Безуспешная охота за торговыми наценками

Оценить
Идея главного санитарного врача России по контролю цен на продовольствие оказалась практически неисполнимой

Идея главного санитарного врача России по контролю цен на продовольствие оказалась практически неисполнимой

Армейская «мудрость», согласно которой, получив приказ, не стоит торопиться его исполнять, а лучше подождать следующего приказа, отменяющего предыдущий, всё чаще становится актуальной для чиновников. История, о которой пойдёт речь, могла бы стать настоящим кошмаром для торгового бизнеса России. Но не стала. По крайней мере на территории Саратовской области.

Инициатива Онищенко и поручение Зубкова

Пару месяцев назад, в начале февраля текущего года, первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, проводя селекторное совещание, интересовался у глав регионов, какие есть причины «так задирать цены». Ведь при рекордном урожае 2008 года и резком удешевлении зерна мука, по мнению Зубкова, должна стоить «примерно 9 рублей за килограмм, а хлеб в пределах 25 рублей».

Но реальная картина мира демонстрировала Зубкову, как разнятся цены на муку и хлеб в отдельных регионах страны. Где-то мука высшего сорта стоит 7 рублей за килограмм, а где-то 13 рублей. Хлеб в Ингушетии, например, продают по 20 рублей за килограмм, а в Сахалинской области – по 70 рублей.

Объяснить ситуацию с ценами на селекторе взялся главный санитарный врач страны, руководитель федерального Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. По его мнению, во всём виновата наценка. Глава Роспотребнадзора заявлял о высоких наценках в оптовой торговле, к которым добавляются не менее высокие наценки в розничных магазинах и торговых сетях.

Инициатива наказывается исполнением. Зубков поручил Онищенко организовать жёсткий контроль за ценообразованием на потребительском рынке. Глава Роспотребнадзора к исполнению поручения приступил с энтузиазмом.

В кабинетах федеральной службы по надзору за защитой в сфере прав потребителей и благополучия человека родилась внушительная по объёмам таблица. В неё, по замыслу разработчиков, еженедельно должны были вписываться текущие цены не только на озаботившие Зубкова хлеб и молоко, но и на крупы, макаронные изделия, яйцо, мясо, рыбу, овощи, фрукты и т. п.

Сотрудникам Роспотребнадзора предстояло проверять оптовые и розничные торговые организации, сравнивая отпускные, оптовые и розничные цены, и фиксировать торговые надбавки в процентном соотношении. Составители, видимо, не были вполне уверены в том, что их региональные коллеги помнят школьный курс арифметики: к таблице прилагалась «шпаргалка», поясняющая, как вычислять проценты.

Эта таблица была разослана Роспотребнадзором в его департаменты и региональные отделения. Отчитываться по предусмотренным в ней позициям подразделениям поручалось еженедельно. Однако нужные Онищенко данные поднять снизу вверх по вертикали оказалось не так-то просто.

Это подтвердила попытка «Газеты недели в Саратове» посмотреть, как с поставленной задачей справляется саратовское территориальное управление Роспотребнадзора.

Среднерозничные показатели вместо эксклюзивного контроля

Главный санитарный врач Саратовской области Алексей Данилов, сославшись на занятость, любезно переадресовал нас к начальнику отдела надзора за питанием населения Елене Никоновой.

Елена Игоревна не стала скрывать, что исполнять поручение московского руководства по той форме (таблице), которая была представлена для исполнения, оказалось непростой задачей. Дело в том, что по закону сотрудники службы Роспотребнадзора имеют право пользоваться только официальной информацией. В регионе есть орган государственной статистики. Значит, все данные должны браться оттуда.

«Наш Саратовстат, к сожалению, отслеживает далеко не весь перечень данных, необходимых нам. Поэтому таблица, спущенная в наше управление из федеральной службы, много раз переделывалась, – пояснила Елена Никонова. – В итоге, с учётом сложностей проведения проверок по оптовым ценам, нам было поручено отчитываться только по индексам среднерозничных потребительских цен по определённым видам продуктов питания».

Этих продуктов, по словам Никоновой, не так много: хлеб пшеничный 1 и 2 сорта, хлеб ржаной, рис шлифованный, крупа гречневая, молоко питьевое 3,2-процентной жирности, творог нежирный, яйцо, мясо (кроме бескостного), сосиски, колбаса варёная, сахар-песок, картофель, морковь и яблоки.

Начальник отдела надзора за питанием населения сказала, кстати, что новый вид контроля за ценами на продукты не отменяет проверок различных предприятий на соответствие их деятельности санитарным нормам. Из слов ответственного работника службы очень хорошо следовало, что она понимает разницу между разовыми поручениями и постоянными обязанностями.

Говорят, что саратовское территориальное управление пыталось переложить надзор за ценами на министерство экономического развития. Но чиновники из саратовского правительства нашли аргументы, чтобы обосновать собственную занятость и отговориться от выполнения хлопотного и маловразумительного поручения главного санитарного врача России.

Железнодорожники картину не изменят

Вполне возможно, что другие региональные отделения ведомства Онищенко отреагировали примерно так же, как и саратовское. То есть здраво. И формально. Возможно, иной реакции в центральном офисе и не ожидали.

И кроме территориальных управлений федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека еженедельный мониторинг ситуации на потребительском рынке в начале марта был поручен ещё и управлениям Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. К поручению отслеживать цены на хлеб, крупы, молочные, мясные, рыбные и другие продукты прилагались те же самые таблицы.

Начальник саратовского управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Дмитрий Куркин сообщил нашей газете, что его подразделение с порученными проверками вполне справляется.

«У нас не настолько обширная торговая сеть на железной дороге. Всего 30 магазинов, – рассказал Дмитрий Павлович. – Данные, которые мы собираем по ним, особого влияния на общую картину ситуации в регионе не оказывают. Наши основные задачи здесь осуществлять определённые документальные проверки, контроль за продукцией, поступающей на торговые склады, отслеживать ценовую политику».

Дмитрий Куркин добавил также, что его специалистам по ценам тоже вообще-то предложено ориентироваться на данные Росстата, но в отчётные таблицы они вписывают те цены, которые наблюдают сами в проверяемых магазинах.