассчиталась. Думаю, что по этим потребителям провал января скорее случайность, недоработка, и можно надеяться на то, что она не повторится.
Долги населения составляют более 384 миллионов рублей. Проблема здесь, конечно, заключается в сознательности самого населения, а также недостаточной работе с людьми, которую должна проводить наша компания совместно с властью. Когда муниципальная власть создаёт обстановку нетерпимости к неплатежам, то там и процент оплаты выше, и снабжение гораздо устойчивее. Как создавать эту обстановку нетерпимости? К сожалению, надо признать, что на текущий день единственной эффективной воспитательной мерой является наказание или угроза наказания. В данном случае речь идёт о судебных решениях.
С нашей стороны работа должна вестись по внедрению современных систем оплаты, расширению сети приёмных пунктов. Людям нужно разъяснять смысл выставляемых им счетов, ведь там очень много тонкостей. Счета бывают разные: абонентам, имеющим приборы учёта или нет, влияние также могут оказывать температурные коэффициенты и другие факторы. Деталей много. Когда потребитель понимает, за что он платит, то он делает это осознанно, когда не понимает, например, что такое температурный коэффициент, у него возникает протестное чувство. Поэтому к скорейшему и благополучному разрешению всех вопросов должна привести только комплексная совместная работа.
– А законодательно какие-то изменения в процесс внести можно? Что нужно сделать, чтобы не допускать прошлых ошибок?
– На уровне нашей компании никаких изменений в законодательство мы внести не можем, кроме разве что внутренних регламентов. Мы работаем только по федеральным и областным нормативным актам. Если говорить о мерах, которые могли бы в дальнейшем способствовать недопущению таких ситуаций с долгами, как возникали в этом году, то я бы предложил несколько подходов.
Во-первых, нужно ещё раз провести инвентаризацию теплоснабжающих организаций. Вопрос даже не в том, что лучше – муниципальные или частные организации. Всё зависит от людей. Есть частные структуры, прекрасно со своими обязанностями справляющиеся и не создающие проблем. А есть зависимые от власти, но постоянно спотыкающиеся организации. Сейчас важно определить, кто будет подавать тепло нашим гражданам.
Во-вторых, я бы предложил провести аудит теплоснабжающих организаций, чтобы понять, с какими финансовыми источниками они подходят к новому отопительному сезону.
По 131-му федеральному закону теплоснабжение – это полномочие муниципальных образований, но МО же не всесильны, поэтому без помощи районной и областной власти им не обойтись. Зампред областного правительства Александр Стрелюхин, например, очень активно решал вопросы устойчивого теплоснабжения области. И во многом благодаря ему многие проблемы отопительного сезона решались положительно.
– Саратовская газовая компания реализует на территории Саратовской области газпромовскую программу газификации российских регионов. На федеральном уровне говорят о сохранении финансировании программы на текущий год. А как у нас обстоят дела?
– При всеобщем секвестровании объёмы финансирования нашей программы сокращаться не будут. Это одна из немногих таких программ.
Несмотря на проблемы с выполнением двух главных условий участия в программе газификации (выполнение соглашения и уровень оплаты), было принято решение, что реализация программы должна продолжиться в полной мере.
На данный момент мы имеем все документы и заверения для того, чтобы действовать по ранее намеченному плану. То есть в 2009 году мы должны завершить программу газификации Перелюбского района.
– Сроки строительства и ввода опасений не вызывают?
– Прокладка межпоселковых газопроводов по сравнению с 2008 годом в настоящее время ведётся гораздо лучше. В прошлом году пришлось за один месяц сконцентрировать огромное количество сил и средств, чтобы проложить межпоселковые газопроводы. На данный момент проложено уже 20 % от намеченных к вводу в этом году линий. Сомнений в том, что и остальная часть будет готова, у нас нет.
Следующий этап – это уже внутрипоселковые газопроводы. Надо отметить, что конкурсы по муниципальным образованиям проведены, и заниматься внутрипоселковыми сетями будут четыре организации. А нам придётся координировать их деятельность. Главная проблема здесь в том, что в бюджете Саратовской области ещё не заложены средства на выполнение этой работы. Есть только 30 миллионов. По оценкам заказчика, необходимо ещё 100 миллионов рублей. Помимо этого, нет решения и по средствам на газовые котельные социальной сферы. Устное указание губернатора на этот счёт есть, но данный вопрос надо решать оперативно.
В текущем году гораздо больше оптимизма внушает газификация индивидуальных домовладений. В прошлом году жители просто не верили в успех всего предприятия. А в этом году уже поступили заявления на газификацию более чем от 60 % владельцев негазифицированных домов. Это гораздо больше, чем за весь прошлый год. По этим заявкам уже составляются технические условия, для каждого жилого дома выполняются технические проекты. Работа очень кропотливая. Иногда межпоселковый газопровод протянуть бывает намного проще, чем трубу к каждому дому с его особенностями. Я уверен, что газификация пройдёт с гораздо более высоким качественным показателем. В этом году порядок пуска газа изменён. Теперь за разрешением на подключение руководство региона должно обращаться в ООО «Межрегионгаз» не менее чем за 2 недели запланированной даты пуска газа. Подписываются акты приёмки и другие документы. А затем достоверность этих сведений согласовывается с региональной газовой компанией. То есть мы отвечаем не только за межпоселковые газопроводы, но и за внутрипоселковые, и за подключение домов. После этого уже даётся добро на пуск газа. Эта схема поможет избежать прошлогодних экстренных пусков. Теперь начнётся планомерная работа, что в отношении с газом, веществом взрывоопасным, особенно актуально.