Перевозчики готовят главе города «остановку по требованию»
Экономический конфликт в Балакове имеет политическую окраску
Прокуратура Балакова подготовила проект заявления в арбитражный суд об отмене результатов конкурса на распределение пассажирских маршрутов. По мнению надзорного ведомства, при отборе перевозчиков были нарушены правила, определённые городской администрацией.
Конкурс с подгонкой результатов
Помощник прокурора Балакова Александр Лисин рассказал «Газете недели», что с жалобами в надзорное ведомство обратились местные предприниматели. Кроме того, этот вопрос рассматривался на заседании общественного совета по защите прав малого бизнеса, действующего при балаковской прокуратуре с осени прошлого года.
Как выяснила проверка, предприятия, победившие в конкурсе, в поданных заявках «завысили реальное количество транспортных средств, указав одни и те же автобусы». В заявках обнаружились «икарусы» 1981–1982 годов выпуска, хотя по правилам конкурса возраст машины не должен превышать десяти лет.
По словам Лисина, балаковская прокуратура вынесла представление главе администрации с требованием устранить нарушения и подготовила проект арбитражного иска. Окончательное решение о целесообразности обращения в суд будет принимать областная прокуратура.
Как рассказал председатель балаковской ассоциации предпринимателей Алексей Расходчиков, местные перевозчики готовы самостоятельно оспорить итоги конкурса в суде. Конкурс в Балакове прошёл в августе прошлого года, когда, в соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении, городские власти получили полномочия по организации транспортного обслуживания жителей.
По мнению председателя ассоциации предпринимателей,
«критерии отбора в части производственной базы, стоянки транспорта и медицинского обслуживания водителей были изначально подогнаны под конкретное предприятие».
80 процентов маршрутов выиграли ОАО «Пассажирский автокомбинат», все акции которого находятся в собственности области, и фирма «Перевозчик».
Как утверждает Алексей Расходчиков, входивший в конкурсную комиссию, на момент проведения отбора директором ОАО «ПАК» и одним из учредителей ООО «Перевозчик» был Кирилл Лаврентьев, избранный в октябре главой города Балакова.
«До конкурса на долю мелких предпринимателей приходилось 60 процентов рынка, сейчас им оставили всего два маршрута. В результате частники несут убытки, страдают и пассажиры, так как у победителей не хватает транспорта, чтобы обслуживать все выигранные направления», – считает Расходчиков.
Куда испарились льготники?
Балаковские перевозчики обратились в антимонопольную службу с жалобой на распределение компенсаций за обслуживание льготников.
«Это бюджетные деньги, но по распоряжению главы района занимается ими не муниципальный орган власти, а хозяйствующий субъект ОАО «Пассажирский автокомбинат», который сам возит льготников и сам себе начисляет выплаты, рассчитанные по собственной методике. Он же определяет, какую сумму должны получить конкуренты», – говорит Алексей Расходчиков.
Региональное управление ФАС возбудило дело о нарушении статьи 15 закона «О защите конкуренции», рассмотрение намечено на 14 апреля.
Областной бюджет выделяет перевозчикам от 380 до 430 рублей за одного льготника в месяц. В среднем на каждый автобус приходилось по 20–30 тысяч рублей. В феврале суммы уменьшились вдвое.
«Это произошло именно на маршрутах, где работают частники, – утверждает Алексей Расходчиков. – Выяснилось, что муниципальное транспортное управление применило новую методику обсчёта пассажиропотока, благодаря которой половина льготников испарилась. Эта методика не утверждена в министерстве транспорта, но с учётом того, что МУ «Транспортное управление» находится в подчинении у главы города Кирилла Лаврентьева, могло произойти всё что угодно».
У власти всегда найдутся новые абсурдные условия
Представители предпринимательской ассоциации пессимистично оценивают перспективы своей претензионной работы: «Каковы бы ни были решения ФАС и арбитража, разбирательство затянется минимум на полгода. Даже если будет объявлен новый конкурс, городские власти смогут выдвинуть новые абсурдные условия, ведущие к монополизации рынка и выдавливанию мелких предпринимателей».
По оценке бизнесменов, экономический конфликт имеет и некоторую политическую окраску.
«Кулуарно нам объясняют, что господин Лаврентьев член «Единой России» и глава города, как можно сделать что-то против такого великолепного человека,
– говорит Алексей Расходчиков.– Мы не видим другого выхода, кроме смены главы. Но прямых выборов нет, главу города избирают депутаты, а процедура отзыва в законе не предусмотрена».
В городской администрации заявления предпринимателей считают надуманными.
«Никаких аффилированных фирм не существует. У нас одинаковый подход ко всем перевозчикам, обслуживающим пассажиров, – говорит начальник отдела транспорта администрации Олег Мельников. – Требования, выдвинутые к участникам конкурса, были сформулированы в соответствии с федеральным законом «О безопасности дорожного движения», мы их заранее опубликовали, чтобы все претенденты могли подготовиться. Перевозчики, которые сейчас высказывают претензии, выставлялись на два маршрута и выиграли их, никто не мешал им бороться за большее количество лотов».
По его словам, предприниматели начали возмущаться спустя полгода после проведения отбора, когда «независимая проверка областного министерства транспорта и ГИБДД обнаружила у них многочисленные нарушения безопасности перевозок и в прокуратуру было подано заявление о принятии мер реагирования».
Людмила Савочкина, помощник депутата Государственной думы Киры Лукьяновой:
РЕАЛЬНОЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НЕ ВИЖУ
– Балаковские предприниматели дважды обращались за помощью к Кире Лукьяновой, в сентябре после проведения конкурса и в феврале, после резкого снижения суммы компенсаций за льготников.
Согласно постановлению главы района от 2006 года, распределением этих средств занимается ОАО «ПАК», у него заключены договоры с областным министерством транспорта.
Но согласно постановлению главы от 2007 года эти функции должны были перейти к муниципальному транспортному управлению. «ПАК» использует методику расчёта, согласованную с министерством.
Как бывший депутат областной думы, я полагаю, что документ, по которому идут бюджетные средства, должен утверждаться областной думой. Внятно объяснить этот момент пока ни одна инстанция мне не смогла.
Кто выигрывает от сегодняшней ситуации? Нынешний глава города Кирилл Лаврентьев ранее был директором ОАО «ПАК». Согласно выписке из госреестра, предоставленной налоговой инспекцией, на 1 сентября 2008 года он также был директором ООО «Перевозчик», на 1 ноября, уже после избрания главой, оставался в числе его учредителей. Вторым учредителем была указана супруга бывшего главы района Владимира Рогова.
Я передавала эти документы в районные УВД и прокуратуру, была на личном приёме у первого заместителя прокурора области и у начальника ГУВД Сергея Аренина, связалась с областным ОБЭП. Сейчас все в стране говорят о борьбе с коррупцией, но реальной работы я не вижу. Возможно, дело в том, что у членов партии «Единая Россия» не может быть нарушений?
В законе существуют способы сменить главу муниципалитета. Для этого жители округа должны собрать подписи о недоверии депутату и его отзыве. Теоретически это возможно, но на практике такого не бывало. С моей точки зрения, в сегодняшнем совете депутатов есть кандидатуры, более подходящие для должности главы города.
Например, Сергей Грехов. Он был директором КЖХ, работал на атомной станции. Это более опытный человек, который профессионально разбирается в вопросах тарифов и коммунального хозяйства.
Александр Анидалов, депутат Балаковского городского совета от КПРФ:
НЫНЕШНИЙ ГЛАВА ГОРОДА – ФИГУРА НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
– Стоит отметить, что на октябрьских выборах Людмила Савочкина шла по округу Кирилла Лаврентьева и проиграла под давлением административного ресурса. Она очень настойчивая женщина и, на мой взгляд, своего добьётся.
Лаврентьев был избран на пост главы города как полунейтральная фигура. По сравнению с единороссом Александром Паршиным это, безусловно, шаг вперёд. Но тем не менее нынешний глава фигура несамостоятельная, по-моему, он не очень держится за это кресло. Сергей Грехов из команды губернатора. Он пришёл с АЭС, по моему мнению, его профессионализм и опыт в сфере управления и городского хозяйства на несколько порядков выше. Городу от такой замены хуже не будет.
В Балакове перманентно происходит борьба не только между командой партии и губернатора, но и между «атомщиками» и соратниками областного депутата Михаила Кискина. Есть опасность, что одна из групп подгребёт под себя все ресурсы. Для города выгоднее, если между ними образуется здоровый баланс.